Владислав Чайка: «У нас появился реальный шанс по строительству «японского моста» и мы не должны его упустить...»
Владислав Чайка: «У нас появился реальный шанс по строительству «японского моста» и мы не должны его упустить...»
В украинских СМИ активно обсуждается встреча президента Украины Владимира Зеленского с руководством Японского агентства международного сотрудничества (JICA) Синичи Китаокой. Инициатива Зеленского, который озаботился вопросом строительства нового моста, способна, наконец, сдвинуть данный вопрос с мертвой точки.
К сожалению, в Николаеве уже трудно найти тех, кто глубоко знаком с вопросом строительства так называемого «японского моста». В начале 2000-х годов данной темой активно занимался городской голова Владимир Чайка. Тогда, в силу разных причин, не удалось привлечь японского инвестора. «Новости-N» попросили рассказать о ситуации со строительством «японского моста» Владислава Чайку — сына покойного мэра Владимира Чайки.
— Владислав Владимирович, ваш отец имел непосредственное отношение к реализации этого проекта. Многие говорят, что именно Владимир Дмитриевич был одним из тех, кому принадлежала сама идея данного строительства.
— Давайте попробуем с самого начало восстанавливать хронологию событий, ведь с момента зарождения идеи прошло много лет. В 90-х годах, впервые вопрос строительства объездного моста поднял директор специального проектно-конструкторского технологического бюро «ТОР» Александр Король. Это была его идея, которой он серьезно занимался по собственной инициативе: искал варианты решения, изучал возможности получения кредита на реализацию проекта, ездил смотреть похожие объекты. Во время этой работы ему удалось связаться c Японским агентством международного сотрудничества (JICA), которое имело опыт строительства таких объектов на территории стран бывшего союза.
— Как автор идеи донес её до городской власти?
— В конце 2000 года Александр Король пришел к моему отцу Владимиру Чайке с предложением строительства «японского моста». Уже на то время было понятно, что у нас существует серьезная проблема с нашим Южнобугским (Варваровским) мостом. Его пытались несколько раз ремонтировать, но сделать капитальный ремонт не смогли. Не хватало ни сил, ни средств. Срок его эксплуатации подходил к концу, при этом с каждым годом увеличивался объем транзитного транспорта через город, поэтому проблему необходимо было решать.
— Какие идеи были?
— Тогда было разработано технико-экономическое обоснование проекта, по которому, при сотрудничестве с японской фирмой JICA, рассматривался вопрос получения кредита на строительство моста. Первоначально предполагалось, что для строительства моста кредит возьмет город Николаев. Но, учитывая, что это межгосударственная договоренность между Японией и Украиной, город Николаев не мог выступать гарантом возврата этих денег. Тем не менее, Япония готова была к сотрудничеству с нашей страной и выделила необходимые средства. Однако, к большому сожалению, тогдашний премьер-министр Украины Анатолий Кинах принял решение использовать эти деньги для реконструкции Международного аэропорта «Борисполь». Нам сказали, что это важнее для страны и нужно подождать.
— Был найден выход из сложившейся ситуации?
— С 2006 года, начали опять заниматься актуализацией проекта. Владимир Дмитриевич, вместе с Александром Королем, который к тому времени стал советником мэра по вопросу строительства моста, ездили на переговоры в Японию и неоднократно встречались с европейскими представителями миссии JICA. В 2012-2013 годах город Николаев, наверное, ближе всего продвинулся к реализации проекта. Тогда к нам неоднократно приезжали представители JICA, эксперты, которые собирали всю необходимую документацию, смотрели технические условия для строительства моста, был проведен ряд совещаний на уровне Укравтодора и Николаевской облгосадминистрации. В 2013 году, по приглашению Николаевской облгосадминистрации, в наш город приезжал посол Японии в Украине – господин Тоичи Саката. Насколько мне известно, уже практически было подготовлено техническое задание на проектирование.
— Владислав Владимирович, вы сказали «практически». Это значит, что кто-то или что-то помешал реализации проекта?
— Дело в том, что согласно регламенту работы агентство ЛСА выделяет деньги и проводит международный конкурс на изготовление проекта, и оно же проводит тендер на определение подрядной организации по строительству нашего моста. Учитывая специфику принятия бюджета в Японии, а бюджетный год у них начинается с 1 апреля, мы должны понимать, что с момента принятия решения по выделению средств до практической реализации пройдет примерно 2 года. Японская сторона заверяла – срок строительства такого моста длится от 3 до 4 лет. В 2013 году Япония заканчивала строительство моста в Турции, и предполагалось, что по окончанию реализации турецкого проекта, они сразу «перебросят» в Николаев технику и оборудование, но опять не получилось.
— Какая причина очередного провала начала реализации в этот раз?
— К этому времени, остро встала проблема работы Бортнической станции аэрации под Киевом. Кабинет министров Украины обратился к Японской стороне с просьбой выделить деньги на этот проект. Насколько, мне известно, посол Японии потому и приезжал в Николаев, чтобы на месте оценить значимость для Японии одного и другого проекта. По имеющейся на тот момент информации, японская сторона не горела желанием выделять деньги для ремонта этого объекта жилищно-коммунального хозяйства Киева. Всё зависело от решения Кабмина — на какой именно объект будет дана гарантия правительства. Несмотря на все наши просьбы, уговоры, аргументацию важности этого моста не только для города, но и всей страны, принял решение в пользу Бортничей. Мы опять остались при своих интересах.
И вот сейчас наступил очередной этап в хитросплетениях вокруг строительства моста. Когда стало известно результатах встречи Президента Украины Владимира Зеленского в Японии, мне стало понятно, что сегодня у нас появился реальный шанс и мы не должны его упустить. Я готов поднимать этот вопрос во всех средствах массовой информации, привлекать к его решению всех заинтересованных лиц, чтобы только сдвинуть его с мертвой точки. Для меня это важный вопрос дальнейшего развития Николаева.
— В принципе вы рассказали о многих нюансах, которые не каждый знал, а кто-то подзабыл, но вот тему финансов, вы обходите стороной. Кто и сколько должен был заплатить за строительство моста?
— Первоначально японская сторона говорила о том, что они не будут полностью финансировать всю стоимость моста, только на условии 50/50. Однако в 2013 году были изменены условия кредитования компании JICA, согласно которых если при строительстве таких объектов более 40% комплектующих изготавливаются в Японии, то меняются условия кредитования: удлиняется льготный период по кредиту, снижается процентная ставка, и Япония была готова полностью кредитовать всю сумму. За это время, конечно, могли пройти какие-то изменения в этих правилах, но не думаю, что они существенны.
— Почему именно эта японская компания? Возможно, есть другие компании с более выгодными условиями для города Николаева?
— На сегодняшний день, работа с этой компанией более выгодна и приемлема для нас со всех точек зрения, в том числе даже в условии международного кредитования МВФ, так как мы находимся в программе кредитования с МВФ и такие кредиты мы должны согласовывать. Япония является участником кредитного пакета МВФ – японская иена входит в этот кредитный портфель. Кроме того, у нас тесные отношения с Японией в рамках реализации Киотского протокола, поэтому я думаю, что это вполне реально. Насколько мне известно, из достоверных источников, интересы японской стороны к реализации этого проекта не пропали. 28 октября на аппаратном совещании в горисполкоме, этот вопрос обсуждался на уровне подготовки очередного обращения в Министерство инфраструктуры.
— Что бы сделали лично вы, для начала реализации проекта, если была бы такая возможность?
— Ответ очень прост, я бы уже был в Киеве и занимался дальнейшим продвижением инициативы Президента. Должен быть человек, который возьмет на себя всю черновую работу, связанную с продвижением проекта по строительству «японского моста». Если говорить откровенно, жителей других городов не сильно интересуют проблемы Николаева. У Президента и Кабинета министров хватает проблем, поэтому нам сказали, вот есть такое мнение – занимайтесь! Мы можем писать в министерства письма и обращения до бесконечности, что делаем сейчас, но мост не строится. На мой взгляд, необходимо подготовить поручение Президента Украины, Кабинету Министров о необходимости разработать мероприятия по строительству моста. Затем подготовить распорядительный документ Кабинета министров, где должны быть указаны конкретные сроки и ответственные за выполнение поручений Президента, а дальше контролировать их выполнение. Поверьте, когда появятся такие документы, будет намного проще решать все остальные вопросы. Не стоит забывать, что на встрече обсуждался и ряд других проектов для реализации в Украине, в том числе завершение строительства моста в Запорожье. Меня беспокоит мысль о том, что нас снова может кто-то опередить, вновь перехватить инициативу. Поверьте, желающих «увести» средства куда-нибудь «в сторону», на какой-то другой объект — предостаточно. Поэтому, я сейчас прилагаю усилия — с учетом появившихся новых возможностей — для того чтобы сдвинуть этот вопрос с места. Много уже удалось сделать, думаю, в ближайшее время мы проинформируем наших горожан о результатах.
— В Николаеве сейчас активно обсуждается вопрос капитального ремонта Варваровского моста. Называются разные суммы, начиная от 800 миллионов до 1,6 миллиарда. Как вы к этому относитесь?
— Давайте будем до конца откровенны, реализация такого проекта для бюджета города практически нереальна. Николаев на сегодняшний день имеет бюджет около 5 миллиардов гривен. Выделять на реконструкцию этого моста 1, 6 миллиарда невозможно. Кроме того, здесь возникает ряд других проблем.
—Каких?
— Первое, через этот мост проходит международный транспортный коридор. Мы должны предупредить транзитеров о том, что будет проводиться ремонт моста, и будет затруднено перемещение грузов. Второй момент, мы должны создать условия для объездного маршрута. На сегодняшний день, единственный объездной маршрут – это дорога через Вознесенск. Однако дороги в этом направлении тоже нет. Для того чтобы сделать ее проездной, надо не одну сотню миллионов гривен и время, которого остается всё меньше. Кроме этого, есть проблемный мост в селе Прибужаны, на р. Южный Буг, железнодорожный путепровод на въезде в Вознесенск со стороны Веселиново и мост через реку Мертвовод в самом Вознесенске. Третье — наш Варваровский мост уже находится в таком состоянии, что его ремонт без полной остановки эксплуатации практически невозможен.
— Как быть в таком случае?
— В данное время, думаю необходимо выполнить решение горисполкома от 25 октября 2019 года, в котором прописан механизм ограничения проезда транзитного транспорта через город и соответственно через Варваровский мост. Это даст нам возможность продлить его срок эксплуатации. После строительства нового моста, когда основной поток транзитного транспорта, и, наверное, легкового уйдет, можно будет заниматься вопросами капитального ремонта старого моста.
— Владислав Владимирович, спасибо вам за интересную и информативную беседу!
— Вам спасибо!