Почему Путин хочет поражения Клинтон
Почему Путин хочет поражения Клинтон
Перед тем как уступить бразды американской дипломатии Джону Керри в январе 2013 года Хиллари Клинтон направила последнюю записку Бараку Обаме. Там она подчеркнула, что ее надежды начать с нуля отношения с Россией, которые она питала в начале работы, пошли прахом. Она советовала ему придерживаться жесткой линии по отношению к Москве по Украине, Сирии и Прибалтике, не идти на чрезмерные уступки Путину. Несколько месяцев спустя Обама проявил слабоволие в сирийском кризисе и дал задний ход, когда союзник Путина Асад нарушил «красную» линию применения химического оружия против собственного народа, которую ранее установил сам президент США. Бывший госсекретарь не скрывала в частном порядке нелицеприятное мнение о таком поступке своего президента.
К тому же Хиллари Клинтон и до этого не раз давала повод для враждебности со стороны российского руководства. В ходе кампании 2008 года, когда она боролась с Обамой, она критиковала неопытность сенатора от Иллинойса во внешней политике и «наивный» подход к отношениям США и России. Затем, когда Путина избрали на третий срок в 2012 году, госсекретарь высказала все, что думала, об избирательном процессе в России, который является демократическим лишь по названию.
Поэтому неудивительно, что в ответ на обвинения в свой адрес Путин прежде всего избрал своей целью избирательный процесс в США. «Дважды в истории США избирали президентом человека, за которого большинство голосов выборщиков. А за выборщиками стояло меньшее количество избирателей. Это что, демократия что ли?» — заявил он в июне.
Затем нападки на кандидата от Демократической партии стали более конкретными и точечными. «Американские спецслужбы ведут расследование по поводу российской операции по дезорганизации президентских выборов», — писала в начале сентября The Washington Post. Речь идет о кибератаках на серверы Демократической партии, в результате которых были похищены 20 тысяч конфиденциальных электронных писем. Все это сопровождалось проникновением в избирательные списки по меньшей мере двух штатов, Иллинойса и Аризоны. Это дает возможность изменить их и подделать результаты. Как сообщают в американской контрразведке, обе операции несли на себе отпечаток хакерских групп, которые поддерживают связь с ФСБ и российской военной разведкой.
Тень подозрения на выборы
Проблема в том, что Дональд Трамп вместо того, чтобы выступить в защиту собственной страны и проявить солидарность с соперницей, открыто встает на сторону России и призывает ее дальше взламывать и выкладывать личную переписку Хиллари: «Ее содержимое пойдет на пользу СМИ». «Такое заявление равнозначно просьбе к противнику шпионить за внутренними делами Америки, чтобы повлиять на ноябрьские выборы», — отмечает бывший министр обороны Леон Панетта.
Трамп же продолжает играть на руку своему другу Путину. В частности во время пресс-конференции во Флориде он отметил, что, «наверное, стоит подумать о том, чтобы вести себя более гибко с осуждением России за аннексию Крыма». Он также дал понять, что пересмотрит автоматическую солидарность НАТО с Прибалтикой, «потому что нужно сначала убедиться, что они выполнили финансовые обязательства по отношению к нам». На это последовало резкое замечание Обамы: «Когда Америка дает обещание, она не ставит на него ценник».
Перед намеченными на воскресенье вторыми дебатами опросы ставят на первое место Хиллари Клинтон, в связи с чем возникает опасение, что Россия может запустить новую дестабилизационную операцию: в случае победы кандидата от Демократической партии 8 ноября Москва может устроить новые хакерские атаки и распустить слухи о фальсификации выборов, чтобы бросить тень на их демократический характер. Американская избирательная система все еще остается на полукустарном уровне (это продемонстрировала спорная победа Джорджа Буша над Элом Гором в 2000 году) и вновь может оказаться чрезвычайно уязвимой. Особенно если ее слабостями постараются воспользоваться нанятые Россией хакеры. Дональд Трамп заранее подчеркнул готовность оспорить результаты: «Победа Хиллари Клинтон стала бы просто доказательством мошенничества».
Le Point, Франция
перевод ИноСМИ