Как они работали (репортаж из-под купола)

07.03.2008 в 13:01
Фото: ИТАР-ТАСС

Фото: ИТАР-ТАСС

На днях, в Киеве, к работе приступил наш парламентский корреспондент Анатолий Скичко. Предлагаем нашим читателям его первый материал – репортаж о последнем дне парламентского противостояния.
 

В Киеве есть два примечательных здания под куполом: это республиканский цирк на пл. Победы и здание пленарных заседаний Верховной Рады на ул. Грушевского, 5. Конечно, на этих куполах все сходство между данными учреждениями и заканчивается, в этом никто не сомневается.

 

Рада начинает работу утром. Когда-то давно, при утверждении расписания работы ВР нового созыва, один депутат предложил: «Давайте, как все нормальные люди, будем начинать работу в 10.00». Все единодушно согласились. Так оно и до сегодняшнего дня, и, видать, будет вовеки веков – с 10.00.

 

Итак:

 

9.45. Второй этаж, вестибюль (еще это центр того, что называют кулуарами). Ранние пташки с депутатскими значками уже на работе. Подходят к столам, ставят свои подписи в «Ведомости регистрации народных депутатов на вручение материалов», берут законопроекты, идут в сессионный зал. Уже три недели этим законопроектам не светит ни принятие, ни даже обсуждение - президиум и трибуна заблокированы, но в парламентских комитетах документы нарабатываются, каждый пленарный день депутаты их получают (кто хочет, конечно).

 

10.00. «Работа» началась. Это по регламенту. Однако в зале ничего не происходит. Присутствует примерно половина депутатов.

 

Над первыми рядами фракций партии регионов и коммунистов висят уже прославленные в прессе воздушные шары, синие и желтые, а также высятся национальные флаги. На синих шариках написано: «НАТО – НЕТ!», на желтых – «НАТО – НІ!”. В ручке двери, через которую глава парламента заходит в президиум, уже привычно торчит кресло. Дверь большая, ручка большая, но и кресло надежное (это вам не швабра какая-нибудь). Возле блокирующего кресла, на всякий случай, дежурят два депутата из фракции партии регионов – Алексей Плотников (доктор экономических наук) и Леонид Кожара (бывший посол Украины в Швеции). Караул, как видим, достойный и, главное, неустанный. А в кресле спикера – так же привычно восседает Алексей Журавко, регионал, инвалид 1 группы.

 

На трибуне Василий Хара, возле него Вадим Колесниченко. Слева от трибуны четверо представителей коалиции, среди которых, в частности, бютовец Сергей Сас, «бнунсовец» Юрий Кармазин. Спокойно беседуют. Справа от трибуны – Василий Джарты (недавний министр экологии) и Ярослав Сухой. Вот Сухой подходит к трибуне, кладет на нее ладони, похлопывает по дереву.

 

Фракции «НУНС» почти нет, пустует весь правый (от президиума) фланг, что бросается в глаза, – говорят, заседают в другом месте…

 

В зале половина сидящих, половина стоящих. Стоят в основном по двойкам и четверкам. К трибуне идет Татьяна Засуха (жена скандально известного экс-губернатора Киевской области), подошла, заглянула, что там за бумажка лежит, и пошла влево – к правительственной ложе. Там тоже сидят депутаты-регионалы, семь человек, опять же в качестве дежурных – чтобы спикер не воспользовался дверью, через которую ходят кабминовцы. Все предусмотрено, все обложено.

 

10.20. Трибуна свободна. В зал зашел Николай Круглов – с бумагой, сложенной трубочкой. Остановился, смотрит по сторонам, медленно идет на свое именное место.

 

С левого входа зашел в зал Сергей Терехин в черном костюме и белом джемпере, потом «письменнык» Владимир Яворивский с тяжелым портфелем. У входа Петр Ющенко экспрессивно беседует с лидером «Просвіти» Павлом Мовчаном - что-то живо объясняет, жестикулируя руками.

 

10.25. Трибуну занял Ярослав Сухой. Раскрыл любимую газету регионалов «Сегодня», читает политинформацию.

 

Вот к трибуне подошла Анна Герман – в черном длинном свитере и малиновой юбке (под цвет депутатских кресел – очень гармонично смотрится). Перебросилась словом-другим со своими – и пошла назад по другому проходу.

 

Зашел Литвин – сел на самой галерке, что-то углубленно читает (под балконом не видно, что именно).

 

10.28. Оживление в зале, смех, реплики. Оказывается, Ярослав Сухой с трибуны повертел у виска указательным пальцем, затем показал средний (с недавних пор - знаменитый в Украине «фак») – это в адрес Журавко, который уже много дней сидит в кресле Яценюка. На это весело отреагировали бютовцы – Яворивский, Соболев, еще человек десять. Но Журавко невозмутим – или не увидел оскорбительных жестов однопартийца, или сделал вид, что не увидел, или не понял ничего.

 

На несколько минут Сухой оживил зал. И снова – рабочая обстановка. Половина присутствующих регионалов погрузилась в чтение прессы – на столах видны «Комсомолка», «Сегодня», «Экономические известия». Коммунистка Алла Александровская раскрывает «КоммерсантЪ». Михаил Чечетов прочел «Голос Украины», засунул его под стол, достал из кейса «Факты». Круглов закончил просмотр «Столичных новостей», взялся за «Газету 24».

 

10.40. Трибуна свободная, в зале около трети депутатов. «Нашеукраинцев» по-прежнему нет, около 70 кресел свободны. Один Александр Гудыма (известный энергетический специалист) неподвижно сидит на этом пространстве, глубоко задумавшись (как тут не думать газовую думу). Литвин все так же занят чтением на последнем ряду.

 

10.56. К трибуне опять медленно приближается Сухой. Остановился, поговорил с группой товарищей. В это время трибуну занял другой регионал – положил лист бумаги, что-то написал на ней и сошел с трибуны. Журавко в спикерском кресле разговаривает по телефону (нет, не прямой правительственной связи, до этого пока не дошло, - а по мобилке). Зашли Сергей Головатый с Александром Лавриновичем. Головатый подошел к Андрею Клюеву, что-то ему объясняет, тот скромно машет головой, слегка улыбаясь.

 

11.00. В общем – в сессионном зале вполне рабочая обстановка, все идет по установленному распорядку. Реально присутствует около четверти депутатов.

 

Однако, пора проверить кафе. Спускаюсь на второй этаж, на первый... Здесь – книжная раскладка. Книголюбов почти нет – только регионал Владимир Яцуба (бывший губернатор Днепропетровской области) с коллегой рассматривают большую, красиво иллюстрированную книгу под названием «Оружие мира». Спускаюсь еще ниже - на цокольный этаж. В кафе всего человек десять – не время еще обедать (точнее, все понимают, что не наработали еще на обед).

 

Поднимаюсь в кулуары. На пресс-площадке, возле бокового выхода из сессионного зала, установлены телекамеры, кучкуются журналисты – ждут выхода из зала руководителей фракций, которые что-то скажут, провозгласят. Так происходит каждый день - какие-то заявления, важные или не очень, периодически звучат из уст политиков, и это является главными вехами такой «работы».

 

11.08. К журналистам выходит Владимир Стретович с объявлением, что в 14.00 будет пресс-конференция. И главное – он сообщает, что сейчас идут переговоры (очередные, энные – на предмет разблокирования работы Рады) между спикером и руководителями фракций.

 

Выезжает из зала на инвалидной тележке Журавко (значит, место спикера свободно), останавливается у мраморной колонны. К нему подходят две девушки с диктофонами, садятся на корточки, что-то спрашивают. Он дает интервью:

 

- Это для меня не спикер! – почти кричит депутат. - Это эмоциональный человек, молодой, этот наша боль, нашего человечества, нельзя быть таким эмоциональным, человек должен себя в парламенте вести... есть оппозиция, есть на сегодняшний день большинство...

 

Вот выходит из зала известный регионал Виктор Тихонов – высокий, статный, за ним Александр Пеклушенко. Неподалеку, вокруг Ярослава Сухого собрались девушки-журналистки, он им рассказывает что-то смешное. В кулуарах появляются представители «НУНС» - заседание фракции закончилось - Руслан Князевич, Владислав Каськив... Снизу, по широкой лестнице поднимаются гладко выбритый Николай Катеринчук и давненько небритый Святослав Вакарчук Берут документы, идут в зал.

 

В это время заседают парламентские комитеты – на большом мониторе то один фрагмент, то другой (законопроекты все «напрацьовуються»).

 

В кулуарах – две кучки журналистов: одна слушает комментарии Стретовича, вторая Сухого...

 

В зале не только кресло спикера свободно, но даже дверь в президиум разблокирована. Почему? Может, есть данные, что на совещании глав фракций дело идет к компромиссу?..

 

11.36. Опять засунули кресло в ручку двери. Теперь это сделали регионалы Юрий Каракай и тот же Леонид Кожара. Депутатов в зале – приблизительно одна пятая. Вот заколыхались шарики, которые большей частью висят неподвижно, как в воде, - включили вентиляцию. И это правильно – депутатомозгам требуется проветривание.

 

11.48. В зале депутатов - где-то шестая часть. Геннадий Задырко встал, прошелся с какой-то бумагой в руке, подошел к спинке кресла, оперся – смотрит в заднюю часть зала. Развернулся – смотрит в переднюю часть зала. Опять развернулся – облокотился, склонил голову набок... Идет по проходу Михаил Папиев (бывший министр труда и соцполитики) похлопывает телефоном по ладони. С другой стороны, ему навстречу – Юрий Бойко (бывший энергетический министр). Встретились, слово за слово – Папиев пошел рядом с Бойко. Подошли к Андрею Деркачу, поздоровались, и дальше – к Ивану Плющу. Тот – с шикарной седой бородой – встал, широко улыбнулся, крепко обнялся по очереди с двумя экс-министрами. Стоят, весело беседуют, наконец – взорвались смехом, который достиг и гостевой ложи, и ложи прессы, и растаял только под самым куполом...

 

11.53. Заходит Круглов, перекинулся словом с Виктором Слаутой (бывшим аграрным министром), остановился, посмотрел по сторонам, взялся за спинку кресла, посмотрел на часы...

 

Никто и не заметил, что стрелка часов перевалила за 12.00 – то есть утреннее заседание закончилось. По регламенту теперь должен быть получасовой перерыв. Но с тех пор, как зал окрасился сине-желтыми шариками – депутаты «работают» без этого отдыха. Уходят только на большой, двухчасовой перерыв после дневного заседания, который длится с 14.00 до 16.00...

 

Поднялся со своего кресла бютовец Владимир Иваненко – широкий, мощный, неоднократный чемпион мира по пауэрлифтингу – направился к выходу. В это время в зал заходит Ярослав Сухой и восклицает: «Увага!..» Все радостно поворачивают головы, в надежде, что сейчас услышат что-то веселенькое. А Ярослав Михайлович сел в кресло и умолк, вроде ничего и не говорил. Подколочка простая – но все равно весело, все улыбаются....

 

12.30. Объявлена мобилизация фракции «БЮТ», она собирается внизу, в кинозале, без допуска прессы. И зал, и кулуары, естественно, редеют. Иван Плющ встает и кратчайшим путем, следуя к двери, за которую редко пускают журналистов, покидает парламент. Но ему это не удается – один журналист с диктофоном, а затем и телевизионщики бегут наперехват. Через минуту – он в плену телекамер. Приходится Ивану Степановичу тряся бородой в который раз объяснять, как он относится к «ширке», переформатированию коалиции, изменениям к Конституции и т.д.

 

12.40. Прошла информация, что через минут пятнадцать парламент будет разблокирован! Все дальнейшие старания журналистов направлены на то, чтобы подтвердить (или опровергнуть) эту информацию. Проходит пятнадцать, и двадцать минут – никаких заявлений нет. Но остается все меньше сомнений в том, что исторический (в рамках отечественного парламентаризма) момент таки скоро наступит – после трехнедельной блокады Рада наконец-то начнет работать. О назревании такого решения свидетельствует и тот факт, что в кафе еще есть борщ – первое съедают первым, и, как правило, к такому времени его не остается. Следовательно, сейчас большинству депутатов (а значит, и журналистов) – не до еды.

 

13.35. Заседание бютовцев закончилось – тихо, без заявлений. В зале все по-прежнему – вход для спикера заблокирован, в том числе со стороны правительственной ложи. С этой целью Плотников сидит в премьерском кресле. Сухой периодически что-то покрикивает – вызывая ответные возгласы и смешки. В зале вялое движение – кто-то входит, кто-то выходит.

 

Но к двум часам движение становится «односторонним»: уже никто не выходит, а только входят, рабочая арена под куполом наполняется парламентскими трудящимися.

 

14.15. Звучат уже полузабытые позывные, приглашающие депутатов в сессионный зал - на работу (теперь уже без кавычек). Журналисты, телеоператоры, с тяжелыми камерами на плечах и штативами в руках, бегут со второго этажа на третий, в ложу прессы.

 

14.17. Арсений Яценюк объявляет заседание открытым. Ставится на голосование (и принимается!) постановление по НАТО.

 

Объявляется перерыв до вечернего заседания. Депутаты расходятся, снимаются уже легендарные шары. Ярослав Сухой и здесь самый активный. В его руках два последних теперь уже сувенира. Сверху, из ложи прессы просят подарить один на память – депутат пускает шарик. Но он летит мимо ложи прессы и зависает под куполом. Теперь ему долго висеть (будем надеяться – не до новых шариков).

 

Жизнь парламентская вошла в нормальное русло. Надолго ли?

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив