В облсовете взяток не берут. А без них вопросы не решаются

09.12.2016 в 13:50
В облсовете взяток не берут. А без них вопросы не решаются

В облсовете взяток не берут. А без них вопросы не решаются

Летом этого года в Николаеве почти в одночасье разгорелись два скандала (один из них — на всю Украину), связанных с выделением земли для разработки месторождений ценных строительных материалов — песка и известняка. В эпицентре обоих скандалов оказался Николаевский областной совет. «Карьерный» вопрос стал причиной отставки губернатора, начальника областной милиции, прокурора области, заместителя председателя облсовета. А первый зам губернатора, Герой Украины Николай Романчук, обвиненный в вымогательстве взятки, угодил за решетку.

Бдительное государство дало понять: выделять в разработку карьеры по черным схемам, через коррупцию — нельзя!

В связи с этим вопрос: а честно — можно?

Этот вопрос на самом деле не так прост, как кажется на первый взгляд. Люди разных взглядов и разного жизненного опыта могут долго спорить на этот счет. Но история, которая будет рассказана ниже, дает четкий ответ на поставленный вопрос.

Итак, есть под Новой Одессой так называемое Кашперовское известняковое месторождение. Если сказать привычнее — это залежи ракушняка, того самого, из которого когда-то был построен город Николаев. В последние годы, правда, в строительстве больше использовался крымский ракушняк. Но кашперовский камень — лучше крымского, он намного прочнее, любой специалист это скажет. Из него можно делать не только строительные блоки, но и облицовочную плитку.

Во времена СССР это месторождение активно разрабатывалось. После распада Союза карьер, как и множество других объектов так называемого народного хозяйства, пришел в запустение. В 2006 году за него взялась некая фирма, руководство которой находилось в Киеве, поработали четыре года — да так «развернулись», что эту контору пришлось закрыть за противозаконную деятельность. С 2010 года рука настоящего хозяина кашперовского камня не касалась.

Между тем, потребность в нем — несомненна. Это природный, экологически чистый материал, из которого можно строить трех-четырехэтажные здания, а при определенной технологии — и выше. Разработка данного месторождения целесообразна и с точки зрения запросов рынка, и с точки зрения развития экономики региона, создания новых рабочих мест, уплаты налогов и т. д. Поэтому в Новой Одессе руководители города и района давно искали серьезного, добросовестного инвестора, который взялся бы запустить такой процесс. Это ведь не посреднический бизнес, не «купи-продай», и даже не песчаный карьер, где поставил экскаватор — и грузи-вывози. А очень трудоемкое производство, требующее, к тому же, специалистов-шахтеров, которых не так много осталось, здесь нужно не «пенку» собирать, а, что называется, вгрызаться в землю, укреплять старые штольни, пробивать новые. Поэтому неудивительно, что среди предпринимателей желающих заниматься столь сложным делом было немного.

Тем не менее, такой инвестор нашелся. Николаевский предприниматель Виктор Онищенко, который сам родом из тех мест и которого в Новой Одессе хорошо знают именно как ответственного человека, прошедшего суровую школу жизни, — решил наладить производство кашперовского камня. Вместе с другими учредителями создал одноименную компанию — «Кашперовский камень» и начал шаг за шагом оформлять все необходимые документы. Причем (этот момент следует отметить) он дал себе слово: с первого же шага все делать в полном соответствии с законом, выполняя все необходимые, даже мельчайшие, формальности. Городской голова Новой Одессы, депутаты Новоодесского городского совета, депутаты районного совета и руководство Новоодесской райадмиистрации, понимая важность задачи и ее значение для города и района, поддержали Виктора Онищенко. В июне 2015 года ООО «Кашперовский камень» полностью согласовало с городскими и районными властями разрешение на разработку недр на площади 69 га — для принятия всех необходимых решений в районе понадобилось чуть больше месяца. При этом все тщательно изучалось — условия разработки, влияние на окружающую среду, возможные последствия для местного населения, даже были проведены общественные слушания. Более того, компания «Кашперовский камень» заключила с мэрией Новой Одессы договор о социально-экономическом партнерстве, взяв на себя обязательства помогать городской общине финансово.

Все было сделано, как говорится, без сучка и задоринки — компания, естественно, получила необходимые документы от главного распорядителя недр — Госслужбы геологии и недр Украины, которая выдает лицензии на разработку недр, согласовала свою заявку с Минэкологии, как того требует закон, собрала весь пакет документов, в том числе решений городского и районного советов, и...

Дальше начинается принципиально другая история. Виктор Онищенко столкнулся уже не с ракушняком, а с настоящей твердокаменной, гранитно-непробиваемой стеной, которая называется — областной совет! Для точности надо добавить: облсовет седьмого (то есть нынешнего) созыва. Поскольку в 2015 году, в предыдущем созыве облсовета, дело начало двигаться. Летом прошлого года профильная комиссия облсовета (по вопросам экологии, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов), рассмотрела поданные документы, создала рабочую группу, депутаты выезжали на место — смотрели, изучали, выясняли, расспрашивали, составили соответствующий протокол и пообещали, что будут рекомендовать вынести вопрос на рассмотрение сессии. Однако этого не произошло — по той простой причине, что накануне новых выборов сессии попросту не созывались. Зато 20 ноября, уже после выборов, бывший заместитель председателя облсовета господин Смирнов письменно уведомил компанию, что данный вопрос будет рассмотрен на первой же сессии после официального утверждения полномочий депутатов Николаевского областного совета 7 созыва. Якобы — с преемственностью в деятельности облсовета все в порядке.

С тех пор прошло больше года. Новый состав профильной комиссии никакой преемственности признавать не захотел. Компания пишет письма: когда же вы, уважаемые депутаты, рассмотрите на сессии данный вопрос? Зимой — ответа нет, весной — ответа нет, летом — ответа нет, хотя сессии проходят. Компания обратилась к нардепу Андрею Вадатурскому (избранному в округе, куда входит Новая Одесса) — тот тоже, изучив вопрос и одобрив благие намерения компании «Кашперовский камень», написал обращение в облсовет. В начале сентября Вадатурский получает ответ от главы облсовета — мол, рассмотрим ваш вопрос, депутаты выедут на место для его изучения. То есть нынешние депутаты не доверяют бывшим, которые уже выезжали и изучали (хотя среди нынешних «выезжающих» депутатов есть и прошлые «выезжавшие»), - преемственность, как оказалось, отсутствует. 19 октября профильная комиссия в полном составе, все семеро депутатов, выезжают на карьер — ходят, смотрят, изучают, расспрашивают, выясняют…

Итогом этого депутатского десантирования на карьер стало... молчание. Больше месяца со стороны облсовета — ни слова ни полслова. Наконец, 6 декабря Виктор Онищенко в ответ на очередное обращение получает письмо, подписанное председателем облсовета Викторией Москаленко. Она сообщает, что вопрос изучался депутатами областного совета, рассматривался постоянной комиссией. И вот главное: «По результатам рассмотрения было предложено не выносить данный вопрос на рассмотрение сессии в связи с необходимостью его доизучения».

Виктор Онищенко спрашивает: что именно депутатам нужно «доизучить»? Неужели есть еще что-то «недоизученное» в этом вопросе? Дважды областные депутаты выезжали на карьер — все, что хотели, изучили...

- Я не понимаю, чего они хотят, - говорит Виктор Владимирович. - Что я должен сделать, чтобы они вынесли вопрос на сессию? Станцевать перед ними? Или на руках пройтись? Я уже не молодой для таких вещей, но если им нужно, я начну тренироваться…

Может, недоумевает предприниматель, областные депутаты хотят все перепроверить? Дать запрос в Новую Одессу — принимали ли там положительное решение? Так есть документы, с подписями-печатями! Есть живые авторитетные люди, которые подписывали решение горсовета, райсовета. Мэр Новой Одессы Александр Поляков, председатель районного совета Николай Заболотный, председатель районной администрации Евгений Вербин — в один голос поддерживают начинание Виктора Онищенко. Более того, они сами писали обращения в областной совет, спрашивая, почему там не рассматривается вопрос, получивший «добро» в районе! Ведь местная община ждет начала производства, в котором, как минимум, будет 25 новых рабочих мест (у Онищенко уже есть список с конкретными фамилиями), сами рабочие ждут, их семьи, ждет местный бюджет новых налоговых поступлений.

А может, облсовет хочет провести финансово-экономическую экспертизу данного месторождения? Так это не их компетенция, это делает Государственая служба геологии и недр, за нее предприниматели платят деньги. Или депутаты хотят сделать доразведку месторождения? Так это тоже делает та же служба. Абсолютно непонятно, что областной совет хочет «доизучить».

Получается, как в одесском трамвае. Задний пассажир спрашивает переднего: «Вы на следующей остановке выходите? - Да, выхожу. - А перед вами выходят? - Да, выходят. - А вы их спрашивали? - Да, спрашивал. - И что они ответили?..»

Вообще-то данный вопрос должен быть интересен не только конкретному предпринимателю, но и журналистам, да и, думается, всей неравнодушной общественности. Что скрывается за таинственным понятием «доизучение»?

Ясно одно: в облсовете за решение вопроса что-то хотят. А что — непонятно. Никто не говорит: «Дай взятку». Нет, Боже упаси! Никто не намекает, сколько и кому нужно отстегнуть за решение вопроса. Правда, как признается директор компании, где-то краем уха (самым краешком) он слышал три слова по этому поводу: «Должен сам догадаться».

«А я не могу догадаться. Не знаю, о чем мне следует догадаться», - говорит Виктор Онищенко.

И мы не знаем. А хотелось бы понять, что это за термин такой в нынешней системе ценностей Николаевского облсовета - «доизучение вопроса». Тогда и другим предпринимателям, зависящим от депутатских решений, будет ясно, как себя вести в облсовете. Может, ясность внесет госпожа Москаленко? Или Андрей Власенко — нынешний председатель комиссии по вопросам экологии, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов? А может, свой объясняющий голос подаст ее секретарь Анатолий Катрич, который был членом этой же комиссии в прошлом созыве и который, надо полагать, хорошо знает, что скрывается за этим самым «доизучением вопроса»?

 В облсовете взяток не берут. А без них вопросы не решаются

Анатолий Катрич

Уже прошло полтора года (и больше года работы нынешнего депутатского корпуса), как этот вопрос «завис» в областном совете. Одного этого факта достаточно, чтобы понять, почему экономическая ситуация в нашей области не улучшается. Потому что люди, от которых зависят экономические решения, «чего-то» хотят. Каких-то «доизучений вопросов». Поэтому месяцами и годами ждут этого «чего-то», ничего не решая.

А теперь вернемся к главному вопросу, обозначенному в начале статьи: можно ли идти честным путем, чтобы решить экономический вопрос в Николаевском областном совете? Ответ напрашивается вполне определенный: идти — можно, дойти — нельзя.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив