Минские соглашения в действии: итоги, позитив и перспективы диалога
На этой неделе исполняется ровно год с момента подписания второго соглашения о перемирии в Минске. Напомним, что 12 февраля в результате напряженных 16-часовых переговоров в столице Беларуси лидеры Украины, Германии, Франции и России согласовали 13 пунктов, которые должны способствовать деэскалации конфликта на Донбассе. Но по сегодняшний день ни один из этих пунктов соглашения так и не был выполнен. Что дал стране год перемирия на бумаге и каковы перспективы "Минска-2", разбиралась "Сегодня".
По словам военного эксперта Алексея Арестовича, Минские соглашения сыграли свою историческую роль. "Они дали Украине передышку на восстановление боеспособности армии, — говорит Арестович. — С другой стороны, они завели ситуацию в тупик: изменения в Конституцию приходится выполнять под давлением внешнего врага, а общество это не приемлет".
Политолог Андрей Бузаров добавляет: "Как показало время, Минские соглашения были инструментом заморозки конфликта, но не его решения. Главный позитивный момент в том, что из всех пунктов, которые хоть как-то выполнялись, был пункт об обмене пленными. Были проблемы, но процесс шел".
По словам советника главы СБУ Юрия Тандита, "минский формат" позволяет и сейчас освобождать пленных. "Когда мы договаривались об освобождении по принципу всех на всех, то видели в этом серьезную перспективу. Другого пути нет, — говорит Тандит. — Мы понимаем, что так называемые "власти ДНР" будут пытаться говорить с нами с позиции силы, но решения принимаются не в Донецке, а в Кремле, и каждый раз, когда мы пытаемся договориться об обмене, нас пытаются шантажировать. В январе мы готовы были отдать 36 человек и получить взамен 25 заложников, но в последний момент все изменилось. Однако мы будем идти дальше, и процесс закончится только с освобождением последнего заложника".
Андрей Бузаров отмечает, что для того, чтобы продвигаться в решении конфликта дальше, необходимо искать новый формат переговоров. "Но это достаточно сложно, ведь сейчас весь мир ссылается именно на "минский формат". По крайней мере, в этом году перспектив выполнения соглашений нет, — считает политолог. — Любой новый формат должен включать непосредственное участие США и, возможно, Польши как близкого союзника Украины. В рамках этого формата с юридической точностью должны быть прописаны пункты по имплементации договоренностей. Это должен быть мирный договор по типу Дейтонских соглашений, которые прекратили войну в Боснии и Герцеговине".
Политолог Руслан Бортник добавляет, что худо-бедно, но Минские соглашения будут реализовываться. "Но думаю, что нужно будет ожидать еще и "Минск-3" и 4. Как бы ни изменился формат, соглашения будут реализованы не раньше, чем в 2017—2018 годах", — отмечает Бортник.
"Но на данном этапе ситуация патовая, — считает политолог Вадим Карасев. — Скорее всего, судьба Донбасса будет решаться уже на других фронтах: в Сирии, Европе и после президентских выборов в США".