Так все - таки, вам шашечки или ехать ?
Истина, известная каждому: оценка любой ситуации зависит от того, с какой точки на нее смотришь. Старая поговорка, мол, сытый голодного не разумеет - лучшее тому подтверждение. И недавнее наводнение в Новой Одессе подтвердило эти простые постулаты со всей беспощадной наглядностью. Беспощадной - и для тех, кто по воле стихии оказался без крыши над головой, и для тех, кто волей вышестоящего начальства был поставлен для того, чтобы «служить и защищать» - для властей новоодесского района.
Не станем сейчас перебирать версии, сколько осадков выпало в тот злосчастный день на расположенный в каких-нибудь 40 минутах езды от Николаева районный центр - то ли месячная норма, то ли трехмесячная. Для людей, чьи дома и подворья внезапно оказались затопленными чуть ли не под самую крышу, вся эта гидрометеорологическая статистика - всего лишь абстрактная цифирь. Здесь, в Новой Одессе, каждый сантиметр, на который поднялась мутная илистая вода, скрывшая под собой подвалы, амбары, клетки с домашней живностью, комнаты с годами наживавшимся добром, - это личная трагедия десятков людей. Грязные следы выше человеческого роста на стенах и окнах домов, отмечающие уровень затопления, слой ила чуть ли не по щиколотку на еще вчера чисто вымытых полах, здоровенные рыбины, разбросанные по огородам, начисто уничтоженная наводнением бытовая техника, мотоциклы и автомобили, застигнутые стихией во дворах, провалившиеся крыши и полное отчаяние хозяев еще вчера уютных и ухоженных домов, влезших в долги, набравших банковских кредитов, чтобы обставиться, обустроиться, обжиться по-человечески, - все это сегодняшние реалии Новой Одессы.
Об этой «трагедии районного масштаба», благодаря телевидению, и центральному, и местному, знает сегодня вся Украина. Кадры, на которых по улицам плавают лодки, спасающие людей, МЧСовцы разворачивают временный лагерь, а руководят этим всем бравый Нестор Шуфрич и плотно окруженный местным руководством - главным николаевским «регионалом», новым-старым губернатором, председателями обл- и райсоветов - Премьер, обошли все телеэкраны страны. Так что, сидя по эту сторону экрана, вполне можно было облегченно вздохнуть, мол, беда, конечно, но ведь какие молодцы наши власти - не оставили людей, тут же пришли им на помощь, вон Виктор Федорович даже миллионные компенсации посулил… С той же, реальной, стороны все выглядело совсем по-другому, но, увы, все, что разрушало светлый образ заботливого правительства и партии-спасительницы, осталось за кадром. Ну а раз этого почти никто не видел, то его как бы и не существует. Видимо, так решили местные и киевские режиссеры телешоу, которое почему-то называется у нас новостями.
Что ж, попробуем исправить эту ситуацию и предложить вам еще одну точку зрения, несколько отличную от той, что предлагается, так сказать, для массового употребления.
Начнем с того, что история с прорывом дамбы, после чего масштаб бедствия увеличился в разы (оттуда, из-за дамбы, кстати, и появилась рыба на огородах) еще ждет своего внимательного исследователя. Ибо обстоятельства, при которых это сооружение перешло в частную собственность, равно как и та решительность, с которой новые хозяева охраняли ее от инспекторского глаза, и доохранялись таки, явно заставляют перебрать в памяти соответствующие статьи уголовного кодекса. Однако это в данном случае - не главное. Важнее другое. В Николаевской области 16 районов являются потенциально уязвимыми для стихийных бедствий. То есть в любой момент прошедший по области ливень или ураган может привести там к самым драматическим последствиям, вполне сопоставимым по масштабам с размахом новоодесского наводнения. Против стихии, конечно, не очень-то повоюешь, но вот подготовиться к ее сюрпризам загодя вполне возможно. Поэтому правительством Юлии Тимошенко непосредственно по инициативе народного депутата V созыва Романа Емельяновича Забзалюка в бюджете были предусмотрены соответствующие средства на ликвидацию последствий таких бедствий и на компенсацию пострадавшим их материальных потерь, если они, не приведи Господь, случатся. И что вы думаете? Стоило антикризисной коалиции усесться в мягкие кресла, как все эти бюджетные статьи попросту исчезли из главного финансового документа страны. Да это и понятно - откуда ж взяться в бюджете деньгам, если один только Луганский тепловозостроительный завод ушел в собственность к своим людям по цене… пяти локомотивов.
Когда одна волосатая рука сосредоточенно моет другую, такую же, согласитесь, как-то не до мелочей вроде размышлений о судьбе собственного народа. Короче говоря, обвинение в преступной халатности (а как же иначе назвать ситуацию, при которой высшие чиновники страны были предупреждены о возможных последствиях разгула стихии, но не сделали ничего для того, чтобы смягчить этот страшный удар?) прямо-таки само собой просится на язык, и лишь наша законопослушность удерживает от четкого называния имен, фамилий и должностей тех, кто должен бы нести персональную ответственность за случившееся.
Ну ладно, допустим, до царя далеко, до Бога высоко - увлеклись киевские керманичи-«регионалы» своими аппаратными играми, вычеркнули больше половины районов Николаевской области из списка тех, кто потенциально может нуждаться в помощи государства. В конце концов, совсем скоро, на выборах, мы сможем высказать им всем свою горячую благодарность. Но уж местные власти-то, казалось бы, должны были б отреагировать быстро и адекватно, они ведь рядом, да и не чужие, вроде, по одним улицам с пострадавшими ходят, дети их, поди, в одних школах учатся… Нет, в отчетах, конечно, все так и выглядело: все руководство Новой Одессы, как один, кинулось на борьбу со стихией и на помощь землякам. Только стоит послушать этих самых земляков: «Я шесть часов простояла по горло в воде, а наше начальство районное появилось тут на пару минут, покивало головой, развернулось и исчезло.
Спасибо МЧСникам, они меня спасли, и только на следующий день нам стали раздавать горячий чай и… крупу. А на чем эту крупу готовить, спрашивается, если газовую плиту потоком вырвало и зашвырнуло на середину двора?» - и это - только одно из многочисленных свидетельств… А чего стоили срочно выставленные к приезду репортеров с центральных телеканалов и, главное, к приезду господ Януковича и Шуфрича палатки, якобы предназначенные для временного приюта пострадавшим от наводнения! Аккуратно зашнурованные до самого верха, они действительно производили впечатление развернутого по всем правилам временного лагеря. Производили… До тех пор, пока у вас не появлялось желание заглянуть внутрь. Тогда вашим глазам открывалась показуха во всем безграничном масштабе своего цинизма: палатки, безо всяких поддонов, полагающихся в таких случаях, были кое-как брошены прямо на глинистую, еще не высохшую толком после потопа, землю, обильно посыпанную мелкими и крупными камнями. И никаких спальников, кроватей или хотя бы стульев. Но спору нет - закрытые они радовали взор сановных проверяющих и заезжих нелюбопытных телевизионщиков.
Впрочем, это заезжие репортеры могли не знать истинной цены происходящему. Или высокое киевское начальство могло делать вид, будто верит в живенько развернутую перед ними потемкинскую деревню и абсолютно не сомневается в готовности и способности местного чиновничества оказать пострадавшим необходимую материальную помощь и моральную поддержку. У тех, кто сталкивается со всеми этими господами ежедневно, никаких иллюзий на их счет, разумеется, не было и быть не могло.
Поэтому в первые же часы трагедии активисты новоодесского БЮТ, давно уже стоящие костью в горле у тамошнего большинства в райсовете из-за того, что «вечно лезут, куда их никто не просит» (этот коллективный «никто» в данном случае почему-то поголовно отличается пристрастием к бело-голубой символике) бросились на помощь терпящим бедствие, на лодках, а то и просто вплавь, освобождая земляков из водяного плена - для большинства единственными островками спасения оказывались крыши собственных домов. В тот же день в Николаеве руководитель областного совета Блока Юлии Тимошенко народный депутат Украины V созыва Р. Е. Забзалюк собрал на экстренное совещание руководителей фракций БЮТ в городском и областном советах для выработки необходимых мер по оказанию действенной помощи жителям Новой Одессы. Результатом оказался сбор почти двухсот тысяч гривень на закупку продовольствия, воды, медикаментов, спальных мешков, одежды, туалетных принадлежностей для людей, чье имущество было уничтожено разбушевавшейся стихией. Этот «фонд помощи» был сформирован из личных средств самого Р. Забзалюка и из денег, собранных предпринимателями, входящими во фракции Блока Юлии Тимошенко.
Уже наутро первые грузовики с гуманитарной помощью прибыли в Новую Одессу. Вы думаете, районные власти поблагодарили бютовцев за своевременную инициативу? Почти… К руководителю новоодесской районной организации БЮТ действительно явился глава райадминистрации. Затем, чтобы умолять того… не раздавать закупленные вещи и продукты, пока из района не уедет Виктор Янукович. Дескать, того будет раздражать «сердечная» символика на майках бютовцев.
- Меня ж за это с работы снимут! - умолял глава исполнительной власти района Руслана Кузьмука. Видно, знал чиновник, что едут-то к ним в район высокие руководители не столько реальную помощь оказывать, сколько себя демонстрировать. А демонстрация эта происходила в лучших фарсовых традициях. Министр МЧС Н. Шуфрич прытко бегал от обращавшихся к нему с вопросами активистов БЮТ в футболках с партийной символикой, а за премьером-рецидивистом по Новой Одессе свита торжественно волокла два новеньких биотуалета, тут же бесследно исчезнувшие, стоило Премьеру покинуть место бедствия.
Искреннее и действенное желание бютовцев помочь попавшим в беду людям тут же было прокомментировано в районной газете в традиционном для этого издающегося за деньги всей местной общины боевого листка Партии регионов духе: мол, наши мудрые и заботливые власти трудятся не покладая рук (о результатах этого изнурительного труда, как обычно, сказано было вскользь, парой общих слов), а в это время проклятые бютовцы без стыда и совести пиарятся на чужом горе. Любопытно, однако на приглашение активистов Блока Юлии Тимошенко к другим партиям стать рядом и пропиариться таким же образом, как это делают они, отреагировала только заместитель председателя областного совета Е. Омельченко. Она предложила Р. Забзалюку свернуть палатки, спрятать так раздражающие «региональные» очи футболки и продолжить раздачу гуманитарной помощи, рассказывая при этом, что это, де… акция всего облсовета. При этом представителя бело-голубого, «коалиционного» облсоветовского большинства не было заметно на территории Новой Одессы с момента отбытия оттуда их дважды несудимого патрона.
Но апофеозом чиновничьего рвения стал визит в палатку, где бютовцы раздавали пайки, спальники и одежду пострадавшим от наводнения, делегации во главе с сановной дамой, представившейся сотрудником санстанции. Затребовав для начала сертификаты качества на продукты, получив таковые и убедившись в их полном соответствии всем нормам, она, не долго думая, потребовала… убираться подобру-поздорову, поскольку активисты БЮТ нарушают температурный режим хранения консервов. Их, мол, можно хранить только при 20 градусах, а на улице целых 35. Встречное предложение выделить пару машин или хотя бы немного бензина, чтобы развезти продукты по домам потерпевших, не вызвало энтузиазма у радетельницы о благе своих земляков. Ни машин, ни бензина у ретивых чиновников не оказалось. Зато обнаружилось желание провести задушевную беседу.
- Мы, конечно, понимаем, что дело вы делаете полезное… Только зачем вся эта ваша символика? Вот убрали б вы ее, и вас никто бы не трогал…
Думаете, этой «задушевной беседой» все и ограничилось? На следующий день к активистам Блока Юлии Тимошенко, привезших на этот раз уже не продукты, а исключительно одежду, одеяла и прочие необходимые в одночасье потерявшим все свое имущество людям, прибыл решительно настроенный отряд, ведомый самим главой облгосадминистрации и усиленный милицией. Оказалось, что на этот раз бютовская палатка стоит не так, не там и занимается не тем, а потому: «нечего вам тут ерундой заниматься, забирайте ваши тряпки и убирайтесь побыстрее, тут зона стихийного бедствия, а вы нам работать мешаете!». И действительно, МЧСникам, заброшенным в Новую Одессу без надлежащего обеспечения, ужасно мешала питьевая вода, за которой они время от времени подходили к бютовской палатке, поскольку их собственное руководство такими мелочами просто не озаботилось…
Но никак не привыкнут чиновники-самодуры, что люди-то нынче не те, что прежде, громкие титулы и пышная униформа уже почти ни на кого не нагоняют страху, в случае чего, и достойный отпор сам собой возникнуть может. Как получилось и в данном случае. Сами пострадавшие от наводнения люди плотным кольцом окружили палатку, взяв ее под охрану, а ретивым «блюстителям порядка» популярно объяснили, что думают о них самих, об их правительстве, и об их методах «улучшения жизни».
И ведь что самое поразительное в этой истории.
Согласитесь, можно было бы хоть как-то понять руководителей, неспособных (в силу тех или иных обстоятельств, возможно даже вполне объективных) самостоятельно организовать помощь пострадавшим на должном уровне. Но нашлись те, кто сумел быстро собрать необходимые ресурсы, правильно распределить их, ничего не украв по дороге. Нашлись и добровольцы, готовые абсолютно безвозмездно, не сичтаясь ни с жарой, ни с неурочным временем, помогать своим землякам. Так слава Богу, радоваться надо бы! Но нет ведь, откуда только энергия у столоначальников вдруг берется! Весь свой нерастраченный в мирных целях пыл, они дружно обращают против тех, кто фактически делает их работу. Заметьте, ни о помощи, ни о поддержке гуманитарной инициативы бютовцев чиновники отказывались вести в принципе. Вот были б эти непрошенные доброхоты послушными, отнеслись уважительно к аллергии новоодесских «регионалов» на сочетание красного и белого, и никто б им не мешал за собственные деньги поддерживать попавших в беду людей. А так - не мытьем, так катаньем, не одной проверкой, так другой, необходимо вытеснить их из города, из района, из страны! Чтобы не путались под ногами со своими дурацкими инициативами, не создавали фон, на котором, как чернильная клякса на крахмальной скатерти, становится видна подлинная сущность дорвавшихся до власти временщиков. Тех самых, кому проще с утра до вечера со страниц и экранов произносить мантру об «улучшении жизни уже сегодня», чем сделать хотя бы одно-единственное настоящее дело, тех, кому, в полном соответствии со старым анекдотом, «шашечки» куда важнее, чем «ехать».