Дискуссия о легализации каннабиса продолжается: нарколог ответил николаевскому психологу
Дискуссия о легализации каннабиса продолжается: нарколог ответил николаевскому психологу
Публикация на сайте «Новости-N» мнения николаевского психолога Павла Казарьяна относительно легализации каннабиса в лечебных целях вызвала большое количество отзывов. Как и в украинском обществе в целом, мнения разделились — кто-то считал, что Павел, выступающий против легализации наркотика, абсолютно прав, кто-то вступил в дискуссию.
В редакцию также обратился с просьбой о публикации мнения по данному вопросу киевский врач нарколог Петр Отрощенко, который, прочитав публикацию, высказал категорическое несогласие с доводами Павла Казарьяна.
Для соблюдения баланса мнений, «Новости-N» решили опубликовать позицию нарколога Петра Отрощенко.
Прочитав в николаевском издании «Новости-N» мнение Павла Казарьяна, ощутил отсутствие понимания проблемы тяжелобольных людей.
Актуальность доступа врачей и их пациентов к препаратам медицинского каннабиса сложно переоценить, если на первом месте для врача действительно стоит человек и его здоровье. Медицинский каннабис - это выход и решение очень многих проблем для разных групп пациентов. Обезболивающий эффект, противотревожный, противовоспалительный, успокаивающий эффекты, - вот далеко не полный список расстройств, которые помогает лечить растение.
Очень сожалею, что уверенность Казарьяна в том, что «мощным обезболивающим средством марихуана не является», далека от научной истины. Но это не его вина, а государства, которое до сих пор не урегулировало доступ к каннабису ученых. И таким образом лишила украинских врачей современной базы знаний на доступном языке.
Тем временем Украина все еще имеет шансы занять лидирующие мировые позиции в научных исследованиях, лечении и профилактике различных заболеваний с помощью каннабиноидов. Для этого нужно всего лишь стать на путь прогресса, а не предрассудков. Легализация медицинского каннабиса - это создание правил его законного оборота, ограниченного и контролируемого.
Доступ больных к лекарственным средствам на основе каннабиса, в случае легализации его медицинского применения в Украине, должен быть существенно ограничен. Собственно, ограничен кругом ученых, ведущих научные исследования, врачей, допущенных к такой терапии, а также кругом пациентов, которым прописаны эти препараты.
Возможно, вас удивит факт, что опиаты, амфетамин и даже кокаин - урегулированы в Украине законом для использования в медицинских целях. В отличие от продуктов каннабиса, его использование даже для клинических испытаний юридически невозможно. Я не сторонник конспирологии и отчетливо вижу, что «лоббистами» закона о медицинском каннабисе в Украине выступают не мифические «фонды», а вполне конкретные ученые, врачи, медицинские пациенты. Последних не «небольшой процент», а вполне существенные 2 миллиона граждан Украины. Информация об этом есть и у МОЗ, и на сайте Президента Украины. Но даже, если бы такие препараты были нужны одному единственному пациенту - государство все равно обязано ему обеспечить законный доступ к таким лекарствам.
Я также против любой зависимости и согласен лишь с зависимостью принятия решений от достоверных фактов, качественной, высококвалифицированной медицинской помощи и высоко моральных качеств специалистов, которые выполняют такую непростую и важную работу – охрану здоровья украинской нации.
Из учебников по психиатрии и наркологии это давно известная классификация наркотических препаратов. Выделяют депрессанты, стимуляторы и галлюциногены.
Прямо сейчас в вашем организме работает эндоканнабиноидная система. Она участвует в регуляции вашего настроения, аппетита, памяти, восприятия, боли. А каннабиноиды знают, как проникнуть в эту систему - через систему рецепторов в теле человека. Соответственно, врачи с помощью конопляных лекарств получили возможность регулировать работу человеческого организма и добиваться терапевтического эффекта. Во многих отраслях медицины. В том числе в психиатрии. В том числе в наркологии.
В 2011 году наделал шума такой эксперимент: людей с тревожным расстройством личности просили произнести речь перед большой аудиторией. Часть перед этим получило КБД, другим досталось плацебо. В итоге участники первой группы практически не волновались. Множество исследований на животных показали не только успокаивающий, но и противовоспалительный эффект вещества. А потребители говорят об снижении тревожности, хронической боли, улучшении качества сна.
Помимо улучшения качества жизни медицинские препараты на основе каннабиса помогают бросить курить и злоупотреблять алкоголем, но нет никаких доказательств того, что каннабис является «трамплинным наркотиком».
В материале было высказано мнение, что «когда человек начинает употреблять марихуану, он прекращает получать удовольствие от жизни без нее», а «систематическое употребление марихуаны останавливает в организме выработку гормонов: серотонина, дофамина, эндорфина, которые отвечают за удовольствие».
Однако серотонин, дофамин и эндорфин НЕ являются гормонами! Эти вещества называются нейромедиаторы и при употреблении каннабиса их выработка действительно может временно нарушаться.
Но все препараты дают массу побочных эффектов, и тем не менее врачи продолжают выписывать рецепты налево и направо. Приведем для примера некоторые побочные эффекты витамина С, который можно купить в любой аптеке БЕЗ рецепта. Со стороны пищеварительного тракта: раздражение слизистой оболочки пищеварительного тракта, изжога, тошнота, рвота, диарея, спазмы желудка; со стороны нервной системы: повышенная возбудимость, утомляемость, нарушение сна, головная боль и прочее!
Зависимость вызывают наркотические анальгетики, транквилизаторы, анксиолитики и противопаркинсонические препараты (циклодол), но никак не медицинский каннабис и препараты на его основе. Об этом исчерпывающе - в докладе экспертной панели ВООЗ ООН: использование даже психоактивной марихуаны несет риск развития зависимости в 9 случаях из 100 (для табака - в 35), среди симптомов отмены - изменения настроения, раздраженность, тревога, нарушения сна и уменьшение аппетита. Непсихоактивный элемент каннабидиол (КБД) вообще прямо назван веществом, практически не имеющим потенциала злоупотребления.
Отдельно хотелось бы сказать про опиоиды и заместительную поддерживающую терапию, которые разрешены в Украине. Одним из правил постановки на программу есть обязательный тест на содержание наркотических веществ в моче. Также тест проводится раз в неделю у уже действующих участников. Из практики могу сказать, что часто находят стимуляторы (амфетамин) и транквилизаторы. Случаи с выявлением ТГК крайне малы. Из 100 участников ТГК возможен лишь у 2-3 человек. При сборе анамнеза жизни я часто задавал вопрос, что привело людей к последней остановке под названием метадон? Самые частые ответы были: неблагоприятный район и окружение.
Самое важное, что нужно понимать в дискуссии о медицинском каннабисе - речь не об уличных незаконных наркотиках, а о лекарственных средствах. У государства есть огромный опыт регуляции контролируемого оборота гораздо более опасных субстанций, поэтому расширение этого опыта на еще одно наименование, не несет рисков. Создание же правового поля для препаратов каннабиса - действительно испытание нашего общества. Признаем мы право человека на жизнь или отвернемся от тех, кто страдает, прикрывшись какой-нибудь теорией заговора? А для государства это тоже экзамен, на цивилизационный выбор: с научной истиной мы или с предрассудками средневековья.