«Вас же власть сотрет в порошок...» - воспоминания николаевца о первом Майдане

14.12.2017 в 20:24

События осени 2004 года, которые позже назовут «Оранжевой революцией», сегодня вспоминают все реже. Подросло целое поколение, для которого «Первый майдан» - это уже история. Тем не менее, участники тех бурных событий сегодня по-прежнему среди нас и охотно делятся воспоминаниями об исторических днях. Николаевец Анатолий Пацюк тогда был на острие событий. В областном штабе «Нашей Украины», он отвечал за информационное и аналитическое направления. Свидетельством личных заслуг на этом поприще, стало вручение ему почетного знака «Гвардия Революции».

Сегодня Анатолий Пацюк гость редакции «Новостей-N».

- Храните награду?

- Спрашиваете… Но это ведь не государственное отличие, а, скорее, памятный знак активным участникам этих событий. В области таких знаков было вручено десять.

- Как для Вас все начиналось?

- Начиналось задолго до 2004 года. Политикой я всегда интересовался, можно сказать, что это и привело меня в николаевский штаб *Нашей Украины* на парламентских выборах в 2002 году. Как мне потом сказали, моя аналитическая записка, подготовленная во время выборов, попала на стол начальнику штаба и он дал команду продолжить со мной сотрудничество. В Николаев приехал сотрудник центральной пресс-службы, я его познакомил с николаевскими СМИ, а спустя месяц уже получил первое задание. Это был конец 2002 года… Первое время я был единственным представителем «Нашей Украины» в регионе - готовил и размещал материалы в местных СМИ.

-А когда был создан областной штаб?

- Осенью 2003 года. Первым начальником штаба был назначен Александр Стратейчук. Я влился в небольшую группу людей, которые и стали членами штаба. Находились мы в старинном здании на углу улиц Никольской и Малой Морской.

- Как новую политическую силу приняли на Николаевщине?

- Очень неоднозначно. Многие крутили пальцем у виска, смеялись в лицо, мол, куда лезете, вас же власть сотрет в порошок и так далее. Нашу основу составили несколько десятков человек из николаевского Народного Руха Юрия Диденко, а несколько позже - «ударная сотня» областной «Батькивщины» под руководством Романа Забзалюка. Об этом человеке и тогда, и спустя время, говорили многое, но для меня нет сомнений в том, что в то время эти люди были первыми, кто открыто вышел на улицы города, не боясь фото и видео съемки, противостояния с политическими оппонентами и, прежде всего, представителями власти.

- Чем такое противостояние заканчивалось?

- Физическое противостояние пришло ближе к президентским выборам, зимой 2004, а до этого оскорбляли, бросали разные предметы, сносили агитационные палатки. Для меня, противостояние началось, когда на известном николаевском телеканале мне сказали, что в областной администрации видели папку с ежедневными «докладами» из нашего штаба, где подробно расписывалось, кто у нас был, что говорили, что решили и так далее… Я, вначале, в это не поверил, но потом, в ходе избирательной кампании, не единожды убеждался, что «слив информации» был постоянным, а среди сотен активистов, приходящих в штаб «понатыкано» немало шпиков.

- Как проходила избирательная кампания?

- Многие николаевцы помнят, а для тех, кто уже позабыл, напомню, что летом 2003 года, в наш город приехал «десант» депутатов- «нашеукраинцев». В их числе были такие известные личности, как Борис Тарасюк и Рефат Чубаров. Мы организовали митинг в Каштановом сквере, а перед его началом включили запись гимна Украины. В нескольких метрах от нас власть вывела оркестр, который стал наяривать, стараясь заглушить гимн, «семь-сорок». Масса людей при этом увлеченно отплясывала. Прошло немногим более десяти лет и ныне это невозможно представить, но ведь это было в Николаеве, было… Запомнилась и поездка в Донецк, во время тура Ющенко по Украине. Мы приехали на автобусе ночью, несколько десятков человек. Когда рассвело, я был поражен тем, что весь центр города увешан большими плакатами, где Ющенко был изображен в нацистской форме, с оскорбительными надписями. Затем начали собираться люди, они очень агрессивно себя вели, много было пьяной молодежи. Шоссе проспекта Артема служило, как бы водоразделом между людьми. На наших глазах, напротив, из микроавтобуса выгрузили большие емкости со спиртным и многие подходили, зачерпывали дармовую «дозу» и пили. Много было красных флагов. Один из молодчиков, приложил флаг к причинному месту и начал в нашу сторону делать неприличные движения под громкий хохот толпы. Я тогда подумал о том, сколько героев отдали жизнь под этим святым куском кумача, мой отец воевал под ним. Уверен, что были тогда на Донбассе и другие люди, с другим мировоззрением, но в той обстановке страха и насилия, культивируемого властью, проявить им себя было трудно.

- Когда, по Вашему мнению, в нашем регионе «Наша Украина» начала обращать на себя внимание местных жителей?

- Весной 2004 года в Киеве, в центральном штабе, приняли решение усилить ряд областных штабов новыми руководителями, народными депутатами. К нам приехал Юрий Ширко, представитель Украинской народной партии. Он представлял в парламенте Ровенскую область, победил по мажоритарному округу сильного провластного кандидата. У него был необходимый опыт и с этого времени мы значительно прибавили. К нему в помощь начали приезжать и другие народные депутаты из этой партии, входящей в блок «Нашей Украины». Далее было выдвижение Виктора Ющенко кандидатом в Президенты Украины и избирательная компания начала набирать обороты. Начались поездки по стране, известность и поддержка Ющенко начали стремительно нарастать, хотя у нас в регионе его рейтинг был невысок, ниже, чем у наших соседей в Херсонской и Кировоградской областях, ближе к одесскому. Перелом наступил после возможного отравления, тогда приезд Виктора Андреевича в октябре в наш Николаев вызвал небывалый ажиотаж. По оценкам милиции, на митинг собралось более тридцати тысяч, столько не собирал ни один политик в городе, в том числе и Янукович.

- А было ли отравление на самом деле?

- Я ведь сказал о возможности отравления. На самом деле темное дело получилось, мне сложно что-то утверждать, но то, что время истины еще не пришло, то это общеизвестный факт.

- Как обстояло дело с размещением материалов в местных СМИ?

- Очень трудно. Особенно в государственных и коммунальных. Практически полный бойкот. Отрадно отметить, что в городе нашлись издания, которые сумели сохранить гражданскую позицию, хотя я знаю точно, что они подвергались угрозам и давлению власти - ведь такого противостояния украинское общество еще не знало и его результат был никому не известен. Возле штаба постоянно находились автомобили с сотрудниками спецслужбы, которые контролировали наши перемещения, снимали на видео всех входящих и выходящих. Ко мне домой несколько раз являлись работники милиции, расспрашивали соседей, рвались в квартиру, выясняли, какой у меня личный транспорт. Мою старенькую «Шкоду» остановили на дороге и под надуманным поводом, на неделю, забрали на штрафплощадку. Прав был Юрий Диденко, когда сказал, что временами было «просто страшно», ведь нам противостояла вся государственная машина, которая, как сказал тогда глава администрации Кучмы была «сильна как никогда» и с нами не церемонилась. Мы старались держаться вместе, так было легче переносить трудности.

- Как возник киевский Майдан? И что в это время происходило в Николаеве?

- Во время объявления результатов голосования второго тура я был в центральном штабе в Киеве. Когда стало известно, что киевляне начали собираться на площади Независимости, по просьбе Романа Безсмертного несколько человек поехало на Крещатик. А там уже бурлило человеческое море… Мы позвонили Безсмертному, назвали ему приблизительное количество людей, он переспрашивал, чувствовалось, что он волнуется, еще кому-то звонит. Так для меня начались незабываемые дни жизни. Когда я приехал на следующий день в Николаев, в городе уже начали формироваться группы для поездки на Майдан, вечером собрались сторонники Ющенко возле памятника Ольшанцам и с этого времени здесь постоянно были люди. Так начался николаевский майдан, на нем часто выступали те же Диденко, Ширко, но, особенно ярко «держала майдан», как тогда говорили, Татьяна Сижук, лидер местных социалистов ( эта партия тогда поддержала Ющенко), по профессии учительница, она талантливо читала стихи украинских поэтов. Однако, сторонники Януковича, тоже не сидели сложа руки, часто приходили, особенно по вечерам, возникали шумные противостояния, при этом милиция, хоть и присутствовала, не вмешивалась. Была толкотня, правда, серьезных травм было немного.

- Чем запомнилось время Майдана?

- Не буду скрывать, лично у меня, была и усталость, и рабочие проблемы, но все это абсолютно несопоставимо с тем моральным подъемом, который я получал среди своих побратимов. Честно говоря, я не предполагал, что в стране так много людей, готовых все бросить и неделями жить зимой в палатке, готовых идти до конца за свои идеалы, отстаивавших свое право на гражданское достоинство. Здесь не было разделения людей по материальному признаку, национальности, вероисповеданию, возрасту – это была большая дружественная семья, моя мечта об Украине. Приведу два, запомнившихся мне случая. К николаевскому штабу подъехал на стареньком мотоцикле с грузовой коляской дедушка и предложил взять два пятидесятилитровых бидона меда. Один бидон оставьте в штабе, а второй отвезите на майдан в Киев – так он распорядился. Простой пожилой украинец с большим добрым сердцем. А второй случай был такой, мы поехали в Киев, но машина подвела и километров за сто до цели заглохла. Как ни толкали – не заводится. Останавливается джип, тысяч за сто баксов, а общее у нас с ним на капоте - оранжевая ленточка. Через десять минут мы на тросе едем со скоростью километров в пятьдесят. Так тащились больше двух часов, еще час по Киеву на техстанцию. За всю помощь – крепкое рукопожатие с пожеланием общей победы.

- А что было после Майдана?

- Из хорошего – я был на инаугурации Президента, получил много жизненной энергии, а из плохого - увидел подковерную борьбу за должности и людей, которые, образно говоря, стоят за углом и наблюдают за тем, как двое дерутся. Когда видят, что уже один упал и исход борьбы очевиден, выскакивают и хлопают победителя по плечу, при этом говорят –«Ну, как мы ему дали!». Разумеется, при раздаче призов – они первые! У меня нет особой личной обиды, я был предпринимателем, им и остался, мне, думаю, так лучше, но вот «за державу обидно», так как было много сильных порядочных людей, у них были чистые помыслы и большое желание строить современную европейскую Украину. Кстати, у нас в области, во власть зашла горстка «помаранчевых», через небольшое время, кто-то сам не сдюжил, а кого-то не изменившаяся чиновничья система выдавила как инородное тело.

- Вы думаете, что в этом основная вина Президента Ющенко?

- Я бы не хотел уподобляться «моське, что лает на слона», но свое мнение имею. Думаю, что столько оваций не получит больше ни один украинский политик. Мы стали мудрее. Когда мы скандировали *Ющенко! Ющенко!», то этим самоутверждались, а Виктор Андреевич, наверное, происходящее воспринимал больше персонально. Слишком зависимым оказался этот человек от своего ближайшего окружения, так называемых «любых друзив». Зная его менталитет, отдельные черты характера, они пользовались этим с выгодой для себя. Ведь не секрет, что Ющенко убеждали в его особой «мессианской» роли для нации, усиленно искали его личные исторические корни в «украинском гетьманате». Поэтому часто - густо новый Президент перестал обращать внимание на общественное мнение, иначе как объяснить, что с трибуны Майдана Ющенко клеймил николаевскую власть за массовые фальсификации «по голосованию на дому», а через два года своего президентства вернул бывшего губернатора Гаркушу на прежний пост.

- Подведем итоги беседы. Каковы, по Вашему мнению, уроки Оранжевой Революции и ее ценность для всех нас?

- Уверен, что в истории современной Украины никогда не исчезнет такое слово, как «майдан». Это символ борьбы народа за достойное будущее. По этому слову теперь в мире идентифицируют украинцев как нацию способную постоять за себя. Я считаю, что героическая победа Революции Достоинства в 2014 году была предопределена, к великому счастью, бескровным Майданом 2004 года.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив