«Я отвернул»: командир погибшего летчика николаевской авиабригады рассказал о последних словах героя
«Я отвернул»: командир погибшего летчика николаевской авиабригады рассказал о последних словах героя
27 января во время боевого вылета в Краматорском районе Донецкой области героически погиб капитан, командир авиационного звена авиационной эскадрилии 24-летний Даниил Мурашко, служивший в воинской части Николаева. О том как Даниил защищал свою страну и каким был человеком, рассказал его командир Ростислав изданию Аrmyinform.
По словам командира, Даниил - летчик третьего класса с минимальным опытом за считанные месяцы стал настоящим асом, как между воздушными боями усиленно изучал английский, чтобы переучиться на самолет F-16, как выбрал себе забавный позывной "Посіпака" и как твердо верил в Победу.
"Даня - уже Герой и давно им стал. Просто нет звездочки, которая бы официально это удостоверяла. Каждый из его 137 вылетов с боевым применением мог стать последним. Без всякого преувеличения. Однако, откровенно говоря, я наивно верил, что кто-кто, а Данька выживет, и дойдет до победы. Столько разговоров у нас об этом было... Мы неоднократно обсуждали в коллективе: "Для чего мы работаем?" Для того, чтобы живыми остаться? Конечно это желание есть у каждого, но нет! Даня давно знал ответ на этот непростой вопрос, хотел спасти как можно больше воинов, помочь им, чтобы эта сволочь, а иначе их не назовешь, не распространялась по нашей земле. Помню, как Даниил посмотрел новости о Буче, какое там зверство было, у него просто глаза кровью налились... Говорит: "Буду их уничтожать, сколько смогу! Если мы уничтожим хоть одного оккупанта, то он уже не сможет убивать наших ребят и девушек. А, если мы забираем десятками, а иногда и сотнями, за один вылет, то сколько мы своих спасаем? А на передовой нашим гораздо труднее... Мы прилетели, отработали и вернулись в относительную безопасность, а они - под вечными обстрелами.
27 января "распогодилось" буквально за 2-3 часа до сумерек. Получил две цели. Одну отдал ребятам, которые отвечали за то направление. Вторую взял себе, решил никого уже не беспокоить. Пошел готовиться, и вижу, что Даниил, который обычно - на позитиве, сыплет шутками, улыбается, сидит совсем без настроения...
- Данька, почему грустный?
- Вчера не летал, позавчера не летал... Получается и сегодня уже не полетаю...
- Да не ворчи! Завтра будет погода, будут новые задачи...
- Может быть сегодня? Я успею!
- Нет, в сумерках возвращаться не будешь...
Продолжаю готовиться... А Даниил и дальше понурый сидит.
- Ну хорошо! Уговорил, пошли вместе!
Полетели, уже подходили к боевому курсу, радиолокационно наблюдали истребитель противника на дальности, которая была безопасна для продолжения полета, конечно, с использованием определенных тактических приемов. Мы были уже недалеко от Краматорска, когда в Даньку прилетела ракета типа воздух-воздух со стороны противника...
Впереди был населенный пункт. Даниил отвернул самолет. После катапультирования не хватило высоты, даже для раскрытия парашюта.
"Я отвернул!" Это единственное, что успел прокричать Даня. Я летел первым, он был за мной. Сначала даже мелькнула мысль, возможно выполняет маневр... Тогда посмотрел в зеркало и увидел попадание ракеты. Вот и все..."
Очень люблю всех своих подчиненных. Мы - невероятно дружные и сплоченные, у нас свой шеврон, коин, даже одинаковые татуировки. Знаю есть подразделения, где хранится вот это "ровняйся стройно", у нас не было такого... Если кто-то из моих делал что-то не так, им было достаточно взгляда. Это не военное подразделение - это дружная семья... Но все равно есть люди, которым в боевом плане доверяешь немного меньше, а кому-то больше. На сложные задачи беру сильнейших. Данька из наименее подготовленного летчика быстро вырос до сильнейшего... Я знал, если есть возможность отработать, он это сделает. Умел наперед просчитать противника и успешно выполнить атаку... И это летчик третьего класса, не первого и даже не второго, который еще каких-то несколько месяцев назад и опыта толком не имел! С самого начала широкомасштабного вторжения у нас нет одинаковых полетов. Чтобы помешать рашистам, приходится постоянно придумывать новые тактики. Он был одним из тех, кто все время говорил: "Палыч, дай полететь! Там ребята! Нам надо помочь!" Даже когда условия для полета были минимально допустимыми... Всегда справлялся..."
"Откровенно говоря, гибель Дани стала для меня чрезвычайно тяжелой потерей. Нередко проскакивают вопросы: "Почему так? Почему судьба решила, что его жизнь должна так рано оборваться?" Точно знаю, что Данька бы не хотел, чтобы мы опустили руки. Будем и дальше менять тактику и прогонять сволочь с нашей земли! С такими ребятами, как в моем подчинении, мы точно победим!" – рассказал Ростислав.