На блоке №2 Южно-Украинской АЭС выполнено очередное постфукусимское мероприятие
Коллектив ОП «Южно-Украинская АЭС» ведет интенсивную подготовку к продлению эксплуатации второго энергоблока, проектный срок работы которого завершается в мае 2015 года. Широкомасштабная программа мероприятий, направленных на доведение уровня блока-ветерана до современных мировых стандартов безопасности, включает и постфукусимский раздел. В него внесены работы, призванные предотвратить возникновение аварии, аналогичной той, что произошла на японской АЭС 11 марта 2011 года.
На втором южно-украинском «миллионнике» завершены работы по защите контейнмента (защитной оболочки) реактора от проплавления в случае возникновения аварийной ситуации. В официальной Программе подготовки энергоблока №2 к работе в сверхпроектный срок это мероприятие звучит так: предотвращение раннего байпассирования гермооболочки в результате попадания расплавленных масс активной зоны из шахты реактора вне гермообъема. Работы выполнены по аналогии с энергоблоком №1. Первый и второй южно-украинские «миллионники» относятся к атомным блокам ВВЭР-1000 малой серии, поэтому во многом идентичны.
В проектах последнего поколения на случай аварии и расплавления топлива предусмотрены так называемые ловушки активной зоны, предназначенные для локализации топливного расплава – кориума. Блоки Южно-Украинской АЭС, как и всех действующих отечественных атомных станций, относятся к предыдущему поколению, в конструкции которого такие ловушки не заложены. Это не означает, что украинские атомщики не работают над повышением их безопасности и усилением аварийной готовности.
В процессе подготовки к продлению срока эксплуатации энергоблока №1 Южно-Украинской АЭС специалистами службы анализа безопасности предприятия совместно с энергодарским ООО «Тензор» были выполнены уникальные расчеты, позволяющие констатировать: даже при самых неблагоприятных обстоятельствах кориум останется в пределах контейнмента и не сможет прожечь его 3-метровое дно, если дать расплавленной массе растечься за пределами шахты реактора и защитить уязвимые проходки импульсных линий тепловой автоматики и измерений (ТАИ).
«Пришлось заниматься изучением результатов экспериментов и теоретических исследований, выполненных большой наукой. До нас на АЭС Украины никто таких расчетов не делал, - рассказывает начальник службы анализа безопасности ЮУАЭС Александр Марков. – Мы изучили доступные результаты испытаний свойств топливных расплавленных масс, которые проводили у себя большие ядерные державы – США, Россия, Евросоюз. У них для этого есть специальные стенды, на одном из которых – в германском городе Карлсруэ я побывал. Опираясь на международный опыт, мы выполнили большое количество инженерных расчетов: проанализировали все возможные пути распространения кориума в гермооболочке, его возможные фазовые состояния – жидкое, вязкое, застывшее. В конечном итоге, большой объем изученых научных исследований и самостоятельных расчетов вылился в довольно простые рекомендации по усилению разделяющего порога между помещением с проходками КИПиА (контрольно-измерительных приборов и автоматики – авт.) и пришахтным объемом, и, в организационной части, – в отмену блокирования двери гермозоны силовыми запорами. Эксперты ГИЯРУ* и ГНТЦ ЯРБ** согласились, что данные рекомендации безусловно повышают стойкость контейнмента в случае тяжелой аварии».
На сегодня рекомендации станционной службы анализа безопасности в полном объеме реализованы на первом и втором энергоблоках ЮУАЭС. Пороги между помещениями проходок цеха ТАИ и пришахтным объемом с помощью специального армированного бетона подняты на 1 метр. Высота выполнена с двукратным запасом. В эксплуатационной инструкции начальнику смены перед каждым закрытием гермозоны предписано лично убедиться в том, что массивная стальная дверь шахты реактора закрыта, но не заблокирована силовыми запорами. Таким образом, во время нормальной эксплуатации она защищает от радиационного воздействия, в случае же тяжелой аварии она автоматически сама откроется избыточным давлением и позволит кориуму выйти в объем контейнмента, где он расстелется и остынет. Эти меры призваны предотвратить самое главное негативное последствие тяжелой аварии – выброс радиоактивного материала в окружающую среду.