Кинбурн - земля, не доставшаяся цивилизации
Мы по воде ползем все круче -
мы вверх по зеркалу скользим.
Где между морем и лиманом
волнами вбит песчаный клин...
Владимир Пучков
Богата наша украинская земля уникальными уголками природы. Не менее богата ими и Николаевщина. Отнести к таким, неповторимым своей первозданной красотой уголкам, можно без всякого преувеличения и Кинбурнскую косу. Здесь, на площади в 17890,2 гектара, с древнейших времен и по сегодняшний день уживается множество растений и животных — многие из них занесены в Красную книгу. У тех, кому удавалось посмотреть на косу с высоты птичьего полета, она заставляет всплыть в подсознании самые различные образы — одним она напоминает загадочного египетского сфинкса, другим - ступню человека, а третьим - и вовсе необычный сказочный корабль. Само же название косы, на которой расположились села Васильевка, Покровка и Покровские хутора, пошло от татар. В переводе с татарского (а на татарском название звучит как Кыл-Бурун) оно означает волос или тонкий, как волос, мыс. И действительно, в некоторых местах Кинбурн сужается до нескольких метров, а вот в самом широком достигает и 10 километров.
Николаевские журналисты в рамках проекта «7 природных чудес Николаевщины» побывали на Кинбурне.
- Сейчас мы вышли на финишную прямую. Претендентами на победу в этом конкурсе могли стать природные заливы, скалы, водопады, каньоны, озера. То есть все объекты, имеющие исключительную природоохранную и эстетическую ценность. Но при подаче заявок необходимо было доказать, что тот или иной объект можно называть чудом, - пояснил перед началом последнего пресс-тура член оргкомитета конкурса, директор Южного филиала Института экологии Национального экологического центра Олег Деркач. Причем, как отметил эколог, некоторые объекты, например, такие, как Национальный парк «Бугский Гард» и РЛП «Кинбурнская коса», представлены несколькими претендентами.
С самого утра журналистов доставили в Очаков, который и был непосредственной точкой «старта» будущего путешествия по первозданной природе Гилеи (именно так в давние времена и называли этот уголок природы). В Очакове все грузимся на катер. Небольшой, но вместительный «кораблик», переваливаясь по волнам и стуча мотором, «несет» нас к Кинбурну. И вот, когда уже в морской дымке начинают понемногу смываться очертания Очакова, впереди вырисовывается тонкая ниточка косы.
Сейчас коса выглядит не такой, какой ее можно увидеть весной. Выгоревшая на солнце трава приобрела желтоватую окраску, что, в совокупности с немногочисленными зелеными деревьями, придает степи весьма своеобразный колорит. Когда же погружаешь ноги в траву, то неизменно в разные стороны, словно по команде, разлетаются многочисленные кузнечики.
На косе нас поджидал транспорт — грузовики-вездеходы, приспособленные под перевозку пассажиров. По песчаному грунту Кинбурна кроме как на вездеходе ни на чем другом не проедешь. Именно в этом и заключается главная прелесть косы — в отсутствии цивилизации. Нет, она, несомненно, присутствует и здесь, но не в таких масштабах, как в других местах. Но сейчас не об этом.
Там, где нерестилась рыба, «раскинулись» такыры
Отъехав от пристани, мы направились к знаменитым Биенковым плавням, а если говорить более точно, то к их восточной части — к разливам. Они известны, как крупнейшее нерестилище карповых. Благодаря уникальной системе каналов и озер, раскинувшихся на площади около 500 гектаров, сюда на нерест кроме карповых и сазана заходили еще более 15 видов рыб. Озера, кишащие рыбой, неизменно притягивают к себе и птиц.
В этот раз нам предстала несколько иная картина. Озера разливов, обрамленные шелестящим на ветру камышом, теперь больше похожи на такыры (форма рельефа, образуемая при высыхании засоленных почв (такырных почв) в пустынях и полупустынях). Высохшее от жары дно, испещренное многочисленными трещинками,сплетающимися в причудливые узоры, сейчас больше напоминает паутинную сеть.
По словам директора РЛП «Кинбурнская коса» Зиновия Петровича, плавни в этом году от засухи пострадали как никогда. Из 300 гектаров озер осталось лишь 15.
- Эта плавневая система наполняется осадочными водами (снег, дожди). В весенний период плавни также наполняются водами Днепро-бугского лимана благодаря нескольким каналам, - рассказывает Зиновий Петрович. - К сожалению, в последние годы нет денег на то, чтобы эти каналы прочистить для того, чтобы они могли функционировать беспрерывно. Как следствие, мы видим такую вот печальную картину, когда озера превращаются в такыры.
В лучшие годы, когда озера все-таки пересыхали не столь сильно, здесь гнездилась наибольшая на нижнем Днепре колония цапель, насчитывающая до 600 пар. Сейчас эта цифра сократилась в два раза, что и не удивительно — меньше рыбы, меньше и птицы. Прилетают сюда из далекой Африки и пеликаны. В лучшие годы можно было насчитать до 3-4 тысяч этих птиц. Именно из-за этого здесь наиболее удобное на Украине место для наблюдения за этими любителями порыбачить.
Весьма интересным моментом можно считать и то, что местные рыбаки видят в пеликанах и цаплях конкурентов — мол, они вылавливают слишком много рыбы. По словам Олега Деркача, подобные предположения просто беспочвенны. Во-первых, из-за того, что пеликаны максимум на что способны, так это поймать лишь карася, но никак не крупную рыбу, такую, как карп. И во-вторых, птицы могут «переработать» лишь 10 процентов существующей рыбы.
- Я скажу больше. Птицы поддерживают баланс. Если бы здесь, предположим, чересчур расплодился, например, карась, то он бы начал поедать икру других рыб, - пояснил эколог.
Крайне интересным фактом является и то, что некоторые виды цапель, не желая далеко летать за едой, начали гнездиться неподалеку, на деревьях. Это за собой «потянуло» дальнейшее развитие пищевой цепочки. Так как время от времени из гнезд птиц на землю падала рыба, вокруг начали селиться «любители дармовщинки» - еноты, барсуки и др.
У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том...
В Волыжином лесу, а именно туда после Биенковых плавней и отправились журналисты, нам посчастливилось увидеть настоящее чудо природы — старейшее на Николаевщине дерево. Точно сказать, сколько лет огромному дубу, на сегодняшний день со стопроцентной уверенностью не берется никто, но по предположениям Зиновия Петровича, его возраст колеблется в пределах от 600 до 700 лет. Некоторые местные жители считают, что именно этот дуб и стал «музой» для Александра Сергеевич Пушкина при написании известнейших строк: «У лукоморья дуб зеленый...». И действительно, стоит только подойти к дубу, как начинаешь понимать, что на ветвях гигантского дерева поместится не то, что кот, прогуливающийся по цепи, но и 33 богатыря вместе с дядькой Черномором.
Что касается самого Волыжиного леса, то он на сегодняшний день является одним из крупнейших лесных массивов низовья Днепра, сохранившегося в своем первозданном виде — вместе с озерами и целинными степями занимает площадь в 203 гектара. Многие историки сходятся во мнениях, что описанная Геродотом в V веке до нашей эры страна лесов Гилея и есть эти места. Хотя некоторые все же считают, что Гилею (переводится как лесистая) не стоит отождествлять лишь с Кинбурнской косой. В частности, Анатолий Золотухин в своей книге «Гомер. Имманентная биография» писал, что на самом деле границы «страны лесов» более обширны. Уточнить их, по его мнению, можно, если более детально отождествить реки, перечисленные Геродотом с нынешними реками. Если принять все это во внимание, то выходит, что границы Гилеи и Аиды Гомера проходят через Николаевский полуостров (мыс Гипполай), Кинбурнскую косу, остров Березань (тогда полуостров Эя), остров Змеиный (у Гомера - остров Эола) и Тендровскую косу (Ахиллов Бег или Дром).
Сейчас Волыжин лес представляет из себя участки песчаных арен, где в низинах растут небольшие остатки лесов. Преимущественно здесь ольховые, осины и ольхово-осиновые колки. На опушке произрастают дубы и вязы. В виду того, что в некоторых местах деревья густо обвиты виноградом, создается впечатление, будто попал куда-то в тропические леса.
Придает «весомости» Волыжиному лесу как претенденту на звание «Чуда Николаевщины» и факт того, что сюда на зимовку прилетают орланы-белохвосты, считающиеся вымирающим видом.
Там, где проходил «чумацкий шлях»
Издавна этот очаровательный край славился своим белым золотом — солью. А о том, что соль раньше ценилась крайне дорого, говорит хотя бы факт того, что за мешок соли просили корову. В те времена холодильников не было и в помине, и лишь благодаря солению продукты можно было хранить достаточно долго. Без специальной обработки Кинбурнская соль в пищу не пригодна (правда, местные жители едят ее с большим удовольствием) — причиной тому является огромное количество примесей. Имеет местная соль и еще одну крайне интересную особенность — если со дна озера отковырять кусочек соли, то можно увидеть, что снизу она розоватого оттенка. По словам Зиновия Петровича, это явление объясняется наличием бактерий, продуцирующих каротин, который и придает «белому золоту» столь странную окраску. Для того, чтобы соли придать «товарный вид» и сделать ее пригодной для питания, в царские времена на Кинбурнских озерах существовала целая система очистки. Озера разбивались на отдельные участки, на которых строились дамбы. Соль постоянно перекачивалась между этими участками и, так сказать, «очищенный» продукт в конце концов оказывался в последней емкости. За драгоценным продуктом в те времена чумаки ездили весьма непростыми дорогами, полными лихих людей, разбойников и т. д.
По словам Зиновия Петровича, большинство этих озер расположены выше уровня моря, а наполняются они в основном дождями. И когда в разгар летних засух она испаряется, то на дне образуется толстый слой соли. Принимая во внимание то, что соль на местных озерах «вытягивается» из грунта, то даже если ее полностью выбрать, в следующем сезоне она неизменно появится опять.
Гори, гори синее море
После соленных озер мы отправились к Ягорлыцкому заливу, находящемуся в северо-западной части Черного моря — на территории Очаковского района Николаевской области и Голопристанского района Херсонской области. Вся прибрежная зона здесь укрыта высохшей морской травой зостерой, которая образует огромные подводные «пастбища» для рыб и перелетных водоплавающих птиц. Нашли применение для листьев морской травы и местные жители. Весьма часто их используют для набивки матрацев и мебели, в качестве упаковочных материалов. Можно из них делать и подушки, правда заснуть на ней будет несколько проблематично, поскольку высушенная зостера громко шелестит. Поэтому обычно на таких подушках не спят, а кладут их у изголовья — считается, что они лечебные.
В августе здесь можно увидеть неповторимое зрелище. Когда, небо как будто надвигается на косу и звезды начинают все чаще и чаще падать вниз (а это явление обычно приходится на последний месяц лета) начинает «гореть» море. Вода в это время словно рассыпается тысячами горящими круглыми бриллиантами.
По словам Олега Деркача, в рамках Рамсарской конвенции Ягорлыцкий залив был включен в перечень водно-болотных угодий, имеющих международное значение. В первую очередь, как место обитания множества водоплавающих птиц. А встретить здесь можно порядка 300 видов пернатых. К примеру, на островах Круглый и Длинный имеется единственное место гнездования птиц арктической фауны в Черном море. Среди них - и гага обычная, занесенная в Красную книгу. Иногда здесь можно увидеть и фламинго. По утверждениям эколога, раньше, пока залив был загрязнен не настолько сильно, здесь можно было ловить мидий и устриц.
P.S.
- Многие, а жители Николаевской области не являются исключением, ничего не знают об этих уникальных местах. А это - настоящая жемчужина нашей области, - считает Олег Деркач.