«Мы любим Украину, но в Финляндии жить проще» - украинские гастарбайтеры
«Мы любим Украину, но в Финляндии жить проще» - украинские гастарбайтеры
Финский журналист — желанный гость в доме 25-летней Алины Шаповал и 30-летнего Евгения Царалунга. Они в восторге от всего, что связано с Финляндией.
Пара ездила собирать ягоды в финскую область Саво уже четыре раза. 16 июня они вновь отправятся в Финляндию чартерным рейсом — чтобы три месяца работать.
Лето, проводимое за сбором ягод — настоящая отдушина после тяжелых будней в столице Украины.
«Для нас лето в Финляндии — это еще и отдых. Мы едем не только ради заработка. В Киеве мы как белки в колесе, всё бежим за деньгами».
Десятки рейсов из Киева
Летом для сезонных рабочих будут организованы десятки перелетов. В связи с пандемией таких рейсов будет немного.
На чартерных рейсах проконтролировать соблюдение мер по борьбе с коронавирусной инфекцией легче. Организатор большей части чартерных рейсов — компания Töitä Suomesta oy.
В 2021 году в Финляндию прилетят около 11 тысяч сезонных рабочих. Примерно 10 тысяч из них прибудут из Украины.
«Доход дает уверенность»
Алина считает работу на клубничных полях тяжелой, но посильной.
Работа начинается рано утром, но заканчивается уже в начале вечера.
«Вечера в Финляндии мы проводим очень беззаботно. Не нужно думать об арендной плате или о других счетах», — вздыхает Алина.
Пара живет на окраине Киева, у станции Дарница, в советском многоэтажном доме. В городе-миллионнике таких кварталов с зелеными дворами сотни.
Алина и Евгений арендуют половину двухкомнатной квартиры. Владелец квартиры живет во второй комнате, кухня общая.
Жизнь в Киеве по отношению к уровню зарплат дорогая. И это главная причина, почему многие жители украинской столицы отправляются за границу на сезонные работы.
Две тысячи евро дохода
За неполных три месяца супруги зарабатывают после всех вычетов около четырех тысяч евро на двоих.
По словам владелицы фермы в Коларинпелто Нооры Рясянен, минимальная зарплата в месяц составляет 1300 евро, но работать нужно не каждый день. За проживание нужно платить около ста евро в месяц, билеты на самолет стоят около 500 евро. Из заработка также следует вычесть оплату тестов на коронавирус и оплату разрешения на сезонную работу.
Украинцы также оплачивают пенсионные взносы. Подоходный налог не вычитается, поскольку заработок получается не настолько большим.
Дополнительный заработок можно получить за сбор черники и грибов.
«Наш доход в Финляндии дает нам уверенность. На Украине мы живем от зарплаты до зарплаты, на черный день ничего отложить не получается», — признается Алина.
В Украине Алина работает в пекарне, Евгений — на скотобойне.
Алина считает свою зарплату в 800 евро довольно приличным доходом. Правда, с учетом киевских цен на аренду жилья, надолго таких денег не хватает.
У семьи есть большая мечта: купить собственную квартиру.
В Украине оформление ипотеки — процесс тяжелый и дорогостоящий. Как показывает практика, 40 тысяч евро на квартиру нужно заработать заранее.
Надежный работодатель
Алина и Евгений всегда приезжают на эту ферму в местечке Коларинпелто в общине Леппявирта. Ферма находится примерно в 80 километрах к югу от города Куопио.
Супругам очень нравится работать на этой ферме, они возвращаются на нее раз за разом.
«Нам очень важно, как к нам относятся. Поэтому мы возвращаемся на ту же самую ферму», — рассказывает Евгений.
Есть еще одна причина, почему наши собеседники остановили выбор на этой ферме.
Подбором ферм для сезонных рабочих занимаются многочисленные фирмы-посредники.
Алина и Евгений не советуют обращаться к таким организациям.
«Фирмы-посредники могут взять с вас тысячу евро за подбор места работы. Это половина зарплаты за все лето», — говорит Алина.
Организация Töitä Suomesta, в свою очередь, стремится к тому, чтобы фермеры и сборщики ягод договаривались напрямую, без посредников.
«Töitä Suomesta создала структуру, в рамках которой фермеры находят работников напрямую. Платить тысячу евро за рабочее место — неправильно», — говорит генеральный директор компании Марко Мяки-Хакола.
Поехали в Финляндию по примеру мамы
Алина впервые осмелилась поехать в Финляндию благодаря поддержке мамы. Мама Алины ездит работать на финские фермы уже больше десяти лет.
О ферме в Леппявирта Алина услышала от знакомой.
Сборщиков часто удается найти через сарафанное радио, говорит владелец фермы в Коларинпелто Ноора Рясянен.
«Если кто-то прекращает работать, он обычно рекомендует на следующее лето родственника или знакомого. Мне посредник не потребовался», — рассказывает Ноора Рясянен.
Все сборщики ягод — из Украины
На ферме Рясянен работают люди из разных стран, но большинство все же приезжают из Украины.
Алина и Евгений слышали о фермах, на которых можно зарабатывать и больше. Но они хотят вернуться именно на ферму в Коларипелто, потому что там соблюдается трудовое право. Рабочий день длится восемь часов.
«Нам постоянно напоминают о десятиминутном перерыве раз в два часа и о часовом обеденном перерыве».
Сборщики ягод могут собирать чернику и грибы в свободное время, но это абсолютно добровольно.
«Мы слышали о фермах, на которых работать тяжело. Там могут работать сто сборщиков, рабочие дни очень длинные. Надежнее всего — поехать в знакомое и безопасное место».
Генеральный директор Марко Мяки-Хакола соглашается: фермы бывают разные, но во многих вопросах есть положительные улучшения.
«Сельское хозяйство постоянно проверяют на предмет инфекций и других проблем».
Безопасный коридор для въезда в страну
Для предотвращения распространения инфекций был создан безопасный коридор. С чартерных рейсов работников развозят на фермы частные автомобили.
Работники делают тест на коронавирус у себя на родине. Затем их проверяют в аэропорту и через 72 часа карантина на ферме.
Ферма в Коларинпелто арендует квартиры, в которых сборщики находятся на карантине, прежде чем начать работать.
«Здесь на ферме наши работники живут в домиках с комнатами на двух человек», — рассказывает Ноора Рясянен.
В 2021 году на ферму площадью 10 гектаров приедут около 500 украинцев. Практически все работники — из Украины.
На ферме в Коларинпелто есть работники и из других стран. Опыт работы с украинцами очень позитивный. Финнам на фермах тоже рады.
«У них очень высокая трудовая мораль», — говорит Ноора Рясянен.
Ноора хорошо отзывается и об Алине, и о Евгении. Евгения она называет лучшим на ферме сборщиком ягод.
«Приятные люди, которые хотят работать. Относятся к другим с уважением», — рассказывает Ноора Рясянен.
Алина и Евгений называют коллектив очень сплоченным. Вечерами они могут взять минивэн и вместе поехать в другие поселки или в центр общины Леппявирта, иногда даже в город Куопио.
«Мы покупаем еду и наслаждаемся летними вечерами. В Финляндии я могу позволить себе лосося, свежевыжатый сок тоже гораздо дешевле», — подсчитывает Алина.
Несмотря на высокий уровень цен, есть товары, которые стоит купить именно в Финляндии. Например, супруги купили в Финляндии мобильный телефон и планшет.
«Мы много тратим в Финляндии, потому что нам здесь нравится. В Финляндии я могу купить кофе за четыре евро», — говорит Евгений.
По его словам, уровень жизни в Финляндии нельзя сравнить с уровнем жизни в Украине. Например, Евгения поразило качество жизни финских пенсионеров.
«Сначала я не мог поверить, что у пенсионеров может быть своя лодка и деньги на путешествия. Многие пенсионеры в Финляндии отлично выглядят и хорошо себя чувствуют», — говорит Евгений.
Если бы это было возможно, пара с радостью переехала в Финляндию.
«Конечно, мы переехали бы, но мы плохо говорим по-английски. Однако мы готовы усердно работать», — заверяет Евгений.
Знакомые наших собеседников запросили разрешение на работу в Финляндии. Алина и Евгений собираются последовать их примеру, если все будет удачно.
По мнению Марко Мяки-Хакола, эта цель вполне достижима.
«В сельскохозяйственной сфере острая нехватка рабочей силы. Многие пользуются разрешением на работу целый год. Для людей работоспособного возраста, которые готовы работать, это хорошая цель», — говорит Мяки-Хакола.
Большинство — украинцы
Алина и Евгений едут в Финляндию по разрешению на сезонную работу. Это дает им право работать в стране три месяца.
С начала года в Финляндии было выдано 9215 разрешений на сезонную работу, практически все — украинцам. Выходцам из других стран было выдано меньше ста разрешений.
Сезонный вид на жительство дает право работать в стране в течение девяти месяцев. Такие разрешения выдаются тоже в основном украинцам.
«Когда работа подходит к концу, всегда накатывает ностальгия. Уезжать из Финляндии не хочется», — говорит Евгений.
«Мы любим Украину, но в Финляндии жить проще», — говорит он.
Yle, Финляндия