Доллар остается валютой №1. Но у него появился новый конкурент

Доллар остается валютой №1. Но у него появился новый конкурент

Доллар остается валютой №1. Но у него появился новый конкурент


Доллару совершенно не грозит утрата позиций мировой резервной валюты.


Пара недавних геополитических событий вновь подняла на поверхность приевшийся вопрос о том, грозит ли опасность доллару как мировой резервной валюте. Не грозит. Ни в коей мере. Если хотите, эти события просто подчеркивают, почему Царь-Доллар по-прежнему восседает на троне.

Очередным соперником доллара стала предполагаемая южноамериканская общая валюта с рабочим названием сур (юг). Эта идея периодически возникает примерно с 1980-х годов, однако мой коллега Эдуардо Портер считает, что она либо опасна, либо неактуальна. Если сур когда-нибудь появится, его будут использовать в торговле между Бразилией и Аргентиной (хотя свои национальные валюты они сохранят). У других южноамериканских стран может возникнуть соблазн присоединиться, если новой валюте удастся сгладить недостатки неликвидных и волатильных местных валют. Но они уже сглаживаются, и делает это американский доллар.

Доллар остается мировой валютой. Половина из двух триллионов долларовых банкнот находится в обращении за пределами США. Во многих странах он в повседневном обиходе заменяет собой местные валюты. Примерно 40% долговых обязательств в мире деноминировано в долларах. Это дает США колоссальные привилегии. Огромный дефицит текущего счета не представляет особых проблем, так как импорт, скупаемый прожорливым потребительским сектором Америки, часто приобретается за доллары. А еще это дает США важные рычаги контроля, что может засвидетельствовать любая организация или частное лицо, повздорившие с американским минфином, у которого очень длинные руки.

А еще это означает, что Соединенные Штаты являются глобальным кредитором последней инстанции. Почти 60% валютных резервов в мире хранятся в долларах, а евро со своими 20% занимает далекое второе место. Почти 90% всей торговли иностранной валютой тоже идет с участием доллара. В основе мер по борьбе с последствиями пандемии лежали огромные по своим объемам валютные свопы, осуществлявшиеся между Федеральным резервом и дружественными центробанками.

Сила доллара, взвешенная по удельному весу во внешней торговле, в последнее время идет на убыль. Но американская валюта неслучайно укрепляется почти все время после мирового финансового кризиса. Недавний крах криптовалюты показывает, как трудно соперничать с действующим чемпионом. Американская экономика с ее облигациями и акциями стала излюбленной безопасной гаванью для инвесторов во всем мире — как в плохие, так и в хорошие времена для экономики. Это явление известно как "улыбка доллара".

Более серьезную угрозу его положению создают разговоры о том, что Китай и Саудовская Аравия будут покупать и продавать углеводороды не в долларах. Саудовцы обогнали Россию, став самым крупным поставщиком нефти в Китай. Они отправили Пекину 15% из тех 350 миллионов баррелей, что он закупил за один только декабрь.

Старый как мир бартер поможет китайцам в торговле с Россией и, конечно, с Ираном. Но саудовцы вряд ли захотят покупать в больших количествах китайскую продукцию и не найдут большого применения юаню, ведь Эр-Рияд ежегодно продает второй экономике мира нефти на 50 миллиардов долларов. Выставление счетов в евро поможет частично решить проблему, но и здесь есть свои ограничения. Саудовцам нужны доходы от валютных вкладов. А облигации американского казначейства обладают большей доходностью, чем китайские и европейские гособлигации в иностранной валюте. Кроме того, это, пожалуй, самые ликвидные ценные бумаги на планете.

Господство американской валюты будет ослаблено, если появится нефтяная валюта-конкурент. Но есть очень веские причины, по которым мировая торговля углеводородами в основном ведется на доллары и будет вестись на них впредь. Организация стран-экспортеров нефти, к которой частично присоединилась Россия, неспособна контролировать ни цены, ни предложение. У нее нет возможностей для создания валюты-конкурента.

Очевидные преимущества доллара — это его известность и повсеместное использование. Размер имеет значение. 40% мировой торговли осуществляется на доллары. Это в четыре раза больше доли США в мировой торговле. В долларах проводится 42% от объема межбанковских операций в сети SWIFT. Доля юаня — 2%. Доля евро внушительна — 36%, но это в основном транзакции внутри еврозоны между 20 ее странами-членами. Доля евро в мировой торговле намного скромнее и составляет 16%. За пределами внутренних зон влияния доллару просто нет альтернативы.

Внутренняя необходимость контролировать собственную валюту намного перевешивает сомнительные прелести принадлежности к наднациональной сети. Это доказывают сомнения в соответствии евро своему предназначению в условиях, когда между странами-членами существуют большие экономические разрывы. Пока и если крупные азиатские страны типа Индии, Китая, Японии и Южной Кореи не решат создать новую валюту, доллар будет оставаться мировой валютой номер один.

Bloomberg, США

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив