Шоу-проверка

28.07.2017 в 16:29

В Николаеве разразился очередной скандал с видеосъемкой. В этот раз звучности конфликту добавил тот факт, что одним из его участников стал человек в городе известный — владелец магазина «100», народный депутат 3-го и 4-го созывов Виктор Горбачев. 23 июля в магазине «Сотка» Виктор Горбачев столкнулся со съемочной группой общественной организации, которая якобы пришла проверять наличие просроченного товара в магазине. В результате в магазин был вызван наряд полиции, а в СМИ началась дискуссия на предмет имели или не имели право снимать? В любом конфликте есть, как минимум, две стороны. Версию представителей общественной организации «Новости-N» уже публиковали. Сегодня мы предлагаем вниманию наших читателей позицию по данному конфликту Виктора Горбачева.

- Виктор Сергеевич, расскажите, что случилось в вашем магазине 23 июля? Кто вам сообщил о приезде съемочной группы?

- Да никто мне не сообщал. Выходной день, воскресенье... Я захожу в магазин - и вдруг прямо с порога какие-то люди с камерами тычут мне в лицо микрофон, требуют каких-то комментариев. Я попытался им объяснить, что работником магазина не являюсь и не имею отношения к товару - я владелец. И ни на какие их вопросы отвечать у меня желания нет. Но вижу они не понимают. Тогда я попросил меня не снимать, тем более, что имею на это полное право согласно ст. 307 Гражданского кодекса Украины.

- Они вам показали удостоверения журналистов, когда задавали вопросы?

- Никто мне ничего не показывал. Но даже если бы и показали, это не отменяет нормы закона и моих прав как человека и как гражданина. Гражданский кодекс Украины предусматривает, что физическое лицо может быть снято на фото и видео только по его согласию, письменному или устному.

- Ваши оппоненты утверждают, что они журналисты и что вели они съемку в общественном месте…

- Это тоже не отменяет презумпцию о наличии согласия на съемку. Причем не только меня, но и всех работников магазина, всех, кто там находился в тот момент. Для начала давайте разберемся, какие места являются общественными, а какие — нет. Общественные места - это те места, в которых возможно присутствие многих людей, находясь в которых человек отдает себе отчет, что он не может здесь уединиться или как-то скрыться. Это улицы, площади, людные места. Однако здесь есть исключения, и одно из них — это частная собственность. Магазин «100» является моей частной собственностью. И на входах в магазин, на самом видном месте, размещены объявления о запрете проведения съемки. То есть, я как собственник, запрещаю снимать без моего согласия. Да, и по поводу согласия на съемку сотрудников магазина. Есть статья 29-я Кодекса Украины о труде, которая обязывает работодателя проинформировать работника под расписку об условиях труда. Иными словами, работник должен письменно дать свое согласие на то, что его работу будут фиксировать на видео или фото.

- А как должны поступить журналисты, чтобы производить съемку в магазине «100»? Или это в принципе невозможно?

- Почему же? Нужно предварительно обратиться ко мне, как к владельцу, и спросить разрешения. Только и всего. Вот вы сейчас пришли — я вам разрешаю снимать, фотографировать. Но, например, чтобы снимать продавцов или других работников, моего разрешения недостаточно - нужно получить отдельное разрешение от каждого из них.

- Ваши оппоненты упирают на то, что пришли с намерением зафиксировать наличие в магазине просроченной продукции, то есть, нарушение прав потребителей.

- Прекрасно. Я обеими руками «за», могу только поприветствовать такую благородную инициативу. Это право любого покупателя, которое предоставлено ему законом. К слову, для его реализации не требуется никаких камер, микрофонов и прочей аппаратуры. Если покупатель выявил на полках магазина товар с истекшим сроком годности, у него есть несколько возможных вариантов действия. Первый — потребовать от продавца вызвать администратора и показать ему этот товар. Уверяю вас, в подобных случаях администраторы бледнеют, горячо извиняются, а просроченный товар тут же убирают. Есть и более сложный путь. Обнаружив «просрочку», вы можете ее купить, а затем обратиться в Общество по защите прав потребителей с заявлением, приложив товар и чек. В этом случае магазин ожидает внеплановая проверка и наказание в виде штрафа. При этом, потраченные на покупку товара деньги вам вернут. То есть, законные схемы существуют и они работают. Однако в данном случае эти «проверяющие» так не поступили. Они пришли в магазин в воскресенье, в выходной, когда организация по защите прав потребителей не работает. Зато явились с камерой и микрофоном. Почему? Да потому что не защита прав потребителя им была нужна, а скандал. Эта же съемочная группа вновь пришла в «Сотку» через день, 25 июля. Охрана не пустила их в магазин с камерой, поскольку я запретил видеосъемку. Я предложил им войти без камеры и сделать все, что они хотят: посмотреть товары, пощупать их, понюхать, купить, выявить любую «просрочку». Они вошли, походили по залу и ушли, так ничего и не купив, не сделав никаких «сенсационных» разоблачений. Так что, по-вашему, было их главной целью: выявить некачественные товары или устроить шоу?

Со своей стороны могу сказать, что за 30 лет существования магазина «Сотка» никаких проблем у нас не было, никто не травился, никто не жаловался - это легко проверить, сделав запрос в то же общество по защите прав потребителей. В Николаеве настолько сильна конкуренция между супермаркетами и магазинами, что этот фактор заставляет нас самих держать марку и совершенствоваться. При этом мы работаем для горожан много лет, и работаем качественно. Вот уже три месяца как наш магазин работает в новом формате — супермаркета, для удобства покупателей.

- В полиции сообщили, что открыто производство о препятствовании законной профессиональной деятельности журналистов. Вы препятствовали деятельности журналистов?

- Все, что я делал, — это требовал меня не снимать. Но эти люди неотрывно ходили за мной, они меня просто не слышали. Я могу предоставить полную видеозапись того, что происходило в магазине с камер наблюдения, а не смонтированные куски, которые были размещены в интернете. После просмотра видео все становится на свои места. И, кстати, эту видеозапись, полностью, я передал в полицию, так как в тот же день я написал заявление в Центральный отдел полиции с просьбой рассмотреть вопрос о законности деятельности людей, снимавших меня и мою собственность без моего согласия.

Здесь я хотел бы добавить вот что. К сожалению, произошедшие в нашей стране перемены многие восприняли не как расширение прав и свобод, а как вседозволенность. У нас все вдруг неожиданно стали общественниками, активистами, журналистами… Они ведут себя нагло, прикрываясь удостоверениями вновь созданных организаций и интернет-страничек, действуют нахрапом, забывая, что их права заканчиваются там, где начинаются права другого человека.

Кто пришел с проверкой в магазин «Сотка»? Журналистка? Насколько мне известно, эта девушка — участница, вернее, как ее называли коллеги, «космическая секс-дива» киевского шоу-балета, активная «тусовщица» клубной жизни столицы со всеми вытекающими отсюда последствиями. В 2009 году дважды задерживалась милицией в Киеве в состоянии наркотического опьянения, за что была оштрафована. Можно ли требовать от нее, чтобы она знала законодательство, принципы деятельности журналиста, журналистской этики? Наверное, нет.

Или парень, который якобы представлял «общественную организацию по защите прав потребителей». Откуда он взялся, какими знаниями, опытом, авторитетом обладает? Я вам расскажу. Этот «общественник» в 2009 году был задержан отделом по борьбе с киберпреступностью по подозрению в создании порностудии в квартире по ул. Севастопольской в Николаеве. По чьему-то «щучьему велению» его отпустили. А в 2012 году его снова задержали сотрудники Заводского РОВД Николаева - на этот раз по подозрению в сбыте наркотических веществ через социальные сети в составе группы. Во второй раз ему также удалось избежать наказания, но это уже вопросы надо задавать соответствующим органам. И вдруг он всплывает уже как яростный борец за права потребителей. Вы верите в такие метаморфозы? Я — нет. Еще раз повторяю, прийти в любой магазин, чтобы проверить качество продуктов в нем, может абсолютно каждый. Это право потребителя, гарантированное ему законом. Я первый буду приветствовать такую инициативу. Но при этом следует помнить о правах и свободах других граждан — это святая обязанность. И если нарушили мои законные права на частную собственность, на невмешательство в личную жизнь, то я не буду отмалчиваться.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив