Эгоцентрическая и амбициозная Америка рассыпается, как гнилая черепица?
Эгоцентрическая и амбициозная Америка рассыпается, как гнилая черепица?
Пока в Японии коронавирус ослабевает, и страна возвращается к обычной активности и даже к обычному биржевому индексу, во многих странах мира пандемия накаляется и даже грозит выйти из-под контроля.
Взять хотя бы БРИКС, который когда-то называли чуть ли не новой глобальной мировой системой. В странах-основных членах этой виртуальной группировки — Индии, Бразилии и России — пандемия коронавируса и не думает отступать. Экономика в этих странах уже несколько лет испытывает спад, и вообще это сочетание букв — BRICS — сегодня мало кто уже и помнит.
«Мелтдаун» в США
Однако наиболее ярко явление «мелтдауна» (расплав ядерного топлива в атомном реакторе) проявилось не где-нибудь, а в Соединенных Штатах Америки. Тех Соединенных Штатах, в которых президентом является Дональд Трамп, который сплел чудовищную политику, когда почти полувоенными методами страна ограничивает приток иммигрантов, когда она ополчилась на Китай, когда она ругается и рвет связи с союзниками. Имя этой политике — популизм, и рассчитана она на толпу. Представляемая Трампом на пресс-конференциях в качестве политики, укрепляющей его лидерством, она наоборот имеет своим результатом резкое снижение поддержки президента. И в такой ситуации как гром среди ясного неба — убийство белым полицейским афроамериканца в конце мая и антирасистские демонстрации по всей стране. На улицы вышло почти все черное население Америки, потерявшее работу и запертое в тесных жилищах на карантин из-за коронавируса. Начавшись как мирное движение, эти демонстрации скоро превратились в погромы и разгул мародерства. В числе их участников были замечены многочисленные белые. Завязались целые сражения с полицией. Это в чем-то походит на начало XX века в России, когда в мирные демонстрации рабочих с их законными требованиями влились ряды провокаторов во главе с попом Гапоном, что привело к трагедии «Кровавого воскресенья» 1905 года.
И самое печальное, что такое сейчас происходит в стране, пытающейся играть главенствующую роль в мировой политике.
Поддержка армии утрачена
2 июня президент Трамп пригрозил «ради обеспечения закона и порядка» послать федеральные войска в те штаты, где «противодействие разгулу демонстрантов недостаточно». Наверное, он имел в виду те штаты, в которых заправляют демократы. Однако получилось фактическое объявление войны «Севера с Югом». Уже третьего числа действующий министр обороны Марк Эспер заявил, что «сейчас не время задействовать федеральную армию». Заявление Трампа резко осудил и бывший глава Пентагона Мэттис, который сказал, что «незрелое лидерство» Трампа поставило Америку на грань раскола и что «американское гражданское общество может объединиться и без Трампа». Это с полной ясностью свидетельствует о том, что Трамп утратил поддержку в военных кругах. Критику в адрес Трампа высказала и церковь, к которой принадлежат многие консервативные избиратели. Именно второго июня после своей речи Трамп с Библией в руках позировал у крупнейшего в Америке собора святых Петра Павла. Однако церковь осудила действия полиции, прибегшей для «зачистки» этого места к слезоточивому газу. Нельзя забывать и о том, что ранее Трамп критиковал Папу Римского за «излишний либерализм».
Разрушение формата G7
На внешнеполитическом фронте своими действиями Трамп лишь усиливает изоляцию Америки. То он потребовал очного проведения саммита G7, несмотря на мировую пандемию коронавируса. Это встретило резкие возражения со стороны канцлера Германии Ангелы Меркель, которая давно находится в натянутых отношениях с Трампом. То американский президент объявил, что G7 устарела, и предложил влить в группу «свежую кровь» в виде Индии, Южной Кореи, Австралии и России и провести саммит в сентябре, чтобы «обсудить Китай». Это почти наверняка оттолкнет от G7 Россию, Корею и даже Индию, которая отнюдь не является сторонницей противостояния с Китаем, будучи связанной с ним большими экономическими интересами. Таким образом Трамп не только фактически дезавуировал группу G7 на нынешний год, но и потерял поддержку большинства западных лидеров, обвинив ее в «отставании от сегодняшнего дня».
Если Трамп уйдет, в мире наступит финансовый кризис
В этих условиях политические позиции Трампа серьезно осложнились. Выборы для него становятся похожими на попытку «зажечь маяк на встречном ветру». Разочарование в нем начинают испытывать и многие влиятельные силы в республиканской партии. Поговаривают о таких вариантах, чтобы на очередном съезде республиканской партии либо выставить от нее другую кандидатуру, либо вообще «убрать» Трампа. По 25-й статье американской Конституции, «вице-президент при поддержке большинства членов администрации может подать спикерам обеих палат Конгресса заявление о неспособности президента исполнять свои обязанности и по решению Конгресса может сразу же приступить к обязанностям замещающего президента лица».
Конечно, любой уход Трампа окажет сильное негативное влияние на финансовый рынок Америки. Своей политикой «смягчения» он критически увеличил долговые обязательства США, что в условиях кризиса моментально приведет к финансовой катастрофе, похожей на ситуацию 2008 года. Если падет Трамп, то серьезно упадет и доллар.
Однако падение доллара — это не впервой. Пока основной объем мировой торговли ведется в долларах, Федеральная резервная система останется мировым банком, снабжающим ими мир. Монополия доллара никуда не денется. Вряд ли в качестве мировой резервной валюты в обозримой перспективе выступит китайский юань. Китайская экономика зависима от американской. У Китая уже бюджетный дефицит порядка 900 миллиардов долларов. Из-за усиления китайского давления в Гонконге, приток валюты в Китай уменьшится. Даже наоборот, деньги начнут активнее утекать из страны за рубеж. А в Китае говорят: «Финансовые потоки определяют будущую политику государства». В КНР среди руководящей верхушки уже заметны тенденции характеризующиеся фразой «крысы бегут с тонущего корабля».
Ситуация с Тайванем
Нельзя исключать, что в связи со сложившейся в США сложной ситуацией, Китай может предпринять какие-то действия по захвату Тайваня. Что может сделать в этой ситуации Япония? Да практически ничего. Размещенные в Японии системы "Aegis Ashore" ничего не смогут противопоставить сотням китайских ракет, способных нанести массированный удар по Японии. Если Китаю удастся захватить Тайвань, то для Японии угроза попасть под китайский диктат будет минимальной. Все-таки у Китая нет достаточных сил, чтобы «проглотить» Японию.
Привлекательность идеи «Союза нейтральных демократических государств»
У Америки сейчас по горло собственных проблем. Ей недосуг болтать о проблемах «демократии». В наше время некоторые уже говорят о том, что Японии, возможно, следует «сплести свои руки» с Китаем. Только защитит ли это нашу землю и демократию? Как же нужно поступать Японии? «Надуть щеки» и покончить со следованием в фарватере Америки? Да, звучит смело. Только нужно отдавать себе отчет в том, что если бы Япония захотела обеспечить свою безопасность без американской армии, то в реальности у нее не хватит для этого ни денег, ни технологий, ни людей. В условиях, пока доллар остается мировой валютой, повернуться спиной к воле Америки у Японии вряд ли получится. Ведь она всегда может ударить нас по голове какими-то санкциями по принципу «если отвернетесь от нас, то мы лишим вас возможности использовать доллар».
Кроме того, американская армия нужна Японии для защиты от Китая. Хотя в случае возникновения войны между США и Китаем наши возможности по поддержке Америки весьма ограничены. И никто не может гарантировать, что мы не станем объектом удара китайских ядерных ракет.
Однако сегодня нельзя не повторить, что Америка сейчас превратилась в государство, где эгоцентризм и внешнеполитические амбиции возведены в абсолют. Конечно, любая страна в своей политике преследует прежде всего свои собственные интересы и амбиции. И Япония хочет в таких условиях обеспечить себе уважение и соблюдение своих прав. Искать союзников нам нужно не среди США, Китая или России, а среди равных себе по классу демократических государств, уважающих принципы рыночной экономики. И тут наши взоры должны обернуться к Европейскому Союзу.
Франция и Германия уже вступили на этот путь
18 мая в мире произошло очень важное событие. Канцлер ФРГ Меркель и президент Франции Макрон договорились в принципе об образовании «Фонда посткоронавирусного возрождения Европы» с выпуском единых для ЕС «корона-бондов» на общую сумму в 500 миллиардов евро. Это выгодно всем странам-членам Европейского Союза. Это свидетельство восстанавливающейся управляемости ЕС. Наверное, северные страны ЕС во главе с Голландией еще будут возражать против реализации этой гигантской программы. Но, когда она будет окончательно оформлена, это значительно увеличит жизнеспособность не Америки, не Китая и не России, а Европейского Союза — международного объединения, сплоченного вокруг принципов демократии и свободного рынка. Это явление может стать основой для формирования некоего «Союза демократических государств», в который могли бы войти Германия. Франция, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, страны северной Европы и Бенилюкс. Это объединение могло бы стать трансконтинентальным Middle Power Union (Союзом Средней Силы). По предварительной оценке, суммарный ВВП этого Союза мог бы составить 24 триллиона долларов и превысить ВВП США. Разумеется, на начальном этапе это новое объединение не действовало бы еще как единое целое. И оно не должно было бы вносить значительные инвестиции в безопасность или экономику Японии. Но этот Союз мог бы способствовать значительному повышению международного авторитета Японии. Именно он смог бы стать важной движущей силой перехода в мировой торговле и накоплении золото-валютных резервов на альтернативную валюту, помимо доллара. Для начала такой «Союз нейтральных демократических государств» мог бы бороться с политикой популизма, вновь укреплять ВТО, разрабатывать масштабные меры борьбы против коронавируса и перехода на возобновляемые источники чистой энергии.
Акио Кавато — известный японский политолог. Долгое время работал в МИДе Японии. Трижды побывал в командировках в посольствах Японии в СССР и России. Последняя командировка — советник-посланник посольства. Был послом Японии в Узбекистане и Таджикистане. Работал главным консультантом в инвестиционном департаменте государственного Банка развития Японии (Development Bank of Japan). В качестве приглашенного профессора преподает в Токийском университете и университете Васэда.
Shūkan Gendai, Япония