Два адмирала
Два адмирала
С самого начала русско-японская война была неудачной для Российской империи. До последнего никто не предполагал, что Япония начнет военные действия. Русский генеральный штаб даже не разработал план возможной военной кампании, в то время как Япония методически готовилась к военным действиям на Дальнем Востоке. С началом боевых действий русскому командованию приходилось лишь импровизировать, и эта импровизация носила порой дилетантский характер и приводила к неоправданным жертвам. Боевой дух российской армии оставлял желать лучшего. Ситуация в корне изменилась, когда в феврале 1904 г. командующим Тихоокеанской эскадрой был назначен вице- адмирал Степан Осипович Макаров.
Флотоводец от Бога, смелый и решительный, Макаров начал активную подготовку эскадры к боевым сражениям. Была организована регулярная разведка, приняты меры для ускорения ввода в строй поврежденных кораблей, усилена оборона, велись интенсивные учения эскадры, а главное - был поднят боевой настрой личного состава. Но случилось то, чего предположить не мог никто, и что, в конечном итоге, сыграло роковую роль. Утром 31 марта 1904 г. в двух милях от Порт-Артура подорвался на японской мине броненосец «Петропавловск». Погибли более 600 человек, в том числе адмирал С. О. Макаров, почти весь штаб флота, а также художник-баталист В. В. Верещагин.
Гибель «Петропавловска» получила широкий международный резонанс. 2 апреля 1904 г. все петербургские газеты посвятили номера трагической катастрофе на Дальнем Востоке. Свои сочувственные статьи по поводу трагедии «Петропавловска» поместило большинство европейских газет. Лондонская «Таймс» с большим уважением отозвалась о личности адмирала Макарова: «Россия потеряла в его лице храброго вождя, умевшего воодушевить войска». Французская газета «Пти Паризьен» на своих страницах отметила: «Траур России - есть в то же время траур Франции». Московская газета «Русские ведомости» поместила подробный отчет о гибели на порт-артурском рейде броненосца «Петропавловск» и командующего флотом. Кроме этого, была напечатана биография адмирала, которая заканчивалась словами: «Макаров удивлял всех своею отвагою, горячей преданностью долгу и удивительной выносливостью». Трагическая гибель Степана Осиповича была для России невосполнимой утратой. Останься он жив, исход русско-японской войны наверняка был бы иной.
После гибели адмирала Макарова и потерь, понесенных русской Тихоокеанской эскадрой в ходе морских боев в Желтом море, 6 апреля 1904 г. было принято решение направить на Дальний Восток Балтийскую эскадру под командованием контр-адмирала З. Л. Рожественского. Эскадра, получившая название Второй Тихоокеанской, должна была помочь завоевать господство на море, отрезать сухопутную японскую армию от баз снабжения и облегчить положение русских войск.
В мае 1904 г. газета «Русские ведомости» поместила следующую заметку: «Грандиозными овациями население Николаева и тысячи заводских рабочих проводили отбывшего в Петербург градоначальника контр-адмирала Энквиста, назначенного флагманом 2-й Тихоокеанской эскадры…». До назначения в 1902 году в Николаев Главным командиром Николаевского порта и градоначальником Оскар Адольфович Энквист прослужил на флоте 32 года, сделал блестящую карьеру морского офицера. Предстоящее отбытие на дальневосточный театр военных действий было его первым боевым крещением, так как до этого ни в одной военной кампании или сражении он участия не принимал.
14 мая 1905 г. Вторая Тихоокеанская эскадра приняла бой у острова Цусима, где были сосредоточены главные силы японской эскадры. В ходе сражения 19 русских кораблей были потоплены, восемь захвачены противником. Остатки крейсерского отряда в составе трех кораблей «Олег», «Аврора» и «Жемчуг» под командованием адмирала Энквиста ушли в порт Манилу, где находилась военная база США. Прибыв туда 21 мая, Энквист подал прошение о разрешении отремонтировать суда в здешнем порту. После непродолжительных переговоров разрешение было получено при условии, что русские корабли будут разоружены. Спустя несколько дней на имя адмирала пришел приказ из Петербурга, предписывавший ему оставаться в Маниле в распоряжении американского правительства и в то же время производить ремонт судов.
После окончания русско-японской войны контр-адмирал О. А. Энквист вместе с отрядом кораблей возвратился в Россию.
На судебном процессе 22 ноября 1906 г. по делу адмирала Н. И. Небогатова, сдавшего 15 мая 1905 г. четыре боевых корабля японцам, разбирались и действия адмирала Энквиста во время Цусимского сражения. «Энквисту вменяли в вину, что после дневного боя (14 мая 1905 г.) он бросил погибавшие броненосцы, и вместо того, чтобы защищать их от ночных минных атак, увел свои крейсеры в безопасную Манилу». Морской суд долго решал, виновен Энквист или нет. Некоторые заседатели считали, что три легких крейсера ничего бы не изменили в судьбе эскадры и сами бы погибли, а так они спасены для флота России. Меру наказания Энквисту тогда так и не определили. В ноябре 1907 г. Энквист был уволен со службы с производством в вице-адмиралы, а спустя пять лет умер в Кронштадте.
История еще раз показала, что не каждому адмиралу суждено стать героем и гордостью своей страны. Не каждому суждено испытать радость победы, почет и признание нации. У каждого своя, судьбой данная, отметина. Кому - бесславие, а кому - бессмертие.
Ольга ПАЛАМАРЧУК, Южная правда