Профессиональное нищенство, или Злой рок
Период перестройки и «лихие» 90-е годы породили немалое количество людей, не вписавшихся в новую жизнь. Из некогда «равного» общества выделились группы нищих и бродяг, в силу разных обстоятельств оказавшихся на улице. Но многие из них вошли в этот образ весьма профессионально, сообразив, что сидеть с протянутой рукой - не самый плохой бизнес.
Проблема небедных и развивающихся стран
Людей, которые живут на подаяние, хватает везде. Правда, в Европе попрошайничеством главным образом занимаются приезжие. Например, цыгане, которых европейцы, как известно, уже стали массово депортировать. Подобной «толерантностью» в минувшем году отличились, в частности, Франция и Финляндия. Понятно, что высылали цыган не из-за попрошайничества, а из-за проблем более серьезных, но и оно сыграло свою роль. Финны даже на законодательном уровне решили запретить просить милостыню. Кроме того, свою роль сыграли и высокие технологии. Попрошайки вышли в Интернет: мужчины и женщины не брезгуют притвориться больными раком или, того хуже, заявить, что больны их дети, чтобы выпросить денег у небезразличных и сердобольных пользователей социальных сетей.
В странах ближнего зарубежья, например, еще помнят те далекие времена, когда к нищим относились если не с почтением, то явно благосклонно. Церковь называла нищих и убогих христовой братией, богомольцами за мир. В XVII веке в отношении нищих в России была разработана целая программа: старые и больные, кто не мог заработать на кусок хлеба по объективным причинам, пользовались поддержкой, работоспособные же должны были трудиться честно, а не попрошайничать.
При Петре I законы стали жестче: милостыню подавать запретили под страхом штрафа, нетрудоспособные нищие должны были жить в спецприютах, а те, кто просто не хотел работать и попрошайничал, подвергались наказанию.
В современном мире попрошайничество приняло иные формы, куда масштабнее и порой циничнее. После того, как в 1991 году была отменена статья за тунеядство, крупные города буквально наводнили нищие всех мастей. И уже тогда стало ясно, что попрошайничество - бизнес, который может приносить серьезный доход.
Бизнесмены в лохмотьях
Считается, что в больших городах самым доходным местом является метро. У каждого попрошайки здесь свой участок, который не может занять другой «человек с улицы». Вечером часть «выручки» отдается хозяевам, «крышующим» нищих. Праздничные дни - золотая жила для столичных попрошаек и тех, кто их «крышует». Если в обычные дни дневная выручка просящих милостыню составляет 30 - 50 грн., то в праздники - от 100 до 300 грн., а если подаст иностранец - и того больше.
Всего по Киеву за день доходы от такого «бизнеса», по данным милиции, составляют до одного миллиона гривень. Правда, самим нищим от этого попадает лишь 5 - 10%, а некоторые работают просто за еду и одежду. Остальные деньги идут «крыше», смотрящим, которые привозят и увозят их, кормят, одевают, защищают, оплачивают точки, утверждают столичные сыщики.
- В Украине попрошайничество не является преступлением, а к ответственности привлекаются только люди, принуждающие других заниматься такой деятельностью. Доказать же, что кто-то заставляет работать попрошайкой, практически нереально, разве что сами «нищие» напишут заявление в милицию и покажут того человека, который их эксплуатирует. А таких случаев я не знаю, - рассказал нашему корреспонденту один из сотрудников уголовного розыска.
Доверчивость людей и бездействие властей - главные опоры «нищенского» предпринимательства. Как показывает социологический опрос, 55% наших сограждан убеждены: у просящих подаяние есть и другие возможности прокормиться. Но при этом 69% подают милостыню регулярно. В нашем консервативном сознании укоренилось понятие, что всякое подаяние - дело благородное. Нашей жалостливостью и пользуются «профи», все более оттачивающие методы изъятия денег относительно чистым способом. Время работает на мошенников, и они это учитывают. У всех у нас в сознании и на виду старички и старушки, которым на жизнь мизерной пенсии не хватает, поэтому мы и встречаем на улицах нищенствующих пожилых людей. Еще один ресурс: общественная ценность материнства, и женщина с ребенком в образе просящей - очень распространенный тип. Общество хорошо осведомлено о нерешенных проблемах участников боевых действий в Афганистане, и обычные калеки в армейском камуфляже составляют более 20% от общего числа «профессионалов».
Колоритны примеры семейного бизнеса - мама с табличкой: «Помогите ребенку на лечение», рядом ребенок лет шестнадцати. На вопросы не отвечает и сыну не разрешает. Или мама с ватагой детей (обычно цыганской национальности) мал мала меньше перемещается из вагона в вагон пассажирского транспорта с живописующим рассказом о том, как их семья пострадала от пожара. Все это картинки из нашей повседневной жизни.
А вот еще другой пример «нищенского бизнеса». Один мой знакомый рассказал, что его сосед по даче (довольно роскошной, со всеми удобствами для отдыха) всю зиму работает в Москве, на Красной площади... «нищим». Для этого за лето отращивает пышную бороду, сушит тулуп, готовя «снаряжение нищего старца». И за зиму зарабатывает столько, что может безбедно отдыхать на своей даче и не только там. По его словам, он ни в чем себе не отказывает... А в прошлом этот человек с высшим образованием занимал ответственный пост в строительных организациях. И вот на пенсии решил подзаработать себе «на хлеб с маслом» таким нехитрым «промыслом».
Но в то же время данные социологов свидетельствуют, что среди просящих милостыню 10% людей действительно нуждаются. Это же подтверждают священники православной церкви: «Если даже десять просителей обманывают, одиннадцатый может оказаться человеком, которого действительно постигла беда». И возникает вопрос: так все-таки, подавать милостыню или нет? Опять же Петр I в одном из указов ввел штраф для тех, кто подает ложным нищим, - 5 рублей. За принуждение к нищенству детей взрослые могли попасть в острог или на каторгу. Одновременно тогда в России существовала разветвленная сеть приютов и богаделен. Милосердие шло рука об руку с правосудием. Сегодня же правосудие и милосердие разошлись так далеко, что на образовавшемся поле разгулялся беспредел.
Бродяжничество - целый пласт социальной жизни
Попрошайки и бездомные бродяги и есть «ягоды» упомянутого поля - продукты социальной жизни общества. Это люди, не вписавшиеся в сегодняшнее бытие. Они создают свои группы и живут по своим законам. Огромное количество бродяг в городе (а Николаев занимает 2-е место в Украине по количеству бездомных) не только омрачает повседневную жизнь благополучных граждан, но и несет прямую угрозу их здоровью. Ведь многие бездомные болеют туберкулезом, чесоткой, педикулезом.
«Люди милосердия» могут раздать каждому бродяге адреса и телефоны служб, помогающих бездомным. Но обратятся ли они туда? Это большой вопрос. Ведь далеко не все нищие и бродяги хотят социализироваться и трудиться, адаптироваться к существующим в обществе стандартам. Социологи утверждают: до тех пор пока бродяжничество и попрошайничество будут позиционироваться как социальная проблема и пороки общества, взаимосвязь этой категории людей с социумом будет теряться, что может привести к необратимым процессам, например, к росту преступности. Потому что отказ от общих правил не только приводит к снижению ответственности за свои действия, но и провоцирует создание новых законов и моделей поведения, в которых преступность становится нормой.
Готовя этот материал к публикации, наш корреспондент обратилась в управление Министерства внутренних дел Украины в Николаевской области с просьбой предоставить информацию о том, как в нашем регионе органы правопорядка борются с фактами бродяжничества и попрошайничества среди взрослых и детей. В редакцию пришел подробный отчет на пяти листах за подписью начальника управления МВД Украины в Николаевской области Валентина Парсенюка. В нем дан анализ причин этих негативных явлений в нашей жизни и статистические данные о большой проделанной работе, в частности, проведении различных совещаний, профилактических операций, рейдов, создании комиссий и т. д. Словом, действительно, работниками органов правопорядка организуется множество мероприятий по предупреждению фактов беспризорности среди детей и бродяжничества среди взрослых. Но решение обозначенных проблем кроется, прежде всего, в повышении социально-экономического уровня жизни населения.
Нынешняя суровая для южного края зима еще больше усугубила упомянутые проблемы. Милиции в Николаевской области приходилось не только с преступностью бороться, но и граждан от холодов спасать. Как сообщалось ОСО УМВД в Николаевской области, за время холодов с 27 января сотрудники милиции выявили 211 бездомных граждан, нуждающихся в помощи. Из них на улицах - 159, в подъездах многоэтажных домов - 9, в телекоммуникационных сетях - 31, на автостанциях и железнодорожных вокзалах - 6, в заброшенных зданиях - 5. Состояние обнаруженных людей было разным. Так, 72 гражданина находились в беспомощном состоянии, в том числе 69 - «подшофе», 55 человек были доставлены в лечебные учреждения. Из общего числа выявленных бездомных граждан 86 переданы в пункты социальной помощи. А сотрудники управления Гостехногенбезопасности в Николаевской области совместно с ТУ МЧС в Николаевской области и департаментом ЖКХ во время рейда по подвалам и теплотрассам обнаружили пару великовозрастных «детей подземелья». «Жительница теплотрассы» Лариса рассказала проверяющим, что она с мужем в основном ночует здесь, а днем посещают пункты обогрева, палатки МЧС. «Нам никогда не отказывали в помощи, - сказала Лариса. - Всегда накормят, горячего чаю предложат. При желании можно отдохнуть, погреться», - уточнил муж Ларисы. Ну а рейдовики провели с «жителями подземелья» противопожарный инструктаж и вручили листовки. И получается - живите, ребята, в теплотрассе и дальше, только правила пожарной безопасности соблюдайте... Думается, таких злачных «жилищ» в Николаеве можно найти немало.
Подобные «жители» этой зимой чуть не подожгли многоэтажку на улице Спасской, поэтому спасительные противопожарные инструктажи проблему бездомных не решат. Как и не решат ее временные пункты обогрева, на обустройство которых Украине ООН выделила сто тысяч долларов, чтобы пережить морозы. Как стало известно, минувшей зимой в нашей стране насмерть замерзли более 150 человек, в основном бездомных.
В Николаевской области учетом бездомных занимается центр, который входит в структуру управления труда и социальной защиты областной госадминистрации. Это областной центр учета бездомных граждан, которым руководит Владимир Гусаров.
- Наш центр проводит первичный учет бездомных, восстанавливает утраченные документы, помогает трудоустроиться. Можно также зарегистрироваться без права проживания по улице Иванова, 21, - рассказал директор центра.
Есть еще центр реинтеграции бездомных граждан на ул. Круговой, 41. Директор центра Ольга Вострикова рассказала, что в данное время здесь находятся 80 человек, а помещение рассчитано на 50. В зимний период возросло количество обратившихся, были доставлены дополнительные кровати. Средний возраст постояльцев центра 35 - 40 лет. Все жители центра получают трехразовое питание и проходят медосмотр, круглосуточно могут пользоваться горячей водой. Ольга Ивановна отметила, что горожане проявляют сочувствие и приносят в пункт еду и теплую одежду. С 1 апреля 2011 года в Николаеве создана служба социального патрулирования, которая, по словам Ольги Востриковой, помогает восстанавливать связь бездомных с обществом, так как некоторые бездомные, нуждающиеся в помощи, часто отказываются от нее.
Социальную помощь, помимо различных религиозных общин, оказывает бездомным и всеукраинская общественная организация «Подолання», которая занимается ресоциализацией людей, вышедших из мест заключения. Но все-таки городу необходим постоянно функционирующий приют для бездомных граждан. И вот совсем недавно стало известно, что этот вопрос должен наконец решиться.
С переездом Николаевского краеведческого музея в отремонтированное здание Старофлотских казарм освободилось помещение, ранее принадлежавшее католической церкви, которое вернется прежним хозяевам. Часть его будет служить приходу церкви, а некоторые помещения выделены под обустройство городского приюта. Об этом заявил настоятель католического храма Петр Бротонь на вручении ему символического ключа от бывших владений церкви. Таким образом, решение проблемы бездомных граждан в Николаеве сдвинется с мертвой точки, и следующая суровая зима уменьшит количество жертв среди них.
Ну а пока с приходом тепла многие из «жителей подземелий» выйдут на свет божий и займут места на бойких перекрестках улиц с протянутой рукой. Ведь такая жизнь, оказывается, многим из них нравится... Как решить эту проблему? Вопрос пока остается открытым.