Взятки и прятки: как в Украине прячутся от мобилизации

16.08.2023 в 21:19
Взятки и прятки: как в Украине прячутся от мобилизации

Взятки и прятки: как в Украине прячутся от мобилизации

Британская The Guardian опубликовала статью, в которой раскрываются проблемы с призывом в армию, с которыми сталкиваются в Украине

Некоторые украинцы тратят свои сбережения, чтобы не попасть на фронт, но те, кто уже там, считают это изменой.

В апреле на последнем блокпосту перед выездом с Украины 39-летний одессит показал документы, согласно которым, у него серьезная травма позвоночника, он освобожден от военной службы и волен выезжать из страны по своему усмотрению — запрет на него не распространяется.

"Один из солдат спросил: „У больницы это любимый диагноз, да?”, — вспоминает мужчина. — Я догадался, что они в курсе происходящего, и им это видеть не впервой. Но они не могли мне помешать, поэтому просто махнули рукой", — сказал он.

На условиях анонимности мужчина признался, что дал взятку в пять тысяч долларов, чтобы увильнуть от призыва в украинскую армию и не попасть на передовую.

"Я понял, что в окопе не выдержу, поэтому взял свои сбережения и связался с „решалой”. Все знают, где их найти. Я заплатил наличными, меня отправили в больницу и сделали МРТ позвоночника. После этого мне выдали медицинское заключение о том, что у меня серьезная патология позвоночника, и по нему я смог получить документы на выезд из страны. У меня сложилось ощущение, что на каждом этапе люди не только знали, что происходит, но и были в доле", — сказал мужчина.

На все оформление ушло две недели, мужчина благополучно покинул Украину и сейчас живет в европейской стране.

Считается, что с начала полномасштабной войны с Россией в феврале прошлого года страну нелегально покинули десятки тысяч украинцев — многие из них за взятки. В пятницу президент Украины Владимир Зеленский уволил всех глав областных военкоматов за разгул коррупции в военном аппарате.

"Эта система должна управляться людьми, которые точно знают, что такое конфликт, и почему цинизм и взяточничество во время конфликта — это измена", — заявил он в своем видеообращении.

Невиданным очагом махинаций и уклонизма стала Одесса. Местного военного комиссара арестовали после того, как у него обнаружили сбережения на сумму в пять миллионов долларов и роскошную недвижимость в Испании. Но сообщения о коррумпированных чиновниках, берущих взятки у всех готовых откупиться от призыва, поступают со всей Украины. В отношении военкоматов возбуждено более ста уголовных дел.

"Цинизм везде одинаковый. Незаконное обогащение, легализация незаконно полученных средств, неправомерная выгода, незаконная переправка военнообязанных через границу", — заявил Зеленский в пятницу.

Хотя коррупционный скандал и угодил в заголовки газет, в преддверии полуторагодичного рубежа в конфликте за ним таится еще более тревожная для Киева история.

В первые недели после вторжения российских войск сотни тысяч простых украинцев пошли добровольцами на фронт в порыве патриотизма, который помог отстоять независимость страны и отбить первый натиск русских.

Однако с тех пор прошло уже более года. Многие из бывших новобранцев уже мертвы, ранены или истощены до крайности, и армии отчаянно нужна свежая кровь, поскольку ее ряды редеют. К настоящему времени большинство тех, кто был готов идти в бой, уже записались добровольцами, а те, что остались, служить желанием не горят.

Многодетные отцы, инвалиды и сотрудники стратегически важных предприятий от призыва освобождены, но остальные должны пойти служить, если придет повестка.

Мобилизационные бригады рыщут по улицам и иногда ходят от двери до двери, раздавая повестки. В „завирусившихся” роликах сопротивляющихся мужчин „упаковывают” в фургоны и „сгружают” прямо в военкоматы.

Некоторые украинцы говорят, что едва ли придут в восторг от повестки, но если их призовут — пойдут служить. Но другие отчаянно пытаются этого избежать, хотя и не каждому по карману взятка в пять тысяч долларов (3945 фунтов стерлингов).

В Одессе, как и в большинстве украинских городов, площадкой для общения служит чат в Telegram. Там люди анонимно делятся сведениями о том, где сейчас орудуют бригады из военкоматов (на сленге "оливки" из-за цвета униформы). В группе более 30 тысяч участников.

Каждые несколько минут в чат сыплются новые наводки: "Пишоновская, 37. Приехали оливки" или "Возле рынка стоит автобус с оливками, вокруг ходит шестеро билетеров и вручает бумаги".

Другие просто не выходят на улицу. Владелец фабрики на востоке Украины рассказал, что многие рабочие просто сидят по домам, чтобы их не "повязали" по дороге на работу.

"Один парень рассказывал, что его взяли прямо с улицы, а уже через неделю его отряд пошел в наступление на деревню под Артемовском. Он мне такой: „Какого черта, я первый раз взял в руки винтовку и через неделю иду в атаку”. С тех пор его дважды ранило: один раз в руку, а второй в спину", — говорит владелец фабрики.

Мобилизованные новобранцы перед отправкой на фронт проходят краткий курс молодого бойца сроком в несколько недель. Многих отправляют в Великобританию на обучение основам боя на передовой, хотя подготовка нередко оказывается поверхностной.

Во Львове один мужчина, которому вручили повестку возле городского супермаркета, сказал, что его призвали, отправили в Великобританию на обучение и бросили на передовую, где его и ранило — все это за каких-то два месяца.

Ставки высоки, и многие бегут от мобилизации. Те, кому уже пришла повестка, нередко запираются дома, чтобы их не затащили в военкомат силой.

"Есть две категории людей — одни уже в армии, а другие боятся выходить на улицу, чтобы их не призвали, и никакая зарплата не убедит их выйти из дома", — сказал владелец фабрики.

Одна молодая женщина, которая, как и большинство рассуждающих о мобилизации украинцев, попросила не называть ее имени, вспомнила сцену, произошедшую в одном из ночных клубов Киева в начале лета.

Через несколько минут после того, как часы пробили десять, и все заведения по законам военного времени должны были закрыться, в клуб ворвались вооруженные люди в форме, и выставили всех женщин за дверь. Затем они вручили всем мужчинам повестки.

"У моего мужа важная работа, поэтому у него освобождение от призыва, а у моего приезжего друга — нет, и он запаниковал. Он быстро вернулся в свой городок и с тех пор сидит дома, даже боится на улицу выходить", — сказала женщина.

Многие служащие с самого начала конфликта считают уклонистов изменниками.

Политическое руководство страны признало трудности мобилизации и хочет остудить чрезмерный пыл военкоматов, но заявило, что у Украины нет иного выбора, кроме как продолжать призыв, если армия хочет дать отпор России, которая с начала полномасштабного вторжения уже мобилизовала сотни тысяч.

"Конечно, трудно ожидать, что люди радостно отнесутся к мобилизации", — признал в недавнем интервью в Киеве советник Зеленского Михаил Подоляк.

"Те, кто пошел первым, по внутреннему зову, оказались самыми патриотичными, но они там уже 17 месяцев, и их надо сменить. Конечно, это страшно, ведь можно погибнуть или стать инвалидом. На дворе XXI век, вы закончили университет, пытались устроиться на работу, а теперь вам предстоит взять ружье и защищать свой дом. Но президент пытается поговорить с народом, объяснить, что стоит на кону", — сказал он.

The Guardian,  Великобритания

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив