Владимир Наконечный: Шесть лет передышки, шесть лет господдержки – и заводы заработают
Владимир Наконечный: Шесть лет передышки, шесть лет господдержки – и заводы заработают
Народный депутат Украины Владимир Наконечный поделился с нами любопытным рецептом: как трудоустроив всего одного человека в Николаеве, создать еще 7-10 рабочих мест по всей стране.
Нынешнему составу Верховной Рады Украины осталось проработать всего полгода. Избранный досрочно парламент пережил президентские выборы, массу скандалов, блокирование трибуны, драки и дымовые шашки. А в новостях и на экранах с избитыми лозунгами и обвинениями мелькали одни и те же лица — что от власти, что от оппозиции. Владимир Наконечный — из тех, кто не мелькал — просто работал.
Владимир Леонтьевич, есть опасения, что буквально до самых выборов работа парламента будет сорвана. Оппозиция вновь вернулась к тактике блокирования трибуны, да и сама предвыборная атмосфера не очень-то располагает к нормальной работе. Вы такие опасения разделяете?
Ни в коей мере. Законы будем принимать в нормальном режиме. То же блокирование трибуны — уже стало ритуалом для оппозиции. Парламентское большинство научилось эффективно этому противодействовать. В конце концов, мы можем и сами превентивно взять под контроль трибуну и президиум. Но главное не в этом.
А что касается так называемой «оппозиции», то они ведь блокируют работу Рады в первую очередь из-за ощущения собственного бессилия. Доверие избирателей растеряли, добрая половина людей от них ушла — что остается делать? Шуметь, блокировать — чтобы люди окончательно о них не забыли.
Я почему об этом спрашиваю. Известно, что вы 17 апреля внесли на рассмотрение Рады проект Закона о проведении экономического эксперимента относительно государственной поддержки судостроительной отрасли. Почему именно судостроение, а не, скажем, сельскохозяйственное машиностроение?
Несколько причин. Начнем с чисто экономических. Во-первых, эта отрасль находится в очень глубоком кризисе, несмотря на то, что судостроительный потенциал Украины огромен. В Николаеве простаивают заводы, равные которым во всем мире можно было по пальцам пересчитать. Это необходимо и можно исправить, переломить. Терять наработанное не то, что годами и десятилетиями, а столетиями... Как можно мириться с этим? Во-вторых, речь идет о наукоемком, высокотехнологичном производстве. А что это значит? Это значит, что судостроительная отрасль связана практически со всеми сферами экономики. Чтобы построить судно, нужно привлечь практически все отрасли нашей экономики — начиная от металлургии и заканчивая мебельной промышленностью.
По моим оценкам, одно рабочее место в судостроении создает от семи до десяти рабочих мест в смежных отраслях! Такого соотношения вы не найдете ни в одной другой отрасли. Судостроение при грамотном подходе станет локомотивом для всей экономики. Отдачу почувствует вся страна.
Вы о Николаеве не случайно ведь упомянули?
Нет, не случайно. Николаев — исторический центр украинского судостроения.
Но есть и другие, пусть не такие крупные...
Но у Николаева есть кое-что неповторимое. Люди. Поколения, прикипевшие к кораблям, к морю. Вдумайтесь, свыше двухсот лет в этом городе спускают на воду корабли. Это уже особый взгляд на жизнь. Такого нигде в Украине не найти.
Когда я впервые побывал в Николаевском музее судостроения и флота — а мне посоветовал сходить туда глава Николаевской облгосадминистрации Николай Круглов — я был потрясен. Более 200 лет — уникальные традиции! Еще в начале XX века Николаев был базой строительства подводных лодок Российской империи — причем, это были одних из лучших в мире подлодок. Это как один из примеров. Жаль, что мало кто в Украине об этом знает.
Известно, что Николаев в советские годы был «закрытым городом». Сейчас можно спорить о своих плюсах и минусах такой «закрытости»... Но я вот что заметил: в Николаеве люди не зациклены на политике, на каких-то дрязгах, разборках, политических скандалах. У них другой взгляд на жизнь. Взгляд человека, который умеет и хочет работать. Задача государства — дать ему такую возможность.
Я сам родился и вырос в Николаеве. Боюсь ошибиться, но ваша карьера вроде бы не была тесно связана с ним. Откуда у вас такой интерес к нашему городу?
Вот тут-то вы как раз и ошибаетесь. Последние несколько лет я более чем активно работаю именно для Николаева.
Дело в том, что с нынешним губернатором Николаевщины Николаем Кругловым я знаком уже давно. И он буквально заразил меня интересом к городу, к судостроению. Я неоднократно бывал в Николаеве, мы очень долго обсуждали, что именно нужно сделать, чтобы возродить заводы, дать людям работу, многое — просто поднять из руин. По образованию я — инженер, поэтому смог по достоинству оценить и потенциал края, и масштаб стоящих перед нами задач.
Впоследствии мне как народному депутату от Партии регионов поручили стать куратором Николаевской области от нашей партии.
Объясните, пожалуйста, подробней. Кто такой куратор? Чем он занимается? Какие перед ним задачи поставлены? Явно ведь, не политрука-надзирателя?
Здесь ничего сложного. Есть область, есть губернатор. Он занимается проблемами на месте. А проблем — тысячи. Есть настолько масштабные, сложные задачи, которые силами одной области решить нельзя, нужна помощь центральной власти. Нужны решения министерств, Кабинета министров в целом, нужны изменения в законодательстве, поддержка народных депутатов.
Поэтому каждый губернатор вынужден постоянно поддерживать связь с Киевом, желательно — личную. Но это очень сложно — не может же человек разорваться. Поэтому куратор — это представитель интересов области в центре, в столице.
Своеобразный «полпред», посол?
Можно, конечно, и так сказать. Но скорее это — просто цивилизованное отстаивание интересов региона. У народного депутата есть возможности буквально ежедневно лоббировать интересы области в центральных органах власти.
Владимир Леонтьевич, СМИ Николаева уже опубликовали информацию о том, что у вас есть планы выдвинуть свою кандидатуру в народные депутаты Украины по одному из мажоритарных округов нашего города.
Да, не спорю, такие планы есть.
Но вы ведь не будете спорить с тем, что вы не слишком известны в Николаеве. Я не буду подвергать сомнению то, что вы много сделали для города и области — но кто об этом знает?
А разве я говорил, что стремился к известности? Пиар мне не очень-то интересен. В Верховной Раде я проработал три созыва и хорошо знаю, что такое кропотливая, настойчивая работа. На крикунов и «звезд экрана» насмотрелся сполна. Я — человек дела, а не «человек пиара». Мои дела скажут обо мне лучше, чем обещания. Взять тот же законопроект о поддержке судостроения. Вы знаете, когда в последний раз хоть один депутат поднимал этот вопрос?
А что в нем такого особенного? Вы действительно думаете, что он способен дать толчок к выходу судостроительной отрасли из кризиса?
Вне всякого сомнения. Мой законопроект предусматривает проведение эксперимента по поддержке судостроения до 2018 года. Там есть перечень мер, но нет жестких сроков, которые в силу тех или иных причин, могут стать невыполнимыми. Не нужно распыляться, усилия нужно сосредоточить на основных направлениях. Вот, смотрите.
Первое: предоставить судостроителям государственные гарантии по иностранным кредитам и по обязательствам перед иностранными заказчиками.
Второе: максимально удешевить кредиты, полученные судостроителями в украинских банках.
Третье: налоговые и таможенные льготы. В частности, не взимать таможенные сборы с импортных товаров, необходимых для постройки судов. Снизить размеры отчислений на фонд зарплаты.
Четвертое: списать, согласно действующему законодательству, пеню и штрафы за просроченные долги перед бюджетом и целевыми госфондами. Предприятия находятся в долговой яме, государство может помочь им оттуда выкарабкаться.
Пятое: увеличить государственный заказ. Речь, в частности, о той же программе «Корвет». Одно только ее выполнение — уже большой шаг вперед.
Ничего сверхъестественного — нормальные , зарекомендовавшие себя во всем мире шаги по поддержке отрасли, которая должна встать на ноги. Государство потерь не понесет: «мертвый» завод все равно не сможет заплатить штрафы по несвоевременно уплаченным налогам, он их будет только накапливать. А если освободить его от этого груза, дать возможность ожить, отдышаться — средства вернутся сторицей. Или, зачем, к примеру, нагружать отчислениями на фонд зарплаты? Зарплата мизерная, работы нет, вымываются последние оборотные средства — та же ситуация. Шесть лет передышки, шесть лет господдержки — и заводы заработают.
Владимир Леонтьевич, с судостроением ваша позиция ясна. Но ведь Николаевщина — это не только крупнейшие верфи Европы, это еще и районы. Раз уж вы говорите, что тесно ознакомились с нашим регионом, то, скажите — как поднять их экономику?
За то время, пока я представлял интересы области в Киеве, тесно общался с губернатором, появился ряд перспективных, выполнимых идей.
Вот, к примеру, Очаковский район. Здесь самой природой созданы практически все условия для развития альтернативной энергетики. Ветроэнергетика, солнечная энергетика — у них есть будущее на Николаевщине.
Еще момент — есть очень приличные шансы, что терминал для поставок сжиженного газа в Украину, LNG-терминал (о необходимости которого говорят последние пару лет) будет построен именно под Очаковом.
Но ведь, насколько известно, за право постройки терминала активно борются порты Одесской области?
Скажу так: шансы Очаковского района велики. Есть экспертные оценки, есть предварительные расчеты. Николаевский регион в этом конкурсе — в числе лидеров.
Да и кроме этого есть еще немало проектов, реализация которых даст людям рабочие места, увеличит поступления в местные и государственный бюджеты, в полной мере раскроет экономический потенциал региона.
Главное — сохранить стабильность в обществе, поскольку именно стабильность является предпосылкой для развития экономики.