Что принесет саммит НАТО миру и Украине

05.07.2016 в 09:20

В пятницу, 8 июля, в польской Варшаве стартует двухдневный саммит НАТО, на который съедутся делегации 28 стран-участниц, 26 стран-партнеров, представители ЕС, ООН и Всемирного банка. Ожидают более 2 тыс гостей и около тысячи журналистов. Известно, что страны-члены Альянса утвердят решение о размещении 4 батальонов НАТО в Польше, Эстонии, Латвии и Литве. Это такой "привет" России и продолжение политики сдерживания агрессора. Но, вместе с этим, окно для диалога Альянс оставляет открытым. Заинтриговал накануне саммита министр обороны Польши Антони Мацеревич, заявив, что на саммите будет принято такое решение, после которого Россия отступит с украинских территорий. Но суть решения решили держать в секрете до последнего.

Для Украины саммит станет по-настоящему знаковым. Во-первых, запланировано заседание специальной комиссии только лишь для одной Украины. Во-вторых, лидеры стран-участниц Альянса подпишут с руководством Украины дополнительный пакет помощи и одобрят новый Стратегический оборонный бюллетень, который можно считать аналогом Плана действий по членству. Хотят услышать лидеры НАТО от Порошенко и отчет о выполнении Минских соглашений. Эксперты намекают, что от Украины могут потребовать принятия закона о выборах на Донбассе. Понятно, что никаких выборов в ближайшей перспективе на оккупированных территориях не предвидится. Но Западу символическое принятие закона крайне важно: США, Франции и Германии, которые пребывают в избирательном ажиотаже, нужно объяснить своим избирателям, почему санкции против России стоит сохранять. 

ЧЕТЫРЕ БАТАЛЬОНА. "Есть несколько главных тем, на которых сфокусируется саммит. Первая – это все, что связано с вопросами безопасности. Когда речь идет о безопасности и коллективной защите, – это ключевая ответственность НАТО, чтобы обеспечить надежное сдерживание, и любая атака на союзника спустит курок полного ответа всего Альянса. Вторая – обеспечение стабильности в соседних с Альянсом странах. Это важно для таких соседей, как Украина, Молдова, Грузия. Мы с ними работаем, помогаем модернизировать их армию, проводить реформы оборонных институтов и бороться с коррупцией. Идея заключается в том, что если наши соседи более стабильны, то мы более защищены", – анонсировал генсек Альянса Йенс Столтенберг. 

Уже второй подряд саммит НАТО (предыдущий был в Уэльсе в 2014 году) проходит в условиях военной агрессии России против Украины после окончания "холодной войны". Официальные спикеры стран-членов НАТО не берутся говорить, что нападение России на Украину реанимировало "холодную войну" или запустило ее новый виток. Но, при этом, Альянс официально приостановил сотрудничество с Россией и развернул серьезную кампанию по укреплению Восточных границ.

"НАТО фактически была полумертвой организацией. Она не знала, почему существовала, бюджеты стран-участниц были низкие, они не знали, что хотели, они не знали, куда двигаться. Потому что врага не было, которым когда-то был СССР. Путин создал причину существования для НАТО. И теперь мобилизуются финны, шведы, и говорят о возможном членстве в НАТО. И Путин сам себе создал этот кошмар – кошмар в виде НАТО, который фактически был блефом. Такого кошмара не было, а теперь он становится реальностью", – говорил в интервью Сегодня.ua профессор политологии в Ратгерском университете в Ньюарке (Нью-Джерси)Александр Мотыль.

Глава представительства НАТО в Украине Александр Винников согласен, что оборонные бюджеты стран-членов Альянса стоит увеличивать до отметки 2%ВВП: "Но я не думаю, что НАТО не знал, зачем существовал, до российской агрессии. И даже после окончания "холодной войны", когда многие ставили под сомнение необходимость существования НАТО, думаю, Альянс доказал, что если он бы не существовал, то его нужно было бы создавать снова. После агрессивных действий со стороны России многие союзники поняли, что есть лимит урезания военных бюджетов. Есть директива с 2% ВВП (которые страны-члены должны тратить на оборонку – Авт.). К сожалению, эту директиву выполняли лишь несколько стран-членов НАТО. Но за последние год-два мы видим тренд исправления".

Еще до саммита Альянс создал шесть новых штаб-квартир в Польше, Болгарии, Румынии и странах Балтии. А по итогам саммита в Варшаве страны-участницы Альянса еще раз подтвердят приверженность политике сдерживания агрессора и официально утвердят решение о развертывании в Польше и странах Балтии четырех батальонов. Пока непонятно, какова будет их численность. Эксперты Альянса называют цифры от 300 до 800 военнослужащих в каждом батальоне. Но, к примеру, министр обороны Польши Антони Мацеревич признается, что мощностей одного такого батальона Альянса в Польше не хватит, чтобы полностью отбить атаку. Но хватит, чтобы сдержать агрессора, пока на помощь не придут коллективные силы обороны Альянса.

Еще одним ключевым решением саммита, о котором, почему-то, мало говорят, станет передача США командования своей системой противоракетной обороны (ПРО) в Европе в Руки НАТО. "Это трудный технический процесс, и США, поскольку проект ПРО еще не завершен, будут сопровождать его. Система ПРО США в Европе не направлена против России, а направлена против растущей угрозы баллистической атаки с Юга", – объяснил пару дней назад постпред США при НАТО Дуглас Льют.

Систему ПРО в Европе можно без преувеличения назвать "страшным сном России". Ее радары могут фиксировать запуск баллистических ракет, определять траекторию полета и уничтожить их. В систему ПРО в Европе входят: база в Девеселу на юге Румынии, радары в Турции и на кораблях ВМС Нидерландов, четыре американских эсминца с системами защиты от баллистических ракет, а также командный центр в Германии (который и дает команду на уничтожение ракет). Более того, в мае в польском приморском городе Редзиково началось строительство еще одной базы ПРО, где будет радар и пусковая установка. Польская база замкнет кольцо системы в Европе, которую начали "строить" более 10 лет назад. Именно об этом на двусторонке в рамках саммита и поговорят президенты Польши и Америки Анджей Дуда и Барак Обама.

Владимир Путин уже заявил, что Россия подумает, как "купировать угрозы, возникающие в отношении безопасности РФ": "Последние события говорят о том, что ситуация не становится лучше. К сожалению, она усугубляется, имея сейчас в виду ввод в действие в Румынии радиолокационной станции... Это не оборонительные системы, это часть ядерного стратегического потенциала США, вынесенная на периферию". Сразу же за этим заявлением последовало решение о размещении в Калининграде "Искандеров". Ведь от польской базы в Редзиково до Калининграда всего 300 км. 

В ответ на "Искандеры" в НАТО говорят, что их действия по развертыванию системы ПРО носят чисто оборонительный характер, повторяя тезис, что Альянс не ищет конфронтации с Россией. "Но мы должны гарантировать безопасность нашим людям. Именно поэтому мы предприняли шаги по укреплению коллективной обороны и сдерживания. Мы неоднократно выражали обеспокоенность по поводу многих случаев милитаризации в Калининграде и в Крыму. Мы не верим, что такие действия приведут к повышению доверия между Россией и странами НАТО", – подчеркивает Александр Винников.

ПОДДЕРЖКА БЕЗ ПДЧ. Для Украины очередной саммит НАТО в Польше сказать что важен – ничего не сказать. Во-первых, в рамках саммита пройдет заседание Комиссии Украина-НАТО. И право проведения такой комиссии, несмотря на недовольство некоторых стран, "выбили" для себя лишь мы одни из всех 26 стран-партнеров Альянса. 

"Это еще раз подчеркивает особое внимание, которое НАТО уделяет Украине. Один из основных "продуктов", который Украина представит на этом саммите, – Стратегический оборонный бюллетень. Это первый подобный документ, который разрабатывался в тесном сотрудничестве с советниками НАТО. В этом документе много положений, которые отображают стандарты и подходы НАТО к планированию. Ключевым является также определение приоритетов, которые впервые в таком виде появились в этом документе. И эти приоритеты будут интересны нашим партнерам НАТО. То есть, это те сферы, где они могут потенциально приложить усилия в плане оказания Украине помощи на ближайшие как минимум 3-5 лет", – пишет в своем блоге содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник.

По словам замминистра обороны Украины Игоря Долгова, новый Бюллетень можно считать своего рода Планом действий по членству (ПДЧ). "В Украине для формирования Вооруженных сил и приведения их к стандартам НАТО, и для того, чтобы сделать этот инструмент более эффективным мы в полной мере привлекли экспертов НАТО (к написанию бюллетеня – Авт.). Поэтому абсолютно в ваших силах называть это ПДЧ. Для меня главным является результат. Когда мы увидим полностью реформированные ВСУ по стандартам НАТО, с изменённой системой профессионального образования, с изменённой системой карьерного роста военнослужащего, тогда мы увидим, нужно ли нам вообще ПДЧ", – говорил Долгов.

Тезис о ПДЧ для Украины начали активно раскручивать после саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году. Мол тогда мы не получили перспективу членства, потому что "против" выступили Франция и Германия по договоренностям с Россией. Но здесь нужно учитывать еще и мнение народа. Если сравнивать данные соцопросов Центра Разумкова, количество сторонников вступления Украины в НАТО с 2008 года по сегодняшний день выросло почти на 30%. В 2008 году накануне Бухарестского саммита 55,5% украинцев были против вступления в ряды Альянса ("за" высказались лишь 17,8%). Сейчас же больше 43,9% украинцев поддерживают интеграцию в НАТО ("против" – 38% опрошенных). При таком уровне поддержки Украина уже может претендовать на членство в Северо-Атлантическом Альянсе. И, по словам Петра Порошенко, это решение украинцы будут принимать на референдуме. Но только после того, как украинская армия будет полностью реформирована по стандартам НАТО. И только после того, как мы официально подадим заявку на вступление. А пока, по словам главы представительства НАТО в Украине Александра Винникова, такой заявки от официального Киева не было. Да и в НАТО нас, судя по всему, пока не ждут. Поэтому, по словам Алексея Мельника, Украина продолжает оставаться "буферной зоной между Россией и НАТО".

ПОРОШЕНКО-ОБАМА-МИНСК. На полях саммита в Варшаве Петр Порошенко встретится со своим американским коллегой Бараком Обамой. Пока непонятно, каким будет формат встречи: закрытая от посторонних глаз двусторонка, или неформальное общение во время заседания Комиссии Украина-НАТО.

По словам постпреда США при НАТО Дугласа Льюта, на Комиссии Украина-НАТО, помимо подписания расширенного пакета помощи Украине, будет две главных темы обсуждения: "Мы хотим услышать от президента Порошенко о прогрессе в плане политики и безопасности по реализации Минских соглашений, а также его отчет по ситуации в Украине".

Если со вторым пунктом более-менее все понятно, поскольку наверняка речь пойдет о прогрессе проводимых в Украине реформ, то с "прогрессом в плане реализации Минских соглашений" пока туманно. Ведь, с одной стороны, Украина бы давно выполнила свою часть Минска, если бы Россия вывела с Донбасса свои регулярные войска и наемников, а также отдала нам контроль над границей. Но Кремль не спешит это делать, саботируя выполнение Соглашений. 

Экс-посол США в Украине Стивен Пайфер объясняет, что лидеры НАТО хотят услышать оценку выполнения Минска именно из уст Порошенко, и за этим ничего не стоит. "Когда лидеры НАТО встретятся с президентом Порошенко в Варшаве, первый вопрос, который, несомненно, будет обсуждаться, – статус имплементации Минских соглашений. Большинство членов НАТО понимают, что Москва сделала мало для выполнения Соглашений – очевидно продолжение боев на линии соприкосновения и провал в отведении тяжелого вооружения. Но лидеры хотят услышать оценку украинского президента. Комиссия Украина-НАТО пройдет в рамках саммита, который примет решения по поддержанию традиционных мер сдерживания и оборонных возможностей Альянса на его Восточном фланге, учитывая обеспокоенность по поводу поведения России", – сказал Пайфер.

С другой стороны, как уже писал Сегодня.ua, в Евросоюзе, особенно в Германии и Франции, всерьез задумываются над частичным ослаблением санкций против России с января 2017 года. Нужно учитывать, что официальные Париж и Берлин погрузились в избирательные кампании президента и в Бундестаг. Оборотов там набирают партии, открыто симпатизирующие Кремлю. А некоторые из них Россия поддерживает финансово. Именно поэтому ныне действующему руководству лидеров Евросоюза нужно убедить избирателей в том, почему санкции против России должны сохранятся. 

"Сейчас, скажем, в Германии такая аргументация: "Ну, хорошо, Россия не выполняет свою часть Минских соглашений, но Украина тоже не выполняет. Поэтому непонятно почему мы вводим санкции, и не стоит ли, по крайней мере, ослаблять режим санкций". Эта дискуссия есть, ее нужно иметь в виду и украинской стороне соответственно строить аргументацию. И может быть стоит подготовить некоторые символические законодательные инициативы, или даже принять некий закон о выборах. Хотя я не думаю, что действительно будут выборы, пока там идет оккупация. Но тогда бы формальная часть Минских соглашений была удовлетворена, хотя и не имела бы практического значения. Это бы облегчило политикам НАТО и тем, кто входит в ЕС, аргументировать перед своими бизнес-организациями, которые требуют снятия санкций, их дальнейшее продолжение", – сказал Сегодня.ua старший научный сотрудник Института Евро-Атлантического сотрудничества Андреас Умланд.

Источники Сегодня.ua близкие к Минскому переговорному процессу рассказали, что велика вероятность появления в Раде в ближайшие две недели закона о выборах на Донбассе. Этого ранее не исключал и Андрей Парубий. По информации источников Сегодня.ua в пропрезидентской фракции, возможно, в ближайшие две недели законопроект о выборах на Донбассе лишь включат в повестку дня сессии. "Саму же сессию могут и не закрыть 15 июля, чтобы в случае чего собраться на внеочередное заседание. А если и соберутся, то чтобы принять этот законопроект, но только с отсрочкой вступления в силу", – сказал нам один из нардепов от БПП. То, что текущую весенне-летнюю сессию могут не закрыть подтверждал и Андрей Парубий.

Допускает возможность принятия закона о выборах на Донбассе с отсрочкой вступления в силу и содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова Алексей Мельник: "Один из вопросов, которые также будут задаваться Порошенко (на Комиссии Украина-НАТО – Авт.), – вопрос, касающийся выборов на Донбассе. Не может быть выборов, пока на Донбассе не будут обеспечены условия безопасности, хотя бы минимум стандартов украинского законодательства и ОБСЕ, о которых также говорится в тексте Минских соглашений. Но я не могу согласиться с тем, что президенту удастся убедить наших партнеров  в том, почему не принимается сам закон о выборах. Успех зависит как от качества самого законопроекта, так и способностей и желания Администрации президента и самого президента Порошенко проводить разъяснительную работу как в первую очередь с украинским парламентом и общественную работу. Поскольку само решение по этому закону очень чувствительное. Оно может спровоцировать очень сильную внутреннюю дестабилизацию в Украине. Но при качественно проведенной разъяснительной кампании, думаю, принятие такого закона вполне реалистично".

segodnya.ua

Комментарии (11)
ыцык
05.07.2016 в 09:48 | UA

Какая разъяснительная работа, о чём вы? Разбомбить, уничтожить несогласных, а потом - панувати на єдиній та соборній теріторії. Главное, впендюрить побольше поцреотичных ужастиков о страшном и пьяном агрессоре в валенках, с балалайками и медведями - в пустіые майданутые головы. Таком страшном, что сам пан верховный головнокомандуючий не страшится держать там свои конфетные производства! А НАТО - зараз це наше усе!!! С Европой Европа прокатила мыздобулов, так теперь появилась новая фишка - НАТО. Ага, НАТО вас накормит, обогреет и засыплет заказами военные заводики параши! Ждите!
Да пора уже дать Гэроя України пану Тягнибоку, за быстрое раскручивание крымского вопроса путём запугивания местного населения скорым утоплением в Севастопольской бухте! Помнится и министр обороны Гелетей уже закидал Крым точечными ядерными зарядами и провёл парад победы в Севастополе - городе русских моряков! Ах, пардон, пардон - місті української морської слави!

Николаевец
05.07.2016 в 10:19 | UA

Россию не развалить цру. а нато пока будет существовать

Каков вопрос-таков ответ!
05.07.2016 в 10:40 | UA

Ничего не принесёт, окромя головной боли и новых расходов! А Квасьневский ещё вчера дал понять, что великую буферную зону-Украину- в НАТО не ждут!

Николаевец
05.07.2016 в 10:47 | T1

Статья - какое то сборище бреда и витиеватых недомолвок. HATO действительно было когда-то создано для военного противостояния СССР, но для чего НАТО использовалось реально? Военные операции в Югославии, военные операции в Афганистане и т.д. НАТО - это военная дубинка которой США проводят свою геополитику. Да, когда СССР распался стало очень сложно объяснять существование НАТО. Но военные силы альянса реально использовались в реальных войнах. Что значит "полумертвая организация"? Что за бред?
Да, набирающая сила России позволило обосновать существования НАТО, но это только обоснование - ничего больше. И без России США есть кого бояться - того же Китая, скажем, и на кого нападать - тех же Ирана, КНДР, скажем.

Еще очень посмешила фраза "Украина бы давно выполнила свою часть Минска, если бы Россия вывела с Донбасса свои регулярные войска и наемников". Если у России есть войска и наемники - то почему их вывод прямо не прописали в Минских соглашениях? Там нет такого пункта и в помине. Это настолько нелепое обоснования нежелания ново-украинского правительства выполнять минские соглашения...

прикольная статья
05.07.2016 в 10:49 | US

Смысл статьи: ответят, поддержат, разместят, заставят, помогут, осудят, укрепят и т.д. и подобная хрень в каком то будующем вертуальном времени. Верте кастрюлеголовые, плачте от счастья, готовтесь принять оставленные в панике Крым и ДНР. Дурень думкой богатеет.

Николаевец
05.07.2016 в 10:51 | T1

...Это настолько нелепое обоснования нежелания ново-украинского правительства выполнять минские соглашения, что просто диву даешься. Неужели все так плохо и умные государственные мужи не смогли придумать более внятную идею для слушающих их лохов?

однозначно
05.07.2016 в 10:54 | UA

Если НАТО полумёртвая организация то путин стоит на коленях в районе моей ширинки.
А он там и стоит.

СЮР
05.07.2016 в 11:05 | UA

> Николаевец (2016.07.05 10:51 [T1])
Да все уже поняли, что это "ново-украинское правительство" не только не хочет выполнять Минские договорённости, но и не может это сделать! Потому, что бойня - единственный фейк, на который они могут без устали ссылаться, оправдывая развал страны, разгром экономики и социалки и все остальные свои неудавшиеся начинания, типа возрождения ВМФ Украины! Да и наживу на этой необъявленной войне с агрессором, у которого покупают газ, уголь и ещё что-то, тоже нельзя сбрасывать со счетов. А деньги - они, как известно, не пахнут! Особенно для правящей прослойки, явно потерявшей чувство меры и реальности.

АБВ
05.07.2016 в 11:24 | UA

> однозначно (2016.07.05 10:54 [UA])
Для верности. Это ты с петюней у ширинки Обамы и остальных стран НАТО стоишь. Или есть что возразить?

как то так
05.07.2016 в 11:52 | UA

Сплошные угрозы и бряцание оружием. А скажите мне бравые солдаты НАТО, что же вы так жидко обгадились 11 сентября 2001года? Не смогли защитить от полуграмотных террористов даже Пентагон и Нью-Йорк, о какой тогда Европе вы шепчите? Что вы в состоянии защитить вообще ? Разбомбить мирное население Югославии или Афганистана это вы мастаки, а как только 12 апреля 2014 года, самолет Российских ВВС - СУ-24 совершил облет американского эсминца "Дональд Кук", оснащенного новейшей информационной управляющей системой и погасил всю электронику, то 27 бравых моряков тут же написали рапорты о увольнении из ВМФ США и отправились застирывать штанишки. Америкосы открыто говорят, что за Украину они воевать не станут, да и не за кого они кровь свою не прольют.Не будьте столь наивны.Им нужны вялотекущие конфликты для сбыта своих старых вооружений и полигон ,для испытания новых.

АБВ
05.07.2016 в 17:43 | UA

> Правда путена (2016.07.05 16:27 [UA])
Дурик, он же не в военной части блока НАТО собирался состоять. Или думаешь, что Россия все свои вооружения под стандарты НАТО переделывать будет?

Добавить комментарий
Отправить
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив