Рафаэль Гороян: «Политика стала мне противна»
Рафаэль Гороян: «Политика стала мне противна»
Николаевский бизнесмен поддерживает протест украинцев против коррупции в структурах государственной власти и считает, что николаевским чиновникам пора пересмотреть свое отношени городским инвесторам.
- Рафаэль Ваагнович, четыре года назад в противостоянии с прокурором области Вы отстояли свое право жить и работать в Николаеве, 2 года назад назвали Николаев «депрессивным городом», в котором «нет смысла строить». Сегодня компания «Прометей» сообщает о стабильном росте прибыли за 2013 год и крупных инвестициях в развитие. Расскажите подробнее, как развивается Ваш бизнес в Николаеве сегодня?
Р.Г.: Да, за 4 года многое изменилось. Тогда в конфликте со Стояновым, я защищал свою компанию «Прометей», которая была в опасности. У прокурора области было желание захватить мой бизнес. В этой схеме участвовали все государственные чиновники, служащие, целая государственная машина. Но все, через что прошел «Прометей» - только сделало компанию сильнее.
Что касается моего выражения о депрессивном городе, то я имел ввиду климат для инвестиций в Николаеве. Однако мое замечание о депрессивности было вырвано из контекста беседы с В.Мехедой на 35-м канале, её пояснение пресса пропустила. Я хотел обратить внимание, что в нашем городе работает система, когда нет власти, нет закона, а есть «царь», который однако не управляет, а только собирает дань.
Сейчас бизнесмены не сильно хотят сюда инвестировать, сравнить тот же Херсон, Одессу. Мои потенциальные партнеры с удовольствием вложили туда деньги, построив большие торговые центры, фитнес-клубы, но не захотели «зайти» на Николаев. Наш город не попал в список, потому что оказался действительно депрессивным, - для того чтобы делать элементарный бизнес, нужно было идти на поклон к «царю» и попросить у него разрешения. Но его «добро» стоило определенной доли в бизнесе, которой нужно было «делиться» в обмен на непонятно какие «блага». Многим потенциальным инвесторам через «опричников» была названа стоимость «захода» в область, после чего они сразу отказались от своих планов.
Сегодня я уже уверенно декларирую успехи компании «Прометей». Благодаря тому, что я смог защитить 4 года назад свой бизнес, что мы отстояли тогда свои права, сегодня вырос уровень доверия к «Прометею» со стороны партнеров. Мы работаем над имиджем компании, понемногу расширяемся, развиваем инфраструктуру и налаживаем работу с поставщиками.
- Однако, несмотря на риск, в свое время Вы все-таки запустили в реализацию проект спортивно-оздоровительного комплекса в парке 61-го коммунара? Как сейчас обстоят дела со строительством?
Р.Г.: На данный момент строительство комплекса, которым занимается компания «Арчи», находится в «висячем» состоянии. Как оказалось, получить гарантии от властей в Николаеве труднее, чем найти желающих делить твою прибыль. Если вкратце: депутаты городского совета в 2009 году единогласно проголосовали выделить нам эту землю, мы начали заниматься проектом, частично инвестировали уже в строительство. По ходу оказалось, что надо было делать раскопки которые мы и провели, за свой счёт, а обнаруженные ценности, в соответствии с законом, передали в музей. Таким образом, компания «Арчи» провела большую работу, вложила около 4 млн грн. грн. во все эти мероприятия. Но потом николаевская ячейка регионалов во главе с губернатором в один момент решили забрать эту землю и сейчас выставляют нас как самозахватчиков. То есть по каким-то причинам городу этот проект уже стал неинтересен, и сейчас ситуация такая, что компенсировать нам затраты никто не собирается.
- Но суд все-таки признал за Вами права на этот участок?
Р.Г.: Конечно! То, что это участок принадлежит нам по закону не видят и не понимают до сих пор, только в горсовете. Наши юристы имеют на руках решения судов всех инстанций. И все они – в нашу пользу! Сначала мы долго пытались доказать это бывшему губернатору области, но он не захотел с нами даже разговаривать. Потом нам указали, что этот вопрос – в компененции городского совета. Мы написали письмо лично Гранатурову, попросили разобраться, по каким причинам задерживается рассмотрение нашего вопроса. Но получили очередную отписку. Мы уже два года ждем согласия депутатов на продление договора аренды. В мае прошлого года подали очередное обращение в городской совет, но вместо какого-то ясного ответа получили очередной иск в суд. Сегодня все разбирательства закончены, мы выигрывали суды по этому делу 5 (!) раз. Но наш вопрос до сих пор не вынесли на сессию. Я не понимаю, чем занимаются чиновники в горсовете и куда смотрит Гранатуров?..
- Значит, можно говорить, что николаевская власть не способствует, а наоборот - препятствует инвестициям в городскую инфраструктуру?
Р.Г.: О том, как это выглядит со стороны, должны думать в первую очередь местные политики. Ситуация складывается так, что я сегодня предлагаю инвестировать, вкладывать в город деньги, чтобы в конце-концов хотя бы отбить то, что уже потратил, но мне не дают такой возможности. Я буду вынужден требовать их у городских властей и тогда пострадает городской бюджет. Хотя наказать нужно в первую очередь тех, кто увлекается этими «каруселями» - «дать-не дать землю Рафаэлю Горояну».
Кстати, проект на Набережной, у нас не единственный простаивает. В Николаеве есть еще несколько проектов, в которые мы вложили деньги, но сейчас они также «заморожены», в основном из-за препятствий со стороны местных чиновников.
- Но должен же быть способ сдвинуть этот камень с мертвой точки. Какой на Ваш взгляд должна быть система взаимодействия бизнеса и власти?
Р.Г.: Сегодня я хочу донести до властей, до представителей Партии регионов в Николаеве: бизнесмен-инвестор нужен и интересен городу, и с ним нужно считаться. Чиновники должны понимать, что они зависят сегодня от бизнеса, а не наоборот. Их задание, их роль – согласовывать планы, интересы желающих вкладывать в город деньги, обеспечивать законодательную базу. Политики должны создавать условия для инвесторов, а не «вставлять палки в колеса».
Я уверен, что со временем ситуация изменится. Только нужно больше таких, как я, которые объединятся и решат не давать больше взяток. Перетерпеть, но поменять стратегию.
- Вы неоднократно отмечали, что реализованый проект стал бы выгодным дополнением к социальной инфраструктуре города. Расскажите, чем именно интересен Ваш проект для местной общины?
Р.Г.: Да, я уже не один раз подчеркивал, что это проект на все 100% - социально ориентированный. Сейчас у нас нет такой бизнес-стратегии, чтобы заработать на фитнес-клубах, на залах бальных танцев огромные деньги за короткий срок. Этот комплекс, его строительство, будет отбиваться в течение 20-25 лет, как бы он не выглядел коммерчески выгодным, потому что дешевых денег в стране нет и не может быть вообще в ближайшее время. Потому, этот проект - мой подарок городу, и я хочу его довести до розумного завершения обойдя весь это чиновничьий беспредел. Если власть таким образом задумала давить на меня, вымогать с меня деньги, они просчитались, у них ничего не выйдет.
Я хочу почеркнуть, что заботиться о создании здорового общества в Николаеве – должен каждый из нас. Это важно для всех. Мы здесь живем, работаем, и никуда не собираемся переезжать. Нам нужны здоровые потомки, нормальне, творческие мозги, потому что если нет – с чем мы останемся? Если ничего не делать, мы будем жить в городе моральних инвалидов, будут развиваться общества любителей пива, процветать наркомания, другие нездоровые увлечения. Чтобы с этим бороться, нужно в первую очередь создать им альтернативу – куда пойти вечером и чем заниматься.
- Рафаэль Ваагнович, Вы имеете достаточно успешный опыт развития бизнеса, и отмечаете, что компания расширяется. Как в «Прометее» сегодня проводится поиск и подбор сотрудников на новые должности?
Р.Г.: За последний год у нас получилось, что приблизительно раз в месяц мы принимали нового человека на работу. Сегодня мы активно сотрудничаем с несколькими hr-сайтами. Также, очень много горожан обращаються в офис компании лично с вопросами об открытых вакансиях. Далее я сам провожу собеседование.
Чаще всего отдаю предпочтения молодежи, иногда даже ищем специально место, если я вижу, что человек хочет работать и развиваться у нас в компании. Мне нравятся люди, которые хотят и знают, чем могут быть полезны, если у человека горят глаза, есть желание работать, строить карьеру, развиваться. Сегодня в обществе много таких людей, но их нужно найти.
Кроме того, стараюсь регулярно общаться с выпускниками ВУЗов. Иногда проще с нуля что-то «лепить», чем переделывать человека, который уже имеет неправильный опыт работы. Человек с практикой работы в госучереждении, например, вряд ли «приживется» в бизнесе.
- В предыдущих интервью Вы неоднократно отмечали, что многими успехами «Прометей» обязан Вашей способности «чувствовать рынок». Но выгодная сделка во многом зависит также от того, с кем имеешь дело. Расскажите, как Вы строите бизнес-отношения, как выбираете партнеров?
Р.Г.: Мои сегодняшние отношения с партнерами складывались годами, и главный секрет – не терять связи с людьми. Был разный опыт, попадались и порядочные, и непорядочные. Когда на фоне партнерства складывается дружба – это вообще считаю удачей. Сегодня мои партнеры знают наши возможности, способности, доверяют нам. Много делается не в с пера, срабатывает «слово купца» – по телефону и по факсокопиям. Я ценю таких партнеров, потому мы с ними двигаемся дальше, и это самое главное. В отличие от Европы, в Украине правила аграрного бизнеса сейчас только формируются, и мы тоже многому учимся.
- Каково Ваше мнение о ситуации, которая сейчас сложилась в украинском обществе, поддерживаете ли Вы митингующих?
Р.Г.: Как я сообщал уже в прессе, с недавних пор я аполитичен. Политика, или то, что называют сейчас этим термином, стала мне противна. Я не вижу будущего в этой торговле должностями, а главное – интересами украинского народа. Вопрос сейчас не о том, кто будет при власти. На примере «УДАРа» я увидел, что лидер партии - один человек - не сможет что-то менять. Ему нужна команда. Но та команда, которая сейчас есть - это люди, которые со времен коммунизма привикли грабить, привикли развивать коррупцию, уже и второе поколение к этому приучили. При такой реальности, я не вижу смысла и возможности развиваться, потому отказался от политики, сосредоточился на том деле, которое знаю лучше.
Но я искренне поддерживаю то, что люди все-таки не побоялись, выступили против той системы, которая сложилась во власти. Каждый чиновник должен знать свое место и четко исполнять обязанности. А в Николаеве людей только кормят обещаниями, а от бизнесменов требуют взятки.
- А как Вы относитесь к тому, что мирный протест давно перестал быть таковым?
Р.Г.: На мой взгляд, применение силы – первый признак отчаяния, с любой стороны. Если говорить о действиях силовиков, от рук которых погиб и армянин Сергей Нигоян – я очень болезненно отреагировал на эту информацию. Я горжусь тем, что среди армян есть такие патриоты Украины, и сочувствую его родителям, которые бежали из Нагорного Карабаха в поисках мира и тишины, но потеряли здесь сына. Я думаю, этому человеку нужно поставить памятник, возможно – в Киеве, или на Днепропетровщине, где он родился.
Тем более силу нельзя оправдать, когда ради денег, ради интересов чьих-то начинают погибать люди. Когда уже власти перешли грань, перешли на кровопролитие, этот процес может быть долгим и очень страшным, не хочется даже об этом думать. Я не ожидал, что в центре Европы, в Украине такое может случиться. Я не так давно был в Киеве, был поражен руинами в центре города, там действительно идет реальная война. Я помню как развивались события в Ереване, историю с Нагорным Карабахом и тепер очень болезненно реагирую на все силовые методы взаимодействия.
Сегодня конфликт в Украине случился именно потому, что у людей при власти не хватает способностей к управлению, они неграмотны в политике. Сейчас главное – остановить сценарий насилия. Я считаю, что если у политиков будет больше лояльности, они всегда смогут договориться – и с народом, и между собой.