Семь дней на побег: приключения украинских туристов в Грузии. Часть 1

19.05.2016 в 17:39

В начале апреля, в обычный рабочий день (насколько он может быть обычным у корреспондента местного издания) ко мне позвонил мой товарищ из Киева. Олег поздравил меня с прошедшим днем рождения.

- Там у меня в начале мая тоже будет днюха. Я хотел бы отпраздновать это событие в Грузии в походе. В настоящем походе в кругу друзей. Я хотел бы тебя тоже пригласить. Если у тебя по работе получится отпроситься на недельку, то буду рад тебя видеть, - с азартом говорил Олег.

Сказать честно, данное предложение меня немного ошарашило. С одной стороны, по своей природе я легкий на подъем, поэтому мне эта идея понравилась. Но с другой — существовало очень много причин, по которым, наверное, стоило бы отказаться: семья с маленьким ребенком, мало денег, много работы. В общем, я почувствовал реальный диссонанс между отцовским долгом и ребяческим желанием.

Я стал что-то невнятное объяснять Олегу, мол, работа это не единственная причина. Поэтому, мол, мне нужно подумать хотя бы до вечера.

- Решайся, - сказал Олег.

Решение действительно принять было сложно. Но после разговоров со своей спутницей жизни и другими близкими мне людьми я решился... и принял приглашение.

В поход нас собралось пять человек. Радовало, что среди нас был мой самый давний друг Родион, с которым мы дружили еще со школьной скамьи, потом жили в одном общежитии в студенческие времена и сохранили наше общение до сегодняшних дней. Вместе мы прошли очень многое: из одной тарелки ели, из разных передряг выбирались... Короче, человек, которому я доверяю.

Вместе с нами ехали еще два парня — Федор и Саня. Федор учился вместе с Олегом и Родионом на одном факультете. А Саня являлся самой ключевой фигурой в этом приключении — это именно он посеял в сознании Олега зерно интереса к Кавказу.

Все мы практически одного возраста с небольшой разницей — от 25 до 30 лет. У нас похожие интересы, хобби, взгляды на жизнь. Да и причина, по который мы сорвались, была похожей. Кто-то убегал от работы, кто-то от семейных проблем, кто-то за поисками ответов... Короче, каждый бежал от обыденности, от собственных рамок. И на побег у нас было всего семь дней.

В Грузии мы планировали сразу же отправится в Местию, откуда через Адиши должны были дойти пешком в Ушгули — самый высокогорный постоянный населенный пункт Европы (2200 м). Для нас, как для новичков, это был маршрут средней тяжести. Дополнительная сложность заключалась в том, что пройти мы его должны были не за четыре, а три дня. После изнурительного похода, окончательно выбившись из сил, мы должны были поехать в Батуми «откисать» в гостиницу.

«Не плануй дураче»... Как то часто бывает, по ряду причин мы вынужденны были внести определенный коррективы в нашу программу. Но обо всем по порядку.

Основательно собираться мы начали 4 мая в Киеве. Рюкзаки складывали у Олега дома.

Складывать рюкзак для туриста — целое искусство, а для новичка — полный абзац. Мы с Родей перекладывали вещи в рюкзаках несколько раз, и каждый раз сопровождался каким-то казусом. Сначала мы просто покидали и утрамбовали вещи. Потом догадались, что вещи нужно сложить по степени их надобности. И снова все вещи пришлось вытягивать, поскольку мы забыли бросить на дно рюкзаков спальные мешки. В конце концов, справившись с делом, мы самодовольно уселись на диван.

В этот момент зашла жена Олега и объяснила, что в аэропорту с багажом особо не церемонятся, поэтому карематы (туристические пенные коврики), закрепленные на рюкзаках, нужно спрятать внутрь сумок. Надо было видеть наши лица, когда мы поняли, что вещи придется перекладывать еще раз.

С горем пополам мы все же переложили рюкзаки и собрались в аэропорт.

До Борисполя мы ехали очень долго. Кроме того, что по километражу аэропорт находился далеко, так еще и навигатор на сложных дорожных развязках «терялся», то и дело посылая нас куда-то в обратную сторону. Но скучно не было. В предвкушении поездки мы вспоминали какие-то аналогичные эмоции и ситуации, слушали атмосферную музыку. Саундтреком нашего приключения была песня украинской группы SunSay «Дайвер».

Ничего не бывает случайно
От чаинки до племени майя.
Я дайвер... из зеркала Инки,
Ничего обо мне не зная,
Давно закопали осколки
И память не режет руки,
А сытые сонные волки
Умирают от скуки.
Искусственный воздух продан
И дети от голода пухнут.
Все ваши реки засохнут,
Все ваши империи рухнут.
Останется только море...
Прямая... и сильная правда.
Я дайвер, со мной не спорят,
Мой тон глубиной оправдан.

Так тянулось время, пока мы не доехали до аэропорта. Оставив машину на стоянке, мы пошли регистрироваться. Процесс этот был быстрым: то ли из-за повышенного адреналина так казалось, то ли потому, что мы постоянно чем-то были заняты.

Минут за двадцать до вылета мы поднялись на борт самолета и заняли места. Взлет был достаточно плавный и быстрый. Засмотревшись через иллюминатор на багровые облака в свете заходящего солнца, я немного задремал.

Семь дней на побег: приключения украинских туристов в Грузии. Часть 1

Высота полета - 11 тыс. метров, температура за бортом -62 градуса по Цельсию. Время полета - немного больше двух часов.

В Кутаиси мы приземлились еще 4 мая, примерно в половине двенадцатого ночи по местному времени (22:30 по киевскому времени). Погода была мерзкой. В ночном небе сгущались мрачные грозовые тучи. К прохладному ветру добавилась неприятная изморось.

После регистрации в аэропорту мы заняли очередь в обменный пункт, который находился в зале аэропорта. Обсуждая курс грузинской валюты (1 доллар = 2 лари), мы заметили, что лари можно обменять только на доллар, евро, английский фунт и рубль. Получается, что продать рубль — валюту государства-агрессора, которое оттяпала 20% территории — здесь можно, а продать валюту дружественной и братской Украины — нельзя. Хотя это уже проблема самой Украины. Во всяком случае, отправляясь в Грузию, обязательно поменяйте деньги заблаговременно — с гривнами вам там нечего делать.

Вдруг кто-то неожиданно громко постучал в окно аэропорта. Обернувшись, я увидел улыбающегося грузина лет сорока. Он хаотично жестикулировал. Понять, чего он хочет, было сложно, но сомнений не вызывало, что обращался он именно к нам. Я подозвал Федора — тот тоже ничего не понял. Мы пожали плечами, после чего грузин куда-то исчез. Уже через минуту он вернулся к окну с табличкой, на которой по-английски было написано «Batumi, Tbilisi, Kutaisi, Zugdidi». Только тогда стало ясно, что это таксист и что он предлагает свои услуги. Мы отрицательным жестом показали ему, что пока ни в чем не нуждаемся.

Однако таксист так просто не сдавался. Он дождался, пока мы выйдем из аэропорта и настойчиво предлагал отвезти нас в любой уголок Грузии. Изъяснялся он по-русски с ярко выраженным грузинским акцентом.

Мы культурно объяснили незнакомцу, что хотим посмотреть прогноз погоды по всей Грузии прежде, чем куда-то ехать. Объяснили, что еще не определились, куда будем идти в поход. Таксист как будто и понял, но оставался возле нас. Все это начало вызывать определенные подозрения в отношении этого товарища. Прекрасно зная, как украинские таксисты могут «раскручивать» приезжих туристов на деньги, мы спроецировали этот же образ на грузинского таксиста. Поэтому продолжали к нему относиться с опаской.

Прогноз погоды был не утешительным — синоптики передавали на ближайшие дни проливные дожди и грозы в Местии. Таксист подтвердил, что сейчас по всей Грузии дожди. К тому же он добавил, что нас никто не повезет ночью в горы, мол, там очень опасная дорога. Грузин посоветовал нам поехать в Кутаиси, переночевать там, а утром на свежую голову принимать решение. До Кутаиси он согласился нас подвести за 25 лари, то есть примерно за 13 долларов. Учитывая, что до города нужно было ехать 22 километра с горой багажа, цену таксист выставил достаточно адекватную.

Интересно, что грузины на свою валюту называют не «лáри», как это принято официально, а строго «лáр».

Таксист привел нас к своему автомобилю — комфортабельному семиместному минивэну, в который с легкостью поместились и мы, и наши огромные рюкзаки.

- Меня зовут Хвича, - представился наш товарищ.

- Хвича, что это за автомобиль? - поинтересовался кто-то из нас, поскольку никогда не видели такого в Украине.

- Это «Nissan Elgrand», - ответил таксист.

- Интересный. С правым рулем.

- Я на аукционе его купил, - пояснил Хвича.

- Сколько же такой стоит?

- Четыре тысячи долларов.

- Сколько?

- Четыре тысячи со всей таможенными пошлинами и доставкой из Японии.

Эта информация нас повергла в легкий шок.

- А какой объем двигателя?

- Три с половиной литра.

- А какого года производства автомобиль?

- Две тысячи третьего.

Серый качественно обтянутый салон, бортовой компьютер, кондиционер, автоматические двери и еще куча всякой видимой и невидимой начинки... Что говорить — японцы добросовестно сами для себя делали. Нас настолько удивляла дешевизна автомобиля, что мы впали в легкий ступор.

- У них же (в Грузии) есть какие-то таможенные льготы на покупку автомобиля за границей, - как будто успокаивая нас сказал Олег.

- Да, - подтвердил Хвича, - у нас многий так покупать себе автомобили.

«Nissan» мчался ровно и уверенно.

- А за превышение скорости у вас как наказывают? - спросил Саня.

- Если нарушил один раз — 50 лар платить нужно. Если поймают во второй раз — нужно платить 100 лар.

- А за вождение в пьяном виде сильно штрафуют? - продолжали интересоваться мы.

- О, да! Большой штраф. Если пьяным поймают — плати 500 лар. Очень строго.

По дороге Хвича договорился с кем-то о двух комнатах в хостеле, где мы могли бы переночевать. С человека взяли по 25 лари, что, в принципе, было терпимо. Также Хвича показал, где в Кутаиси находятся нормальные продуктовые магазины.

- У вас вино есть? - поинтересовался таксист.

Услышав отрицательный ответ, Хвича по-доброму возмутился.

- Вино нэт, чача нэт, хачапури нэт. Зачем так грустно жить? - удивился он и достал из-под сидения литровую бутылку вина. - Вино еще молодой, но хороший. Это мой, домашний.

Мы, честно говоря, растерялись. Но какого же было наше удивление, когда Хвича начал извиняться, что у него так мало вина осталось, что если бы у него было еще, он обязательно все отдал бы нам.

Номера хостела выглядели несколько простовато, но для ночлега всего хватало с головой: и душ был, и унитаз, и умывальник, и шкаф для одежды, и полотенца. Везде чисто и убрано. Внутренний дворик хостела выходил на берег горной реки Риони — одной из крупнейших рек Закавказья.

 

Пока мы заселялись в хостел, дождь прекратился, а небо даже немного прояснилось. Под шум бурной реки, окутанные прохладным ветром, мы сели за столик на внутреннем дворике, открыли имеющийся грузинский коньяк «Сараджишвили» и подаренное Хвичей вино, чтобы немного посидеть пообщаться. Сначала мы делились первыми впечатлениями, но по мере повышения градуса круг тем расширялся от истории к философии, от искусства к физкультуре. Алкоголь закусывали привезенным из Украины сыром. Хорошим вкусным сыром.

- А вы знаете, почему люди коньяк иногда закусывают лимон? - спросил Родион, поцеживая напиток.

Никто не знал, но услышав про лимон, все как-то автоматически начали кривиться.

- Согласно первой легенде, русский император Петр I сильно не любил коньяк. Поэтому, когда пил его, то всегда закусывал лимоном, чтобы перебить вкус. Естественно, все подчиненные старались во всем подрожать императору и стали закусывать коньяк лимоном, - рассказывал наш друг. - Согласно второй легенде, в каком-то году был неудачный урожай винограда, из-за чего коньяк получился таким фиговым, что его приходилось закусывать лимоном, чтобы перебить плохой вкус.

Тяжело поверить, но даже с такой темы мы смогли перескочить на «высшие материи». Как именно? Да черт его знает — путей отступления всегда бывает много: «А был ли коньяк в России во времена Петра?», «Петр был грузином по национальности...», «Петр и Мазепа поначалу были закадычными друзьями...», «Петр любил скандинавские страны...», «У скандинавов вообще другой менталитет...», «Я не люблю, когда многие вещи привязывают к менталитету...» и пошло-поехало.

Так мы сидели и болтали, пока окончательно не выбились из сил от усталости и этого бестолкового трепа.

Семь дней на побег: приключения украинских туристов в Грузии. Часть 1      Семь дней на побег: приключения украинских туристов в Грузии. Часть 1

Хостел, в котором мы остались ночевать

 

Утром нам нужно было принимать серьезное решение — куда ехать в поход? Прогноз погоды в Местии не предвещал нам ничего хорошего и за ночь практически ничего не поменялось. Поэтому наш капитан Олег уже подумывал прислушаться к совету Хвичи и поехать в живописные Мартвильские каньоны вблизи Кутаиси. Мол, и недалеко от города, и лагерь там можно разбить, и сам каньон не уступает по красоте другим достопримечательностям Кавказа.

Но мы с Родионом настояли на том, что нужно ехать к сванам в Местию и придерживаться изначального плана. После недолгих колебаний наш капитан махнул рукой и согласился. Так мы отправились в Сванетию — одно из самых загадочных и автохтонных мест Грузии.

Семь дней на побег: приключения украинских туристов в Грузии. Часть 1

Обычная улица в Кутаиси, численность которого не привышает 150 тыс. человек

В Местию нас отвозил наш новый грузинский друг. По дороге выяснилось, что Хвича является горячим поклонником Саакашвили. Учитывая, что Саакашвили в Украине один из самых обсуждаемых политиков, разговор вокруг этой фигуры завязался очень быстро. По словам нашего грузинского друга, при Саакашвили Грузия начала выбираться из пропасти.

 Семь дней на побег: приключения украинских туристов в Грузии. Часть 1

Мы отправляемся в Сванетию

 

- Да, Саакашвили кушал из бюджета, но он новый дороги строил, дома строил, туризм развивал. Сняли Саакашвили — теперь назад хотим.

По словам Хвичи, в Грузии не все, как он восторгаются Михо. Более трети населения не испытывают подобных симпатий к Саакашвили и открыто выступают за нынешнюю грузинскую власть и ее связь с Россией.

- Саакашвили и бандитов разогнал. Всех по тюрьмам посадил. Закон такой даже был — спрашивали: «Ты вор?», если соглашаться — снова в тюрьму, - рассказывал таксист.

Семь дней на побег: приключения украинских туристов в Грузии. Часть 1

При Саакашвили в Кутаиси начали особо популяризировать пальмы для благоустройства города

- А я слышал, что после этого закона грузинские воры собрались и приняли новый порядок, что можно не отвечать, что ты вор в законе, - сказал Саня.

- Такой тоже был, но государство специально показывать по телевизору. Это нечестно, если он вор — он должен признать, что он вор. Поэтому разборки тоже были в тюрьме. Был один, который как-то так поступил — в тюрьме его избить сильно. И по телевизору показали, чтобы другие потом говорили.

- Ну та все это началось со Сталина, - сказал Саня.

- Я не оправдывать Сталин никогда. Я не за Сталина. Просто тогда было нормально — в тюрьмы надо было порядок. Для этого он это придумал. Он придумал это для тюрьмы. А последнее время они уже стали мафиозами потом. В последнее время они даже в политике уже, они бизнесмены уже.

- Украиной они до сих пор управляют, - подметил кто-то из нас.

- А Саакашвили как пришел, тут же сказал: «Кто вы такие? Мы же государство!», - продолжал Хвича.

- На самом деле нам вот этого и не хватает, чтобы кто-то пришел и сказал: «Мы же государство!», - сказал Олег. - Хотя Саакашвили не оправдывает пока надежд.

- В Польше в 90-х, батя рассказывал, тоже проводились военные операции против бандитских группировок, - добавил Саня.

Семь дней на побег: приключения украинских туристов в Грузии. Часть 1

Населенные пункты Грузии украшают вот такие фонтаны

Мы остановились возле одной из забегаловок и решили перекусить. Пока мы с Олегом и Саней искали, куда положили бутерброды, Родион и Федор принесли пять длинных пирожков с перченой фасолью — лобиани. Такие пирожки ничем не уступают пирожкам с мясом.

 Семь дней на побег: приключения украинских туристов в Грузии. Часть 1

На горизонте постепенно начали открываться белоснежные вершины

 

По мере приближения к хребту перед нами на горизонте начали открываться белоснежные вершины гор. На какое-то мгновение они полностью захватили наше внимание. Но на чем-то одном остановиться крайне сложно в условиях, когда попадаешь в абсолютно другую среду с другой материальной и духовной культурой. Особенно, когда ты молодой и практически ничего не видел в этой жизни. Поэтому у меня захватывало дух практически от всего, что я видел: финиковые пальмы, бананы, квадратные двухэтажные дома с огромными террасами и закругленными лестницами. У одних дома были ухоженные и отремонтированные, у других — несколько запущенные, самые простые — одноэтажные дома с небольшими террасами. Поразительно, но я нигде не видел «замков», которые обычно можно увидеть в украинских пригородах. Было видно, что здесь у людей немного другое понимание комфорта и домашнего уюта.

 

Семь дней на побег: приключения украинских туристов в Грузии. Часть 1

Типичный жилой дом для Имерети

Так же обстояли дела и с автомобилями. По дороге из Кутаиси в Местию я не замечал крутых марок. Большинство ездят на классических иномарках 90-х и 2000-х годов производства. Советских и российских автомобилей практически нет. Грузинам интереснее покупать какой-нибудь «Nissan» или «Mitsubishi» с пробегом, чем новенькую российскую «Ладу». Вот по таким деталям как раз заметно, что в Грузии нет явного разделения на бедных и богатых, как в Украине.

Семь дней на побег: приключения украинских туристов в Грузии. Часть 1

Легендарные многовековые сванские башни открыли для нас Сванетию

Постепенно, как-то незаметно кавказские горы начали нас окружать со всех сторон, а населенных пунктов становилось все меньше. Заезд в Сванетию обозначился характерной древней сванской башней, стоящей недалеко от дороги. На этом участке дороги горы выглядели уже более агрессивными и холодными. Но внутри каждого из нас было очень горячо — ощущалось неведанное до этого предвкушение чего-то уникального, незабываемого и меняющего сознание.

Продолжение следует...

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив