Наказание равнодушием
Наказание равнодушием
Несколько дней назад Сергей Шойгу совершенно непринужденно рассказывал о военных новостях на юго-западе России. По его словам, там сформированы четыре дивизии, девять бригад и 22 полка; кроме того, в регионе созданы две ракетные бригады с комплексами «Искандер». «Если бы это говорил рядовой чиновник, он уже давно побеседовал бы с вежливыми людьми из контрразведки», — заметила «Независимая газета». Но это был сам министр обороны России, который таким образом хотел, очевидно, распространить послание о том, что с Москвой лучше вести диалог, чем войну.
У России свой собственный взгляд на конфликт на востоке Украины. Обобщенно его можно описать так, что страна вооружается на фоне приближающейся [к границам] НАТО, а также поведения украинского соседа, которого России приходится порой предостерегать от военных авантюр. Только недавно президент Владимир Путин призвал канцлера Ангелу Меркель (Angela Merkel) и президента Франции Франсуа Олланда (François Hollande) непременно использовать свое влияние на Киев и способствовать деэскалации конфликта. Москва аннекскировала Крым и поддерживает сепаратистов на Востоке Украины, однако населению России все преподносится так, что у людей создается впечатление, будто их необходимо защитить.
Славянское братство между Россией и Украиной практически превратилось во вражду. И предвидеть, что в этом может что-то измениться, невозможно, пока Киев держит курс — на Запад. Не проходит и недели без новых неприятностей. Несколько дней назад украинское правительство заявило, что оно запретит импорт продукции 243 российских компаний, которые занимаются бизнесом на сепаратистских территориях Донбасса. Российская Дума с ходу предложила отплатить встречным бойкотом. Российские СМИ уже высказывают предположения, что посол России в Киеве Михаил Зурабов несколько дней назад покинул свой пост, в частности, потому, что ему приписывали слишком хорошие отношения с президентом Украины Петром Порошенко.
В экономическом плане обе страны, собственно, не могут позволить себе плохие отношения. Низкие цены на нефть и введенные Западом санкции очень навредили России. В экономике — спад, хотя сейчас он не такой сильный, как в начале года. Прежде всего, падению способствует и введенный самой Россией запрет на импорт продуктов питания из стран Евросоюза. Большинство основных продуктов питания заметно подорожали, так что население может потребовать пересмотреть ситуацию. Друг Путина и бывший министр финансов Алексей Кудрин именно так и поступил: он предложил Москве снизить геополитическую напряженность — ради отечественной экономики. Ответ Путина: У России — тысячелетняя история, и она не начнет сейчас торговать своим суверенитетом.
Кудрин был одним из немногих людей, кто вообще публично установил связь между внешней политикой и благосостоянием народа. Интерес граждан к событиям на Украине и без того заметно снизился после двух лет конфликта. С началом российской военной операции в Сирии в конце сентября прошлого года внимание резко переключилось на Ближний Восток; с тех пор интерес к украинскому конфликту оставался, скорее, умеренным.
Даже если интерес снова возрастет, конфликт и его освещение в подконтрольных государству СМИ оставили глубокий след. Алексей Левинсон, социолог независимого Левада-Центра, отмечает, что большинству россиян «совершенно непонятно, что Украина сделала выбор в пользу Европы и с каждым днем отдаляется от России и ее пути». Для них это вообще «самый большой грех» Украины. Многие воспринимают обе страны как единое целое — памятуя о сплоченности, имевшей место в советские времена.
По словам Левинсона, вся информация, которая не соответствует картине, создаваемой российским телевидением, «просто отвергается». А картина однозначная: это образ страны, в которой царит хаос. «На Украине нет ни промышленности, ни государства» — так сказал однажды с самодовольным видом премьер-министр Дмитрий Медведев. Тот, кто в России все же отнесется с пониманием к прозападному курсу Украины, должен рассчитывать на то, что его будут клеймить позором. На это осмеливаются лишь немногие.
sueddeutsche.de, перевод ИноСМИ