Российские «черные береты» несут страшные потери в войне с Украиной

Российские «черные береты» несут страшные потери в войне с Украиной

Российские «черные береты» несут страшные потери в войне с Украиной

За почти два года войны в Украине элитная 155-я бригада морской пехоты российских вооруженных сил потеряла по меньшей мере 234 человека личного состава погибшими. При этом потери «черных беретов» с учетом тяжелораненых, погибших и пропавших без вести могут превышать 1450 человек, то есть до половины штатной численности бригады. Би-би-си рассказывает, как сказалось вторжение в Украину на одном из сильнейших подразделений российского флота.

27 ноября в расположении 155-й бригады морской пехоты в Приморском крае России проводили праздничное построение. Отмечали день морской пехоты. Но, судя по опубликованным видео, улыбок на лицах выстроившихся военных не было.

Сразу после дежурных речей начальства у мемориала воинской части заложили камень, на месте которого появится аллея в честь солдат и офицеров бригады, погибших в ходе войны в Украине. И стоявшие на плацу морпехи лучше других знают, насколько длинным является список имен их погибших сослуживцев.

Би-би-си совместно с «Медиазоной» и командой волонтеров удалось установить имена 234 военнослужащих 155-й бригады морской пехоты, погибших в ходе вторжения в Украину. Это в четыре раза больше, чем потери этого подразделения за десять лет войны в Чечне.

Среди погибших — 18 офицеров, в том числе начальник бронетанковой службы подполковник Сергей Москвичев, четыре майора и пять капитанов.

На территории 155-й бригады заложили аллею памяти погибших в Украине. Список потерь уже в разы больше, чем потери этого подразделения за десять лет войны в Чечне.

Установленная нами цифра потерь в Украине включает только тех военнослужащих, о смерти которых сообщалось в публикациях чиновников Приморского края, СМИ, соцсетях, и чье место службы мы смогли подтвердить.

Реальное число погибших «черных беретов» 155-й бригады может быть в два раза выше — то есть около 470 человек.

К такому выводу мы пришли, изучая фотографии с кладбищ в Приморье и соседних регионах. Мы заметили, что в среднем на погостах появляются имена всех тех, о ком сообщалось публично, и еще примерно такое же количество могил военных, о гибели которых не было упоминания в СМИ или соцсетях. У нескольких десятков могил стояли флаги 155-й бригады морской пехоты, но места службы других погибших установить не удалось, поэтому мы не внесли их в список потерь «черных беретов».

Число тяжелораненых солдат 155-й бригады достоверно установить невозможно, поэтому при подсчете этой категории мы опираемся на документы о выплатах компенсаций всем раненым, которые в результате увечья уволены со службы. По данным «Медиазоны» и «Медузы», на каждого погибшего российского военного в ходе этой войны может приходиться по 1,7-2 тяжелораненых. Следовательно, число окончательно выбывших из строя по ранению в 155-й бригаде может составлять примерно 940 человек.

На основе публикаций родственников в соцсетях нам также известны имена 42 военнослужащих бригады, пропавших без вести. Это явно неполные данные, но мы не нашли возможности оценить общее число пропавших без вести и попавших в плен.

Следовательно, даже по наиболее консервативной оценке потери личного состава 155-й бригады могут превышать 1450 человек с учетом погибших, тяжело раненных и пропавших без вести. По оценке западных аналитиков, на начало вторжения численность 155-й бригады составляла три тысячи человек.

Потеря элиты

Торжественное построение на базе 155-й бригады морской пехоты в этом году прошло в непростой атмосфере. Улыбок на лицах военных не было

По оценке как западных, так и российских экспертов, общевойсковые подразделения российской армии оказались не готовы к штурмовым действиям. В итоге задачи, которые обычно ставятся перед пехотой, пришлось решать морпехам и десантникам.

155-я бригада морской пехоты участвовала в боях с первых дней вторжения в Украину. «Черные береты» бригады понесли существенные потери в ходе боев в Киевской области. Украинские власти обвиняли бойцов из этой бригады в совершении военных преступлений в Буче.

Но наибольшие потери бригада понесла в ходе нескольких попыток наступления на Угледар Донецкой области Украины, начиная с осени 2022 года.

При этом значение имеет не только общее число погибших, но и то, кто именно выбыл из строя. Только в нашем списке подтвержденных потерь числятся: комбат, два заместителя командира батальона и 5 командиров роты. Для подготовки замены этим специалистам понадобится по меньшей мере 7-8 лет.

В случае выбывания рядовых специалистов (например, стрелка или минометчика), бойца другой специальности, пришедшего на замену, можно переобучить за несколько недель, в более редких случаях — за один-два месяца. Если погибает командир роты морской пехоты, то заменить его может только офицер такой же воинской специальности.

На подготовку лейтенанта соответствующей квалификации нужно по меньшей мере четыре года. А для того, чтобы возглавить роту, лейтенант должен набраться опыта и пройти путь до капитана, что потребует еще около трех-четырех лет. В сумме — не менее восьми лет подготовки, отмечают специалисты.

При этом сильнее всего на боеспособность подразделений влияет выход из строя офицеров в звании от лейтенант до капитана. Их потеря, по мнению экспертов, ведет к серьезной потере тактической слаженности. Проще говоря, подразделения начинают действовать вразнобой, мешая друг другу на поле боя и попадая под дружественный огонь.

В структуре российских вооруженных сил, как правило, только офицеры бывают обучены синхронному взаимодействию с другими родами войск, в особенности с артиллерией. Если эти задачи поручать необученным или неопытным командирам в ситуации повышенного стресса, это может приводить к отсутствию координации и повышенным потерям.

В начале 2023 года интернет заполонили кадры хаотичных действий боевых машин морпехов 155-й бригады под Угледаром. Так, на одном из видео, снятых с дрона, было видно, как солдаты на БМП долго не могли выехать с открытого места, попав под обстрел, и в итоге задавили несколько своих сослуживцев.

Серьезными потерями для бригады завершилась и предыдущая попытка наступления на Угледар и соседнюю с ним деревню Павловка в ноябре прошлого года. Тогда несколько журналистов российских государственных каналов и поддерживающих вторжение в Украину блогеров сообщали, что за 4 дня наступления под Павловкой бригада могла потерять около 50% всей своей техники и до 300 человек убитыми, ранеными и пропавшими без вести.

На основе открытых данных мы смогли подтвердить, что только в ноябре 2022 года под Павловкой погибло по меньшей мере 57 морпехов 155-й бригады, еще девять пропали без вести.

Для Угледара, который до войны насчитывал 15 тысяч жителей, эти попытки российского наступления обернулись почти полным разрушением города и бесчисленными людскими трагедиями.

«Нас освободили от нормальной жизни, от работы, от семьи. Мы — не притесненные. Нас не надо освобождать», — рассказала Би-би-си жительница Угледара Марина.

«Расходный материал»

Косвенным образом о серьезных потерях в бригаде может свидетельствовать тот факт, что к ее составу стали приписывать подразделения «Шторм Z», сформированные из заключенных российских колоний.

«Брат сказал, что распределили в 155-ю бригаду морской пехоты. Я звонила на горячую линию в тихоокеанский флот, там ответили, что отдельная бригада „Шторм Z“ прикреплена к морской пехоте и что брат там. Объясните мне, я ничего не понимаю уже, как так? Брат уехал с ИК-1 города Архангельск 14 апреля 2023 года», — пишет в одной из групп по поиску пропавших военных женщина по имена Алена.

В ответ ей приходит несколько сообщений от жен и матерей еще нескольких осужденных, воюющих на фронте в составе 155-й бригады, которую губернатор Приморского края в своих речах не раз называл «легендарной» и «элитной».

О том, как в бригадах «черных беретов» относятся к заключенным, рассказывал бывший уральский бизнесмен Даниил Туленков, который в 2019 году был осужден за срыв поставки оборудования по договору, а в этом году отправился на войну из колонии.

«Сейчас я понимаю, что нас загнали туда, в эту бригаду, как дармовое мясо, расходный материал: ноги и руки. Никто не ждал, что мы выживем в этой яме сколько-нибудь длительный срок», — написал Туленков в своем телеграм-канале, который позже был удален. Как пояснил сам Туленков, его настоятельно попросили об этом командиры.

После прибытия в зону боевых действий Туленков и еще несколько осужденных были отправлены в распоряжение бригады морпехов, названия которой он не уточняет.

«Рядовые бойцы и младшие командиры относились к нам, зекам, как к равным. У нас были братские отношения. Начальство же повыше рангом воспринимало нас как двуногий тягловый скот и свое отношение даже и не скрывало… Расходник, требуемый для того, чтобы освободить для более важных дел своих штатных бойцов», — написал Туленков.

«Плохо обученный персонал»

Треть всех подтвержденных нами потерь 155-й бригады составляют мобилизованные.

По оценке американского Института изучения войны, именно большое число мобилизованных в составе 155-й бригады стало одной из причин разгрома морпехов под Угледаром.

«Кадры показывают, что эти российские силы используют крайне неэффективную тактику, которая гораздо больше свидетельствует о том факте, что 155-я бригада морской пехоты, скорее всего, состоит из плохо обученного мобилизованного персонала».

После начала мобилизации стало очевидно, что российская армия оказалась не готова принять, разместить и обучить ту массу людей, которую государство попыталось поставить под ружье. Мобилизованным не хватало нормального обмундирования и помещений для проживания. Из-за этого они часто ночевали в плохо оборудованных палаточных городках и заболевали.

Учебная база также оказалась не рассчитана на одновременное обучение такой массы мобилизованных. Не хватало ни оборудования, ни людей. В cоцсетях можно найти множество видеороликов, где призванные на военную службу жалуются на нехватку инструкторов, отсутствие внятного распорядка дня, бессмысленные построения и занятие шагистикой вместо нормальной боевой подготовки.

Многие, кто оказался на передовой в октябре-ноябре, описывали примерно одинаковую картину: их отправляли на фронт, не выдав четких указаний и не объяснив, где они находятся. Снабжения не хватало, начинался обстрел, люди бежали кто куда, командир пропадал или погибал. В итоге неслаженные подразделения начинали действовать хаотично и распадались на группы, которые нередко погибали или попадали в плен.

«Все думают, морпехи — это спецназ какой-то элитный, а там обычные мужики. Андрюха же простой сантехник, „срочка“ за плечами. И там, кроме него, таких много, ну какая-то часть — точно», — рассказывал «Радио Свобода» друг мужчины, мобилизованного в 155-ю бригаду морпехов.

Отряды мобилизованных, которые прибыли на фронт позже — в ноябре или декабре, — были уже более сплоченными и, как правило, лучше экипированы. Но возникла другая проблема. Оказалось, что нередко такие подразделения тренировали по одним специальностям, например, как артиллеристов, а на фронте перебрасывали в пехоту. В итоге мобилизованные снова оказывались на передовой неподготовленными.

При этом важно отметить, что серьезные потери, которые понесла 155-я бригада морпехов, не привели к ее полной дезорганизации. Российскому военному командованию раз за разом удается восполнить недостаток живой силы на фронте — то за счет мобилизованных, то с помощью заключенных и людей, добровольно подписывающих контракты с армией и флотом.

«Многие солдаты и многие младшие офицеры учатся буквально на лету каждый день. Так что это все еще серьезная боевая сила», — отмечал в разговоре с Би-би-си один из военных аналитиков Института изучения войны.

Благодаря всем этим факторам 155-я бригада морской пехоты продолжает попытки штурмовать Угледар и продолжает нести потери.

Последний раз новость о смерти морпеха 155-й бригады публиковали 1 декабря. Тогда стало известно о гибели 46-летнего Дениса Иванова. На войну он отправился добровольцем.

Бои за Угледар продолжаются уже 15 месяцев.

www.bbc.com

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив