Be рrepared! - Always prepared! (К столетию скаутского движения на Николаевщине)
«… У Гайдара ни в одном произведении не встречаются имен Ленина, Сталина, Ворошилова или Троцкого, не упоминаются и другие партийные вожди. Повести «Р.В.С.», «Школа», «Дальние страны» созданы не столько для пионеров-ленинцев, сколько вообще для всех детей мира. Такое «не пионерское» творчество и поверхностная аполитичность – результат влияния на писателя скаут-лидеров, которые после гражданской войны массово расстреливались чекистами или отправлялись в лагеря ОГПУ… Знаменитая «Тимур и его команда» была написана автором по рассказам скаутов, заключенных в Карагандинском лагере…
(Мельников О.Н. Скауты – не пионеры.// Материалы научно-практической конференции: «100 лет скаутскому движению». Пермь, 2009, С. 56)
Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина была почти полностью скалькирована большевиками с молодежного движения «Русский скаут», а нацистская «Гитлерюгенд» - с немецкого союза скаутов «Патериндер».
Кто такие скауты? Где и когда появились первые объединения этих молодых людей? Почему скаутизм распространился по всей планете и оказался такой живучей идеологией подрастающего поколения?
Скаутское движение возникло на рубеже ХIХ–ХХ веков. Оно появилось как ответ на социальные вызовы времени, которые были связаны с появлением крупных промышленных городов и ростом численности среднего класса.
Европейские страны столкнулись с проблемой патриотического и нравственного воспитания новых поколений граждан. Семья и церковь уже не справлялись с этой задачей. Сословное общество последних империй Европы зашло в тупик.
Аристократическая молодежь взрослела в рафинированных клубах, где получала образование и нравственные ориентиры, которые были далеки от реальных запросов общества. Гражданское воспитание детей низших сословий проходило традиционно в лоне семьи и церкви.
Население одной страны любило свою Родину по-разному, единого патриотизма не существовало, долг перед народом и ответственность перед будущими поколениями становились размытыми понятиями. Старая Европа дряхлела без «свежей крови».
Молодая кровь
Основатель скаутского движения Роберт Стивенсон Смит Баден-Пауэлл появился в нужное время и в нужном месте. Он родился 22 февраля 1857 года в Лондоне, в семье профессора теологии Оксфордского университета. В школе учился плохо, интеллектом не блистал, но был хорошим футбольным вратарем.
На экзамене в Оксфорд Роберт с треском провалился. Однако молодой человек не опустил руки. Через год он отлично выдержал испытания на офицерский чин и получил звание младшего лейтенанта. Его военная служба проходила в Индии и Афганистане. В 26 лет он дослужился до капитана.
В 1887 году Баден-Пауэлла направляют в Южную Африку, где зулусы оказывали отчаянное сопротивление британским колонизаторам. Он принимает участие в подавлении восстания племен ашанти и матабелов. За внезапные ночные нападения аборигены прозвали его - «Волк, который никогда не спит».
В 1899 году Баден-Пауэлл был произведен в полковники и назначен комендантом крепости Мафкинг, важного административного пункта и железнодорожного узла. Во время англо-бурской войны африканеры окружили эту крепость. Осада продолжалась целых 217 дней.
Город защищал маленький гарнизон из 1250 человек. Баден-Пауэлл мобилизовал всех мужчин, способных носить оружие. Среди них были и мальчики 12-14 лет. Из наиболее расторопных он сформировал отряд разведчиков, которым поручили не только наблюдать за неприятельскими позициями, но и проносить письма через кольцо вражеских войск. Британцы выдержали осаду. Полковнику Баден-Пауэллу присвоили звание генерал-майора.
На родину он вернулся популярным героем. В 1901 году молодой генерал издает книжку «В помощь разведчикам», а через несколько лет продолжение - «Разведка для мальчиков». Он много ездит по стране, читает лекции, принимает парады кадетов и переписывается с подростками. Баден-Пауэлл обратил внимание на то, что английские мальчики отличаются от африканских сверстников «цивилизованной беспомощностью перед стихиями дикой природы».
Летом 1906 года Пауэлл получает от канадского писателя Сетон-Томсона книгу «Березовый свисток». В сопроводительном письме автор утверждал, что «болезни Англии могут быть излечены простой, естественной жизнью первобытного племени». Книга вызвала живой интерес генерала.
В июле 1907 года он собрал группу из 22 мальчиков и провел с ними 8 дней в палаточном лагере на острове Браунси, близ южного побережья Англии. Дети были разделены на пять патрулей, во главе каждого стоял назначенный лидер. Восьмидневная программа была насыщенной. В первый день производилось размещение и распределение обязанностей. Во второй изучалось лагерное дело: вязание узлов, разведение костров и приготовление пищи, ориентирование и гигиена в походе. Весь третий день генерал рассказывал о рельефе окружающей среды. Четвертый посвящался изучению животных, птиц, растений и звезд. Пятый – этике джентльмена: честь, законы, лояльность королю, рыцарское отношение к женщине. Шестой день ребята учились оказывать помощь при ожогах, обмороке и отравлениях. В предпоследний день Баден-Пауэлл дал детям понятия о колониальной географии, истории, славных делах империи, ее армии и флота, объяснял обязанности настоящего гражданина. Напоследок – игры и соревнования. В лагере не было скучных лекций. Подростки говорили с генералом у костра и старались во всем походить на своего наставника.
Движение молодых разведчиков (boy scouts) обрело большой успех. Через два года вся Британия покрылась сетью летних скаутских лагерей. Упор делался на воспитание гражданина.
Жить по Закону Скаутов - это значит: быть верным своему народу, Богу и королю; дорожить честью и не лгать; быть вежливым и помогать ближним; любить природу и животных; иметь чистоту в мыслях; оказывать помощь в беде и бороться против зла; помогать немощным и больным; быть готовым стойко переносить все трудности. Девизом молодых разведчиков стал императивный посыл: «Будь готов!». Ответом - личное долженствование: «Всегда готов!» («Be рrepared! - Always prepared!»).
Это внешкольное воспитание упало на благодатную почву. Скаутские отряды объединяли детей всех сословий. Сын кочегара командовал будущими лордами, а молодые баронеты чистили на кухне картошку. Нация объединялась в преддверии мировой войны, британские подростки привыкали к товариществу и учились преодолевать жизненные невзгоды.
Движение быстро перекинулось в колонии и начало распространяться в Европе. В 1909 году король Эдуард VII принял первый парад четырнадцати тысяч скаутов Англии. Монарх, в приватной беседе, уговорил Роберта Баден-Пауэлла выйти в отставку, чтобы посвятить себя работе с бойскаутами, которых в соединенном королевстве насчитывалось 123 000.
Скаутизм триумфально шествовал по всему миру. Отряды юных разведчиков появились в США и России. Старый буржуазный мир обновлялся в подвижничестве молодых патриотов.
«Волчата» и «Бобры»
В 1909 году император Николай II с дипломатической почтой получил из Лондона тоненькую книжку Баден-Пауэлла «Scouting for boys». Царь прочитал брошюру и распорядился напечатать ее массовым тиражом в типографии Генерального штаба.
Идея гражданского воспитания русской молодежи витала в воздухе. Российская империя недавно проиграла Японии войну. Эта военная неудача породила в обществе упаднические настроения и неверие в светлое будущее России. Необходимо было возродить чувство национальной гордости.
Министерство образования «выдало на-гора» специальный циркуляр, который предписывал начальникам учебных округов организовывать при школах и гимназиях специальные «потешные» дружины для подъема боевого духа подростков. Затея чиновников не прижилась. Отставные фельдфебели и унтер-офицеры собирали гимназистов после занятий на плацу, принуждая детей часами заниматься шагистикой. Это была каторга. Большинство молодых людей под разными предлогами отлынивали от «добровольных» занятий.
Идея адаптировать британский скаутинг к русским реалиям появилась в военной среде. Капитан первого лейб-гвардии стрелкового его Величества полка Олег Иванович Пантюхов весной 1909 года в Павловске организовал отряд молодых разведчиков из шести человек. Известны фамилии этих подростков: Кирилин, Перманов, Ильин, Малафеев, Боровков, Иванов.
Первый патруль русских скаутов назывался «Бобер». Мальчики были поначалу одеты в свою форму - ротный портной пошил длинные кафтаны и барашковые шапки с малиновым верхом. Однако в походе эти костюмы были неудобны, поэтому капитан Пантюхов решил остановиться на британской экипировке разведчиков.
Через год в Павловске существовали две дружины по 180 человек в каждой. Мальчики 11-13 лет входили в легион «Бобры», подростки 14-16 лет – в легион «Волчата». В 1911 году в окрестностях Петербурга и Москвы действовало уже 309 летних скаутских лагерей.
В сентябре 1912-го император Николай II принял в Гатчине торжественный парад скаутов России. Молодые разведчики из 24 губерний страны торжественным маршем прошли по главной площади царской ставки. Отслужили молебен, монарх и высшие сановники запросто пообедали с подростками у походных костров, а наследник престола царевич Алексей дал клятву разведчика, получил значок и был принят в дружину «Бобры».
Русский вариант скаутинга отличался от британского. Вместо Законов Скаутов были Заповеди, где упор делался на этические понятия: Родина и честь, братство и дружба, воля и честность, чистота тела и души, ясность мыслей и скромность, вежливость и помощь слабым, верность православной вере и Государю. В Заповедях отсутствовали нормы о чужой собственности и абстрактной свободе выбора. Безликая идеология буржуазной Европы была скрупулезно адаптирована военными педагогами к национальному менталитету.
Постепенно молодежное движение ширилось. К началу 1914 года в стране насчитывалось уже 50 000 скаутов. Дружины разведчиков появились в Сибири и на Дальнем Востоке, в Туркестане и на Кавказе. Первые отряды молодых разведчиков возникли также на территории украинских губерний.
20 сентября 1911 года 1-я Харьковская классическая гимназия обзавелась собственным патрулем скаутов, а через полгода скаутские объединения уже существовали в Киеве, Ялте, Симферополе, Одессе, Херсоне и в Севастополе. 14 апреля 1912 года в Николаевской Александровской мужской гимназии состоялось учредительное собрание городской дружины «Следопыт».
«Следопыты»
О существовании скаутских отрядов в Николаеве можно узнать из немногих источников. Это городские газеты, протоколы заседаний попечительских советов гимназий и народных училищ, а также короткие воспоминания николаевских скаутов Эрнста Волошина и Николая Чернакова, которые были изданы в эмигрантской молодежной газете «Свисток». Эта информация открыта и доступна всем желающим.
Скаутская дружина «Следопыт» на базе Александровской мужской гимназии объединяла 87 подростков разного возраста. Летом 1913 года близ Голты (Первомайск) был организован летний лагерь разведчиков, где подростки жили два месяца.
Из воспоминаний Николая Чернакова мы узнаем, что николаевские скауты оборудовали свою резиденцию деревянным частоколом, проложили охотничьи тропы вдоль берега реки и построили веревочную переправу через Синюху.
В лагере следопытов были организованы караульная, интендантская и санитарная службы. Сменяемые патрули и секреты обеспечивали внутренний порядок. Разведчики ходили в длительные экспедиции на пороги и перебирались вплавь на Мамаев остров. Отряд добровольцев помогал укладывать гранитные камни в подпорную стену Мигийской гидроэлектростанции.
Однако мирные игры быстро закончились. Началась Первая мировая война, и николаевские скауты стали добровольными помощниками военных тыловых служб. Они дежурили на станциях, помогали встречать поезда с ранеными, ухаживали за ними в госпиталях, размещали беженцев, собирали подарки на фронт, помогали крестьянским семьям, оставшимся без кормильцев, убирать урожай.
Николаевская газета «Южная Россия» от 11 января 1916 года писала: «… Невозможно измерить никакими словами благодарности поистине христианскую заботу гимназистов-скаутов в отношении беспризорных детей и пожилых сирот… Попечительские обеды проводятся еженедельно по средам и в постные пятницы. Гимназисты устраивают благотворительные театральные пиесы, ученический оркестр по воскресеньям выступает на бульваре…». Эта же газета от 28 ноября 1916 года сообщает о том, что скауты «отправили в действующую армию 30 посылок с теплой одеждой и зимними одеялами». Через месяц появляется журналистский материал о детском музыкальном концерте для раненых бойцов в госпитале, накануне Рождества.
Подвижническая деятельность николаевских скаутов была прервана революцией и гражданской войной. Единая организация молодых разведчиков, как и вся страна, разделились на два непримиримых лагеря. Бывший «следопыт» Эрнст Волошин в своих воспоминаниях говорит о том, что многие скауты служили у Деникина и Врангеля в ОСВАГе (осведомительное агентство), многие girl-guides (девушки-скауты) работали медсестрами в госпиталях по обе стороны фронта. Известны имена скаутских руководителей, которые были организаторами комсомольского подполья на территориях, оккупированных Белой армией.
Партийный резерв
После гражданской войны большинство скаутских лидеров были арестованы и расстреляны чекистами. В 1920-1921 гг. масштабы репрессий в Крыму и на Украине обрели тотальный характер. Уцелевшие молодые разведчики пополнили ряды первых заключенных на Соловецких островах.
Однако спустя год аресты прекратились. Советская власть принялась экспериментировать с молодежным движением. Предпринимались попытки объединить скаутские организации с коммунистической идеологией. Появились гибридные отряды «юкистов» - юных коммунистов и городские клубы «Красный скаут». Эксперимент оказался неудачным. Многие подростки не желали заниматься «коммунистической шагистикой» и рапортовать старшим братьям-комсомольцам об успехах в борьбе с недобитой буржуазией. В стране стали повсеместно возникать аполитичные организации «лесных братьев» - следопытов леса, продолжавших натуралистические традиции с опорой на книги Сетон-Томпсона.
Мирные контакты продолжались недолго. Лидеры российского комсомола не желали терпеть конкурентов. Они развязали войну. Скаутинг объявили буржуазным, монархическим движением. Гонения усилились в начале 1922 года, когда было принято решение о создании детской организации пионеров, перенявшей ряд внешних форм скаутского движения. К 1926 году в Советской России не осталось ни одной организации молодых разведчиков.
Внешняя атрибутика Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина была почти полностью воспринята от скаутов. Желто-коричневые треугольные косынки, стали красным пионерскими галстуками, эмблема с трехлепестковой лилией превратилась в пионерский значок с тремя языками пламени, скаутская шляпа сменилась пионерской пилоткой, охотничьи рожки уступили места пионерским горнам и барабанам. На этом все сходство заканчивалось.
«Скауты» и «пионеры» - абсолютно разные организации. Космический девиз молодых разведчиков «Be рrepared! - Always prepared!» уступил место верноподданнической политической клятве: «Пионеры! В борьбе за дело Коммунистической партии будьте готовы! – Всегда готовы!». Священные понятия для скаутов: Родина, Отечество, Народ - подменялись сакрализацией партийных вождей (Ленин/Сталин).
Пионерская организация в отличие от скаутов плотно вписывалась в существующую систему образования и воспитания. Один ряд классных парт – пионерское звено, класс – отряд, школа – дружина. Жизнь пионеров-ленинцев предельно формализовалась. Раз в неделю – заседание совета отряда, раз в месяц – совета дружины.
У скаутов все происходило иначе. Для родителей их ребенок иногда куда-то отлучался после школы и вечером приходил домой. Летом уезжал на несколько недель со взрослыми руководителями в детский лагерь. Если ему не нравилось общаться с разведчиками, то подросток просто уходил в какой-то другой мир.
В 1972 году основатель русского скаутского движения Олег Иванович Пантюхов, будучи уже 90-летним стариком просматривал во Франции юбилейную пионерскую хронику из СССР. Гвардейский офицер горестно вздохнул и обронил: «Мы воспитывали самодостаточную личность, они превратили детей в стадо».
***
Скаутская идеология оказалось очень живучей. Уже 20 лет подряд на Украине движение обретает прежнюю масштабность. В западных областях страны подростки объединяются в отряды пластунов, в южных и восточных регионах появились свои организации скаутов.
В нашем городе старые традиции молодых разведчиков пытаются возродить разные уважаемые люди. Это должностные лица, депутаты областного и городского советов. Долгое время в Крыму функционировал сезонный молодежный лагерь. Скауты Николаева сегодня активно участвуют в различных благотворительных и экологических акциях, помогают детям-инвалидам и старикам.
Сегодняшние партийные лидеры внимательно присматриваются к этим подросткам. Им не нравится их аполитичность, появляется желание взять «беспризорных деток под крыло» и превратить свободных скаутов в «молодых фронтовиков», в «молодых бютовцев» или в «молодых регионалов». Свободная гражданственность в стране до сих пор не востребована.