На первой встрече с Путиным Зеленский сыграл вничью
На первой встрече с Путиным Зеленский сыграл вничью
У этой встречи были все признаки неравного боя: бывший офицер КГБ и опытный мастер беспощадных глобальных махинаций против бывшего комика, не имеющего никакого политического опыта и потрепанного последствиями от разговоров с президентом Трампом.
Но прошедшая в понедельник первая встреча с глазу на глаз между президентом Владимиром Путиным, который правит Россией почти 20 лет, и президентом Украины Владимиром Зеленским не стала для Путина легкой прогулкой и закончилась вничью. На ней был достигнут довольно скромный прогресс в деле прекращения войны на востоке Украины, которая длится уже пять с половиной лет.
Зеленский, занимающий свой пост всего шесть месяцев, заявил, что Россия и Украина пришли к соглашению об обмене всеми пленными до конца года и о полной реализации условий прекращения огня, которые были согласованы в 2015 году, но потом неоднократно нарушались.
«Я бы хотел большего», — сказал Зеленский на совместной пресс-конференции в Париже, в которой он участвовал вместе с Путиным и руководителями Франции и Германии, выступившими на переговорах в роли посредников.
Зеленский добавил, что для Киева крайне важно восстановить контроль над границей с Россией на востоке Украины по всей ее длине, в то время как сегодня ее контролируют силы сепаратистов, пользующиеся поддержкой Москвы.
Во время пресс-конференции Путин сказал, что в отношениях с Украиной, которые находились в глубокой заморозке с тех пор, как в результате народного восстания в феврале 2014 года был свергнут пророссийский президент Виктор Янукович, наступила «оттепель». Вместе с тем, он добавил, что для достижения прочного урегулирования еще многое предстоит сделать.
Он подчеркнул давнюю позицию России, которая заключается в том, что русскоязычные регионы на востоке Украины, с 2014 года находящиеся под контролем поддерживаемых Москвой вооруженных повстанцев, должны получить особый статус.
Мирное соглашение, достигнутое в столице Белоруссии Минске в феврале 2015 года, требовало от Украины внесения изменения в свои законы и конституцию с целью предоставления такого статуса. Но это, как и многие другие положения Минского соглашения, не были реализованы.
Президент Франции Эммануэль Макрон выразил надежду на то, что этот саммит, ставший первой за три года встречей высокого уровня по вопросу мирного урегулирования, дал возможность выйти из тупиковой ситуации. Вместе с тем, он признал, что мир пока не достигнут, а война, унесшая жизни 13 с лишним тысяч военных и мирных жителей, продолжается.
«Мы не нашли волшебную палочку или серебряную пулю, однако мы перезапустили мирный процесс», — заявил Макрон. По его словам, парижская встреча стала «очень позитивным шагом вперед».
Четверка лидеров договорилась встретиться снова через четыре месяца.
Зеленский испытывает нарастающее давление у себя дома со стороны националистов, которые обвиняют его в капитуляции перед Россией. Он прибыл в Париж, не имея большого пространства для маневра. У него было гораздо меньше военных и политических ресурсов, чем у Путина. Его предыдущие жесты доброй воли, в первую очередь отвод украинских войск от линии фронта, не нашли отклика в России и у повстанцев Донецка и Луганска, которые не пошли на ответные шаги.
Позиция Зеленского была еще больше ослаблена из-за отсутствия активной поддержки со стороны Америки, на которую Украина прежде делала большую ставку в своей борьбе против российских войск. Кремль утверждает, что это не действующие военнослужащие, а обычные россияне, приехавшие в Донбасс в отпуск, а также вооруженные сепаратисты, пользующиеся поддержкой Москвы.
Соединенные Штаты никогда официально не участвовали в подготовке и реализации минских договоренностей, но при президенте Бараке Обаме они играли центральную роль в «привлечении различных сторон», сказала Алина Полякова, работающая научным сотрудником в Центре США и Европы при Институте Брукингса.
Трамп в настоящее время находится в осаде в связи с проведением слушаний в рамках процедуры импичмента, в центре которой оказались его отношения с Украиной, точнее, тот факт, что он приостановил обещанную Киеву военную помощь и отказался от встречи с Зеленским в Белом доме, хотя тот к ней очень стремился. Кроме того, Трампа очень часто критикуют за неоднократные изменения во внешней политике в выгодном для Путина направлении.
Наверное, из-за этого американский президент не проявляет особого желания участвовать в хлопотном процессе мирного урегулирования. Во время сентябрьской встречи с Зеленским в Нью-Йорке Трамп заявил: «Я очень надеюсь, что вы встретитесь с президентом Путиным и сможете решить ваши проблемы».
Многие чиновники из администрации Трампа, выступавшие за поддержку Украины в ее борьбе с Россией, ушли в отставку или оказались на второстепенных ролях. В сентябре в отставку ушел специальный представитель Госдепартамента по Украине Курт Волкер, конкретно занимавшийся урегулированием конфликта на востоке.
Из-за «американского абсентеизма», как выразилась Полякова, выступать в качестве посредника при урегулировании единственной войны в Европе выпало на долю покидающего свой пост канцлера Германии Ангелы Меркель и Макрона, который в последнее время занял более примиренческие позиции в отношении России.
Как бы иллюстрируя дисбаланс между Россией и Украиной, Зеленский прибыл в Елисейский дворец в скромном сером минивэне «Рено», а Путин в массивном бронированном лимузине российского производства «Аурус». Путин, как часто бывает, приехал с опозданием, но всего на несколько минут. Во дворце их встречал французский почетный караул.
Оба лидера могли многое получить от этой встречи.
Путину очень хочется, чтобы Запад отменил антироссийские санкции, введенные в 2014 году за аннексию Крыма и поддержку сепаратистов. Новичок в политике Зеленский в апреле одержал убедительную победу на президентских выборах, пообещав положить конец боевым действиям.
Зеленскому также было что терять, но он, в отличие от своего предшественника Петра Порошенко, не стал оскорблять Путина. Отношения президента России с экс-президентом Украины были настолько отвратительны, что они даже прекратили разговаривать друг с другом.
«Конечно же, остаются вопросы, которые нам в настоящий момент не удалось еще решить, — сказал Зеленский. — И мы обязательно должны это сделать в будущем и сделаем это».
Россия не стала аннексировать отколовшиеся от Украины территории на востоке, и ясно дала понять, что твердо намерена удержать Украину под своим влиянием, не допустив ее экономической, военной и политической интеграции с Западом. Правительство Путина отмечает, что Украина может восстановить хотя бы номинальный суверенитет над этим регионом и взять под свой контроль восточную границу с Россией.
За это Москва хочет, чтобы Украина не вступала в ЕС и НАТО, и требует, чтобы Киев внес изменения в конституцию, дав больше полномочий региональным властям, включая те регионы, где наверняка будут править пророссийские силы.
Многие украинцы расценят такое соглашение как капитуляцию перед Путиным и как посягательство на суверенитет Украины. Однако в Украине не существует такого подхода, который пользовался бы поддержкой большинства. А большинство хочет следующего: не идти на уступки России, которых она добивается, не продолжать войну, не уступать территории.
Зеленский на пресс-конференции предельно четко заявил о том, что никаких политических и конституционных изменений, которых хочет Россия, не будет до тех пор, пока не удастся урегулировать вопросы безопасности, включая вопрос о контроле над границей. Он также исключил возможность удовлетворения российского требования о том, что Украина должна стать федерацией, лишившись статуса унитарного государства. Зеленский сказал, что этого не будет никогда.
В Минских соглашениях изложены шаги, которые должна предпринять каждая из сторон, включая выборы в удерживаемых повстанцами регионах, возвращение под контроль Украины прозрачной на сегодня границы с Россией, предоставление большей автономии сепаратистским территориям, а также разоружение боевых отрядов. Но в этом плане нет ясности относительно последовательности действий, и Россия настаивает, что сначала надо осуществить политические шаги, а Украина хочет начать с мер безопасности.
Обеспокоенные тем, что Зеленский может уступить силе убеждения Путина, как это сделал Трамп в июле прошлого года в Хельсинки, три оппозиционные организации на Украине перед парижской встречей опубликовали манифест, проведя в нем шесть «красных линий», которые нельзя переступать. Они потребовали от Зеленского не идти на уступки Путину в «евроатлантической» внешней политике Украины, в вопросе о статусе восточных регионов и в вопросе сроков выборов на оккупированных пророссийскими сепаратистами территориях.
Рано утром во вторник возле офиса Зеленского в центре Киева собрались протестующие, выразившие свое «облегчение» в связи с тем, что парижская встреча не закончилась капитуляцией, которой они боялись.
Предшественник Зеленского Порошенко призвал действующего президента «избегать встреч один на один с Путиным», сказав, что ему ни в коем случае нельзя доверять.
«Не верьте Путину. Никогда и ни в чем, — заявил Порошенко. — Путин манипулирует всем: содержанием, фактами, цифрами, картами, эмоциями. Он ненавидит Украину и украинцев».
The New York Times, США