Баштанская налоговая отказалась принимать у предприятия накладные, а ее начальник требует «к себе» директора
Снигиревский элеватор, входящий в структуру компании «Прометей», оказался в непростой ситуации. В среду предприятию отказались регистрировать налоговые накладные, которые они оформляют по факту каждой сделки, и вместо объяснения причин руководство налоговой почему-то требует личной встречи с директором элеватора.
Как рассказал «Новостям-N» директор элеватора Ашот Манукян, налоговый кодекс предусматривает, что вся отчетность подается в электронном виде. На предприятии устанавливается сертифицированная программа, заключается договор с фискальной службой, предприятию присваиваются ключи и электронная подпись, при помощи которых оно получает возможность регистрировать отчеты и накладные не в бумажном, а в электронном виде, заходя на соответствующий сайт.
При заключении сделки — к примеру, купли-продажи — каждое предприятие-участник этой сделки подает со своей стороны налоговую накладную. На регистрацию налоговых накладных отводится 15 дней. Если в течение указанного периода накладная не подана, сделка может быть признана недействительной, на предприятие наложен штраф, а вторая сторона сделки может на вполне законных основаниях отказаться выполнять свои условия договора. В общем, отсутствие хотя бы одной такой накладной влечет за собой серьезные юридические последствия, финансовые и репутационные потери.
В этот раз Снигиревский элеватор заключил обычную сделку. Однако, попытки зарегистрировать по ней налоговые накладные оказались безуспешными - каждый раз, когда работники предприятия пытались войти в реестр, на экране появлялась одна и та же фраза: «Можливо, договір розторгнуто».
Такое случалось и раньше, и в налоговой обычно объясняли, с чем это могло быть связано — к примеру, технический сбой, ошибка в документах, отсутствие в базе нового адреса или измененных реквизитов.
Чтобы выяснить, что произошло, представители компании связались с руководством Баштанской объединенной государственной налоговой инспекции, в юрисдикцию которой входит и Снигиревский район. Реакция главы налоговой оказалась неожиданной: он заявил, что готов встретиться с директором элеватора — дескать, у них возникли кое-какие проблемы, но он готов их обсудить.
Вообще, когда начальник налоговой намекает директору предприятия на некие «проблемы», которые он готов «обсудить», рука сама тянется к телефону — звонить в прокуратуру, СБУ, а лучше всего — в НАБУ.
Компания решила направить туда своего представителя, который мог бы разобраться в возникших проблемах. Но когда позвонили начальнику налоговой, тот заявил: «Ни с кем встречаться не буду, мне нужен только директор». В ходе беседы прозвучала интересная фраза: «Вы сначала докажите, что вы реальный сектор экономики, и потом мы будем с вами разговаривать».
«Новости-N» попытались выяснить у руководства Баштанской налоговой, что же на самом деле происходит со Снигиревским элеватором. Руководителя налоговой Левона Мелтоняна нам удалось застать в рабочем кабинете. Услышав слова «Снигиревский элеватор» и «накладные», руководитель заметно напрягся и помрачнел.
Никаких пояснений ни по работе реестра, ни по проблемам с регистрацией накладных начальник Баштанской налоговой не дал. Сказал лишь одно: «Пусть обратятся к нам в письменном виде, и мы в письменном виде им ответим».
«Вопрос не в неприятии накладных, а в выдерживании всех норм и требований для получения электронного договора. Который они, естественно, нарушили», - сказал начальник Баштанской налоговой. В чем именно состояли эти нарушения и как бы предприятие могло их исправить, Мелтонян не уточнил.
Юрисконсульт компании «Прометей» Роман Антонян считает, что все происходящее — прямая и осознанная блокировка работы предприятия, поскольку без регистрации накладных оно не может ни оформлять сделки, ни вести бухгалтерский учет. По всему видно, что налоговая использует такой рычажок, как отключение от реестра, чтобы повлиять на предприятие.
Интересно, что как раз в тот момент, когда мы общались с юристом, к нему приехал директор Казанковского хлебоприемного предприятия, которое также входит в структуру компании «Прометей». Директор сообщил, что вчера и их накладные налоговая отказалась принимать.
Таким образом, одним предприятием проблема не ограничивается — подобный способ давления налоговые органы могут применять к абсолютно разным предприятиям, организациям разной формы собственности, всего лишь перекрывая им доступ к электронной отчетности и вынуждая выйти на личный контакт.
Важно здесь учитывать и «денежный» момент. Элеваторы на сегодняшний день — одни из немногих предприятий, у которых есть реальные деньги. Тем более сейчас, когда идет сбор урожая, его реализации и масса договоров с различными предприятиями по его хранению. Где еще «поживиться» налоговикам, как не на элеваторах?