Скандал на конкурсной комиссии: руководство ОГА обвиняют во вмешательстве и готовят жалобу в прокуратуру
Сегодняшнее заседание конкурсной комиссии по избранию директора Николаевского академического художественного русского театра ознаменовалось скандалом. В зал, как уже сообщалось, заявились с плакатами работники театра, которые поддерживают на этой должности кандидатуру своего нынешнего директора Николая Кравченко. Однако в ходе заседания выяснились и другие подробности, которые указывают на то, что сам этот конкурс "дурно пахнет".
В начале заседания глава комисии Гордей Белов проинформировал о распоряжении исполняющего обязанности главы ОГА Вячеслава Боня от 12 сентября. В распоряжении говорится о том, что из состава комиссии должны быть исключены трое ее членов — А.Алиев, Г.Белов и В.Качурин. Такое решение принято якобы после обращения, которое поступило в ОГА от Николаевского областного благотворительного фонда «Индиго» и Николаевской областной организации Национального союза писателей Украины.
Сам факт такого распоряжения вызвал недоразумения у членов комиссии и большинства присутствующих. Гордей Белов говорил, что распоряжение главы облгосадминистрации не может вступать в противоречия с законом Украины и Указом Президента, в которых четко прописано: любое вмешательство органов власти в работу конкурсных комиссий является недопустимым.
Экс-начальник управления культуры, депутат областного совета Светлана Гладун сказала, что комиссия сформирована, провела три заседания, ее решения опубликованы на сайте облгосадминистрации. И до этого все было законно, а теперь вышло распоряжение, которое фактически перечеркивает решения конкурсной комиссии, принятые ранее.
Точку зрения органа власти в данном вопросе высказал руководитель аппарата облгосадминистрации Андрей Ничипорчук. Он согласился с тем, что орган власти не должен вмешиваться в работу конкурсной комиссии. Однако вмешаться пришлось по объективным причинам — с целью исправить ошибки, которые были допущены чиновниками ОГА еще на этапе формирования состава этой комиссии.
Он говорил, что после того, как состоялась жеребьевка, по итогам которой были определены состав этой конкурсной комиссии, в ОГА поступили обращения от других организаций и якобы указали на допущенные ошибки. После чего было принято решение проверить все документы, которые подавали члены конкурсной комиссии.
В ходе этой проверки возникли вопросы по поводу казачьей организации, представитель которой вошел в состав комиссии и даже стал ее председателем. Заявка, в которой эта организация подавала своего представителя, была подписана неким Грищенко, который был указан как глава организации. Однако в выписке из реестра юридических лиц значится, что руководителем и подписантом данного юридического лица является другое лицо — Вьюн.
- Я понимаю, что могут быть протоколы об избрании Грищенко главой. Но все мы понимаем, что руководитель юридического лица становится легитимным после внесения изменений в реестр юридических лиц. Такого не было. Поэтому участие в жеребьевке общественной организации, более того — избрание среди членов комиссии представителя этой общественной организации ставит под глубокое сомнение процедуру жеребьевки, а тем более результаты такой жеребьевки, - сказал Андрей Ничипорчук.
Поэтому, дескать, с целью снятия социального накала и риска будущего обжалования решений комиссии, временно исполняющим обязанности главы ОГА было принято решение отменить членство трех кандидатов, которые были избраны путем жеребьевки, и назначен двухнедельный срок для принятия заявок от всех общественных организаций, которые хотят принять участие в отборе членов комиссии. После этого, якобы, будет проведено окрытое голосование и «нормальное исследование тех документов, которые подаются».
Между тем, оказалось, что на заседании присутствует тот самый Вьюн — профессор, доктор экономических наук, один из соучредителей Академии культурного наследия, преподаватель университета Пилипа Орлика и глава совета старейшин казацких организаций. Валентин Георгиевич объяснил, что его организация проводила массу мероприятий на культурную и историческую тематику, в том числе и при поддержке ОГА, и ранее никаких вопросов по поводу ее легитимности не возникало. Что же касается истории с «нелегитимным подписантом», 75-летний профессор объяснил, что ему не посчастливилось заболеть, но чтобы организация не прекращала свою деятельность, функции руководителя были временно поручены Грищенко.
Другие участники заседания поставили в упрек чиновникам облгосадминистрации то, что увидев, как им показалось, ошибки и несоответствия в документах, никто из них не удосужился направить запрос или хотя бы в устной форме обратиться к руководителям этой организации с просьбой хотя бы объяснить, почему так произошло.
Кроме того, работники театра не могли понять, чем руководству ОГА не угодил Вячеслав Качурин — известный николаевский поэт, который к сфере культуры, к которой относится и театр, имеет самое непосредственное отношение. Однако ответ на этот вопрос так и не был получен.
Андрея Ничипорчука, который собирался покинуть зал, на полпути задержал Семен Белый с вопросом, каким образом те нарушения, о которых он говорил, распространяются на общественную организацию «Театр эстрадных миниатюр «Уездный город N» и ее представителя Алиева, который делегирован в эту комиссию общим собранием, что подтверждается протоколом. Прямого ответа на этот вопрос не последовало — Ничипорчук продолжал твердить о том, что если есть документы, подписанные неуполномоченным лицом, вся процедура жеребьевки ставится под сомнение. Почему эти сомнения возникли конкретно по поводу Качурина и Алиева, он не объяснил. Белый заявил, что сегодня же намерен обратиться с заявлением в прокуратуру — по факту попытки незаконного отстранения их члена от участия в работе комиссии.
Гордей Белов заявил, что есть прецедент — распоряжение и.о. главы ОГА, которое противоречит законодательству, и на вопрос, что с этим делать, ответ присутствующих был прямой и четкий: обжаловать. Председатель конкурсной комиссии предложил направить жалобу в прокуратуру, присутствующие это предложение поддержали.
Продолжить скандальное заседание было решено во второй половине дня.