Судебное следствие по делу Жуковского завершено: впереди дебаты
15 и 16 ноября состоялись очередные судебные заседания по обвинению Олега Жуковского в убийстве бизнесмена Георгия Абшилавы и его охранника Артура Джаняна. Суд продолжил допос свидетелей, а также выслушал показания экспертов: психолога, психиатра и судмедэксперта, о допросе которых ходатайствовали представители потерпевшей стороны.
В зал суда наконец-то прибыли свидетели, которые неоднократно не являлись на заседания: бывший охраннике ООО «Гидромаш» Виктор Барабаш и случайный очевидец событий 17 декабря 2010 года Ильгард Ибрагимов.
Ничего нового свидетели суду не сообщили. По словам Ибрагимова, вечером, 17 декабря 2010 года, он пришел к воротам предприятия «Гидромаш» на ул. Маршала Василевского, 40/1, чтобы встретится со своим знакомым Тимуром Давлатьяровым, который «там вроде охранник».
- Пришел к воротам, позвонил ему на телефон, тут: бах-бах! Он кричит, мол, убегай, я сначала думал, что это шутка, - в таком стиле давал пояснения свидетель Ибрагимов.
Не помог его рассказ и прокурору, которая несколько раз переспросила свидетеля, видел ли он момент, когда Жуковский стрелял в сторону убегавших охранников ООО «Петровна», и куда было направлено в этот момент его оружие — в сторону убегавших или вверх? Ибрагимов сказал, что в этот момент он также убегал и потому куда именно стрелял подсудимый не видел.
Свидетель Барабаш рассказал, что на момент исследуемых событий работал охранником на «Гидромаше» у подсудимого Олега Жуковского. Когда 17 декабря прошлого года он пришел на свое рабочее место, то три человека, стоявшие у ворот, среди которых был и погибший Абшилава, его на территорию не впустили. Барабаш вошел через соседнее здание управления охраны труда. Во время выполнения своих обязанностей, в числе которых было и отопление склада, к нему подошел Абшилава, «схватил за шкирку и выкинул за ворота».
Описал свидетель и сам момент убийства, во время которого он находился во дворе предприятия:
- Я пошел к офису, вдруг слышу — крик. Подергал дверь — закрыта. В окно вылетел компьютер. Человек 6, которые стояли на улице, кинулись к окну и начали залезать внутрь. Вдруг хлопок, еще один. Все начали убегать, я тоже выбежал на улицу, остановил проезжающую машину и попросил позвонить в милицию. Затем вернулся в офис, увидел там два трупа. Там еще стояла женщина, следователь, и говорила по телефону (речь идет о следователе налоговой милиции Гупаленко — прим. авт.). Она сказала мне, чтоб я не волновался, и что сейчас приедут наши ребята. А приехали еще эти... рейдеры. Хватанули меня за грудки: «Ты что, су.. , с ними?». А потом та женщина сказала, чтоб они меня отпустили, а после приехала милиция.
Ситуацию, которая царила в те дни на предприятии, свидетель охарактеризовал как «напряженную», состояние Жуковского - как «нормальное».
Вопросы первому же эксперту, психиатру, докладчику по выводу судебно-медицинской экспертизы Татьяне Вычеровой, показали, что врачу придется просто еще раз пересказать выводы экспертизы. То, что эксперт заявила безапелляционно — «выводы свои я подтверждаю». Согласно выводам врача-психиатра, Жуковский мог руководить своими действиями и осознавать их, так как психическими заболеваниями не страдал и не страдает. Что касается общих выводов экспертизы, согласно которым, по выводу психолога, подсудимый находился в состоянии кумулятивного аффекта, то против них возражений у экспертной комиссии не было.
А вот вопросы к психологу, который и сделал вывод о состоянии душевного волнения, превратились постепенно в лекцию по психологии. Эксперт-психолог Ирина Комплиенко в течение получаса поясняла особенности и различия аффектов физиологического и кумулятивного, их фазы и признаки. Так, для аффекта кумулятивного характерна кумуляция, то есть, накопление эмоционального напряжения. Это так называемая первая фаза, длительность которой может быть от нескольких недель до нескольких лет. В этот период для человека характерно ощущение субъективной безвыходности из сложившейся ситуации, наличие фрустрации. Затем наступает кульминация — стадия аффективного взрыва, и после - постаффективная стадия. По мнению эксперта, все вышеперечисленные стадии прошел и подсудимый Олег Жуковский.
- Абшилава был частью этой раздражающей ситуации, он был фрустратором. Жуковский видел свою цель, своего раздражителя, он пытался избавиться от своих фрустраторов, субъективно он воспринимал устранение раздражителя как единственный выход, - пояснила Ирина Александровна.
Отвечая на вопросы участников судебного процесса, эксперт пояснила, что большое количество выстрелов для данной ситуации вполне возможно, так как после наступления аффективного взрыва речь уже идет об «автоматизмах, двигательной стереотипии». Прокурора интересовал вопрос о том, почему подсудимый, если он в момент совершения выстрелов находился в состоянии аффекта, помнит что и как делал. Однако психолог ответила однозначно — согласно состоянию, в котором он находился, Жуковский вполне мог помнить свои действия, а амнезия может быть лишь частичной, что и наблюдается в данном случае — обвиняемый не помнит мелких деталей. В результате эксперт свои выводы также подтвердила — Олег Жуковский в момент выстрелов находился в состоянии кумулятивного эффекта.
На заседании 16 ноября допрос экспертов продолжился, для дачи показаний вызвали судмедэксперта. Главный вопрос, который интересовал следствие, — в каком положении в момент выстрелов находился убитый Артур Джанян. Прокуратура настаивает, что подсудимый выстрелил ему в голову в тот момент, когда потерпевший лежал на полу лицом вниз, закрыв голову согнутыми в локтях руками. В подтверждение этого довода приводится в том числе и характерное повреждение линолеума на полу, в котором был след от пули. Однако сам Жуковский настаивает, что в момент выстрела охранник Абшилавы находился в вертикальном положении и выстрелил он в Джаняна только потому, что он «агрессивно двигался в мою сторону».
Судмедэксперт пояснила, что телесные повреждения на теле Артура Джаняна, а именно: огнестрельное ранение головы, правого предплечья и фаланги первого пальца левой кисти, могли быть причинены одним выстрелом, когда потерпевший находился в полулежащем или сидячем положении. Лицо в этот момент было наклонено вниз и повернуто влево. Возможно, лицо потерпевший прикрывал руками. Что касается положения Джаняна, то ответ после проведенного дополнительного исследования у эксперта однозначный — он стоял.
- Я говорила в начале экспертизы, что Джанян мог быть в вертикальном положении и действительно обращен к стрелявшему левой половиной тела. Когда я делала экспертизу, мне не было предоставлено волос, когда мне предоставили волосы, я с учетом волос, раневых каналов, теперь утверждаю, что Джанян стоял, но голова была чуть наклонена вниз. В горизонтальном положении Джанян в момент выстрела находиться не мог! Если бы он лежал, то выходное отверстие находилось бы не в теменно-височной области, а, вероятнее всего, где-то в области лица, щеки, - заявила врач.
Представители потерпевших после такого заявления ходатайствовали о том, чтобы зачитать выводы первой экспертизы, в которой значится, что Джанян мог находится как в вертикальном, так и в горизонтальном положении, однако судьи, учитывая наличие более последнего и более точного исследования, в ходатайстве отказали. Тем более что судмедэксерт заявила категорично:
- Я настаиваю на показаниях, которые я даю в своей экспертизе. Более достоверно то, что я говорю после дополнительной экспертизы. Теперь, когда я имею полные результаты своих исследований, я могу утверждать, что Джанян в горизонтальном положении быть не мог!
Что касается отверстия в полу под головой Джаняна, то объяснить его происхождение эксперт не смогла, но отметила, что «не учитывала это в экспертизе потому, что вопрос этот не задавался». Однако эксперт уточнила: направление раневого канала Джаняна не соответствовало проекции направлению пули, которая образовала отверстие на полу.
- Это могла быть рикошетная пуля... В момент выстрела смерть потерпевшего наступает не в одну секунду. Он мог еще двигаться. Поэтому утверждать, что отверстие в линолеуме образовалось именно от пули, которую получил Джанян, я не могу.
После допроса судмедэксперта у судей возникли вопросы к подсудимому Олегу Жуковскому. В своих показаниях он еще раз подтвердил, что присутствие в вечер убийства Абшилавы и Джаняна в офисе воспринимал как реальную угрозу для себя и своей жены.
- Я слышал грохот, разбитого стекла, выстрела, и крики моей жены с просьбой о помощи... Я подумал, что это не просто угроза, а там реально людей убивают. Тем более, там была моя жена. В то же время я знал, что там находится этот Абшилава, от которого на протяжении последних двух суток исходила угроза не какая-то мифическая, а с применением физического насилия.
- А со стороны Джаняна в каком-либо проявлении насилие к вам или вашим родственникам применялось?
- Он находился в группе тех людей, которые прибыли с Абшилавой и находились на территории. Сейчас я точно не могу сказать, какие его действия были на тот момент, потому что их было очень много, у меня не было времени, чтоб различить действия каждого по отдельности. Они делали все свои противоправные действия массировано, группой. Я даже и не ожидал, что в помещении появится Джанян. Я находился в другом крыле, визуально я не мог никак оценить, кто там может еще находиться, но я знал, что там находится Абшилава, я видел, как он заходил в кабинет.
- А вы разрешали проходить в помещение офиса Абшилаве или Джаняну?
- Да ни в коем случае. Когда Абшилава пытался проникнуть в помещение я препятствовал его проникновению. Но они оттолкнули меня и мою жену в сторону и проникли в помещение...
Руководствуясь тем, что все доказательства исследованы, а свидетели опрошены, суд постановил закончить судебное следствие и перейти к дебатам. Но прокурор попросила перерыв в несколько дней для подготовки к дебатам.
Читайте также:
Экспертиза: в момент совершения преступления Жуковский находился в состоянии «кумулятивного аффекта»
Свидетель: «Люди Абшилавы кричали мне: открывай, приехали чеченцы, резать будем!»
«Я ЗАЩИЩАЛ СВОЮ СЕМЬЮ!» - сказал в суде обвиняемый в двойном убийстве Олег Жуковский
Вечером в пятницу в Николаеве был расстрелян известный николаевский бизнесмен Георгий Абшилава и его водитель
Как брали Жуковского. Подробности ареста подозреваемого в двойном убийстве