Завистливые жители Тернополя добились отключения электричества у своих соседей
Завистливые жители Тернополя добились отключения электричества у своих соседей
"В Тернополе завистливые соседи добились отключения электричества в доме, в котором всегда было светло". Новости с такими или похожими заголовками в последние недели заполонили медиапространство. Отключение электроэнергии из-за российских обстрелов спровоцировали на разных уровнях дискуссии о понятиях, которые часто ложно отождествляют и неправильно, преимущественно в собственных интересах, воспринимают – это равенство и справедливость.
В этих дискуссиях слишком популярными являются точки зрения, заставляющие откровенно беспокоиться за наше будущее как государства и общества, и которые могут свести на нет немало плодов в будущей победе над Россией. Речь идет о людях, которые воспринимают мир вокруг как игру с нулевой суммой: "если кому-то лучше, значит мне от этого хуже".
Сразу стоит разобраться с понятиями. Можно по-разному представлять равенство – вплоть до утопии коммунизма. Но единственная возможная версия равенства, и, то вряд ли ее можно достичь в совершенстве, – это равенство перед законом. Все попытки навязать равенство имущественное, равенство не возможностей, а результатов, завершались в истории концлагерями и массовыми репрессиями.
Общество, ставшее едва ли не главной жертвой коммунистического советского эксперимента, должно было бы хорошо это понять. Пока же удается плоховато. Проявляется это и в отождествлении справедливости с равенством. Мол, когда все в одинаковых условиях – тогда это справедливо. Но это фундаментальная ошибка. Люди от природы разные: трудолюбивые или ленивые, изобретательные или безыдейные, инициативные или пассивные. Наконец, кому-то везет больше, кому-то меньше. В том числе, когда речь заходит о линиях электроснабжения и о не/подключенности тех или иных домов к критической инфраструктуре. И силой загонять всех к одинаковым результатам – полная противоположность справедливости.
Тернопольский случай именно об этом. Возмущение людей вызвали не отключение, не российские обстрелы как их причины, а тот факт того, что в соседнем доме электричество не отключают. Причина была простой – дом подключен к одной линии с пекарней, для нормальной работы которой требуется бесперебойное электроснабжение. Что ж, благодаря жалобам "бдительных жильцов" теперь и жильцы дома, который не было необходимости обесточивать, также сидят без света. И стало кому-то от этого лучше? Разве что тем, для кого причинение вреда другому, без всякой пользы для кого-то и себя лично, считается торжеством справедливости. Которой здесь и не пахнет.
Установление советской власти на территории Украины часто описывают как следствие внешней агрессии российских большевиков. Без войск, присланных Лениным из России, большевики не смогли бы завоевать украинские земли. Это правда, однако, не вся. Немало украинцев среди интеллигенции, рабочих и крестьян симпатизировали большевистским лозунгам установления социального равенства, "справедливого" передела собственности и так далее. Особенно это касается городских и сельских "низов", или, как тогда их называли, "пролетариата". Потому что большевистская пропаганда очень просто и удобно объясняла, почему этим людям живется плохо. Не потому, что они что-то делают в жизни не так, а потому, что их обокрали и перехитрили "буржуи", "кулаки" и прочие "антинародные элементы".
Глядя на нынешних "борцов" за равенство и справедливость при отключении электричества, становится гораздо проще представить откуда сто лет назад брались тысячи участников различных "комитетов бедноты" или других большевистских организаций, которые были "активом" созидания советского "рая" и боролись с "кулаками" – теми, кто сумел своим трудом добиться большего и посмел быть "не как все".
Желание "отобрать и поделить" не является изобретением большевиков. На подсознательном уровне оно является частью человеческой природы. Ленин и компания лишь прекрасно использовали этот инстинкт, и нашли ему практическое применение.
Похожие порывы к "равенству" случались и раньше, будут случаться и в будущем. Они являются частью человеческой природы, пусть и темной ее стороны. Вопрос лишь в масштабе. Можно называть это явление большевизмом, поскольку в те времена эта темная сторона раскрылась в полной мере и поощрялась официальной идеологией.
Можно, как это делает публицист Виктор Трегубов, "коллективным кугутством". Суть от этого не меняется. Именно Трегубов сумел едва ли не лучше и лаконичнее всего сформулировать суть проблемы: "выглядит он [кугут] примерно так, как украинца описывает российская пропаганда. Напыщенный, недалекий, самоуверенный невежда. Он верит в сказки и продуцирует побасенки, он судит себя и других разными мерками, он не умный, но циничный, он оценивает всех и требователен ко всем, кроме себя. Он требует забрать и поделить, списать ему кредит, послать в армию всех, кто ему не нравится, а его тем временем выпустить в Польшу, у него – плоскоухие".
Кроме демонстрации, что "кугутская" ментальность не имеет ничего общего с равенством и справедливостью, приведенная цитата вскрывает критическую проблему родом из советских времен: восприятие собственного государства как врага с одновременным требованием от него выполнения всех "хотелок" и желанием его обмануть. В такой мировоззренческой системе координат положительным героем становится тот, кто "намахивает" государство, особенно прикрываясь при этом словами заботой о "простом народе".
Идеальным образцом такой "большевистско-кугутской" ментальности является фигура бизнесмена Александра Поворознюка. За последние месяцы он стал героем в медиапространстве. Человек, который выглядит и ведет себя как бандит из "лихих девяностых", имеет четыре судимости, не может связать пару слов без мата и с гордостью рассказывает, что "никогда не воровал у людей, только у государства". Так как он горячо поддерживает действующего президента, то получил "раскрутку" от "Квартала 95" и телеканала 1+1. И таким человеком немало украинцев восторгается. Потому что он "заботится о простых людях", потому что вроде бы искренний и классно материт отдельных украинских политиков или россиян.
В конце концов, это свидетельствует не столько о Поворознюке, сколько об уровне тех, кому он нравится. Когда он вспоминает, что когда-то воровал солярку, потому что "тогда только ленивый ее не воровал", то слишком много украинцев в герое этой истории узнают себя. А хуже всего – не видят в этом сходстве ничего плохого. Потому что государственное – это же фактически ничье, так почему бы и не "присвоить". А потом такие вот люди будут первыми кричать, что проклятые "барыги" хотят распродать "народное добро".
Советские травмы еще долго будут досаждать украинскому обществу. Недоверие между государством и обществом, недоверие внутри самого общества – все это не исчезает ни через мгновение, ни, как видим, через тридцать один год независимости. Оптимизма добавляет тот факт, что прогресс наш очевиден: готовность многих украинцев защищать собственное государство на фронте, помогать как волонтер или финансово. Все больше тех, для кого государство – это не враг. Тех, кто осознает его не как "проклятых олигархов в парламенте", а как общее дело и общую ответственность. Потому что одна из свобод, которая у нас есть, – это свобода выбирать такую власть, которую большинство из нас считает уместной.
Эта свобода является одновременно ответственностью, которую понимают далеко не все. Носитель бациллы большевизма, который громче всего клянет власть и требует равенства, может на выборы не пойти вообще. Ибо там "все куплено" и "я человек простой, от меня ничего не зависит". Это еще оптимистичный сценарий. Потому что многие из них пойдут и реализуют гражданское право и свободу, которые на самом деле не ценят. И проголосуют за тех, кто будет обещать чудеса здесь и сейчас. За тех, кто будет обещать "железной рукой" сделать так, чтобы было "равенство и справедливость". Поскольку популизм – это все наше, то и нечего удивляться заявлениям выборных чиновников всех уровней – от председателя ОТГ до президента, которые требуют от энергетиков производить отключение не оптимально и с минимальными проблемами для людей, а "по-справедливому".
Как бороться с нашим внутренним большевиком – тема отдельной статьи. Ибо поиск ответов приведет и к проблемам в образовании, и к историческим причинам нынешних ментальных проблем общества, и ко многим другим темам. Первый же шаг к лечению болезни – признать ее наличие и осознать угрозу. Об украинцах иногда говорят, что они никогда не упускают возможность упустить возможность.
Будет страшной трагедией, если на пути государства станут не внешние враги, а те среди нас, для кого вершиной справедливости является принцип "лишь бы кому-то не было лучше, чем мне" и "все отобрать и поделить" и чьим героем является сквернословящий предприниматель с внешностью и повадками бандита. Не хочется верить, что такое может произойти. Но если история и может чему-то нас научить, то этим уроком должно быть "никогда не говори никогда".
P. S. В доме автора ежедневно отключают электроэнергию.