Скинхеды – «мертвая» проблема живых людей
Скинхеды – «мертвая» проблема живых людей
«Японский императорский оркестр народных инструментов. Виолончели и флейты до горизонта. На переднем плане напудренные женщины с крошечными мандолинами в две струны, обтянутыми кошачьей кожей. Сбоку огромные барабаны, позади – какие-то загадочные струнные каркасы и мужчины-солисты в черном кимоно. Громадные медиаторы величиной со сковородку. Дирижер на заднем плане (?) в белом фраке. Агрессивная сцена, задрапированная красной материей.
Начали…
Вступает кошачья кожа, затем медиаторы, потом барабаны, потом хор самураев, потом… гремит всё! Оркестр Страны Восходящего Солнца исполняет композицию группы Deep Purple - Smoke On The Water. Встреча двух цивилизаций – незабываемое зрелище…».
Мы сидим с большим милицейским начальником и смотрим в он-лайне концерт японского императорского оркестра. Оторваться невозможно. Милиционер давно на пенсии и поэтому у него есть время на музыку. Курим и слушаем.
- Действительно, встреча двух цивилизаций. – Мой собеседник затушил сигарету. – Культурный контакт всегда интересен, наверное, потому, что уникален. В прошлом цивилизации встречались редко и агрессивно. Это сегодня возможна спокойная встреча культур…
Философствование бывшего милиционера заставило задуматься о многом. История знает мало примеров непосредственного столкновения культурных цивилизаций. Во время парфянских войн два римских легиона Красса чудом пробились через тяжелую конницу врага, чтобы уйти в бескрайнюю степь. Легионеры «заблудились». Они двинулись на восток и добрались до самого Китая. Здесь их встретили императорские войска. Китайцы долго разглядывали необычных людей с громадными щитами и маленькими мечами. Они не могли понять, кто это такие и зачем носят столь бесполезное оружие. Римляне повели себя агрессивно и были расстреляны из двухметровых луков с безопасного расстояния. Культурный контакт не состоялся…
- Сейчас уже нет закрытых пространств, - возвращает к теме мой приятель, - Америку открыли, Японию лишили традиционной изоляции, все варятся в одном культурном бульоне. Неприятие этнических традиций сегодня проявляется в межличностных отношениях. Скинхеды, например…
- Скинхедов давно нет. Это «мертвая» тема и надуманная…
- Скинхеды всегда живы и будут жить, пока существует идея расового превосходства.
Без идеи
- В 2000-м ко мне попало одно дело, - милиционер взял сигарету и пододвинул пепельницу, - потом эсбэушникам его передали. Это была их парафия…
- Какое дело?
- О террористах-лимоновцах. Мужики приехали откуда-то из Казахстана. Не помню точно откуда. Дело у меня быстро отобрали. В общем, штаб-квартира у них находилась именно там. Они прибыли не только в Николаев, но и в Кировоград, Херсон, Севастополь и еще куда-то. Это разветвленная сеть исполнителей должна была действовать по единому плану из центра.
Все по-взрослому. Оружие, взрывчатка и наличная валюта. Цель – громкие террористические акты, которые дестабилизируют гражданскую жизнь и вызовут массовые волнения населения. В общем, все как у большевиков: «Мосты», «Почта», «Телеграф».
- Это утопия…
- Как сказать. Вспомни 2000-й. Зарплат не платят, олигархи жируют, ситуация накалена до предела и нужна только искра. Эти ребята приехали в правильную страну. Сняли квартиру на ЮТЗ, стали готовиться к работе…
- Все так серьезно?
- Ну да. Это молодые профессионалы, которые знали свое дело, были обучены и, самое главное, работали не за деньги, а за идею. В общем, настоящие национал-большевики. Только случайность спасла Николаев от взрывов на Центральном рынке и на «Колосе»…
- Какая случайность?
- Банальная. Представь себе: вечер, идет наш опер из Ленинского РОВД мимо «Мавзолея», который на проспекте Мира. Навстречу ему двигаются два молодых парня. Что-то ему в них не понравилось… До сих пор неизвестно что. В общем, он останавливает этих хлопцев, представляется и просит предъявить документы. Один лезет во внутренний карман, вытаскивает ствол и начинает среди бела дня расстреливать милиционера…
- Убил?!
- Нет, опер выжил. Его потом в БСМП вытащили. Естественно, весь наш народ поднялся. Нашли их сразу. Если память не изменяет, часа через полтора. Квартира, оружие, взрывчатка, валюта – полный джентельменский набор. Притащили их в РОВД, сам понимаешь, люди были нервные и тревожные, поэтому их главарь попал ко мне в плохом состоянии. Ничего говорить не хочет, тупо плюет кровью на пол, однако фамилию назвал. Даю ему протокол допроса - «с моих слов записано верно» и т.д. Он берет шариковую ручку, внимательно смотрит сквозь меня: «Что, майор, бумажку тебе подписать». – «Да подпиши уж, внизу слева…». Пауза, и… в доли секунды он тыкает себе ручкой в глаз… Кровища на весь кабинет, глазное яблоко падает в протокол… Вот так вот.
- А дальше?..
- Дальше… Дальше приехали злые эсбэушники, устроили истерику. Мы им, оказывается, все хатки поломали. Они этих ребят пасли с самого Казахстана…
Мы замолчали, и… потом сразу заговорили вместе.
- Подожди!.. Причем здесь скинхеды, это ведь национал-большевики, лимоновцы. Здесь культурным противостоянием и не пахнет. Здесь тупая, дебильная идея…
- Стоп, стоп. Не горячись. Всякая культура предполагает какую-то идею. Идея выступает мотивацией любого продукта. Картина, спектакль, балет и кино питаются идеями, которые витают в обществе. Национал-большевизм - это тоже идея. Другое дело, что культура, выросшая на этой почве, воспринимается не всеми и не всегда. В нацистской Германии она была воспринята…
- Ты сильно образован для мента. Причем тут Германия?..
- Да притом, что у твоих скинхедов нет идеи. Они не являются носителями даже оригинальной субкультуры. У них нет ничего отстраненного - одна прямая кишка и тестостерон…
Тестостерон
Первые скинхеды появились в середине 60-х в Англии. Это были рабочие – докеры из Глазго и Бристоля. Они презирали состоятельных стиляг – мажоров, агрессивно относились к хиппи.
Никакой идеологии не было. Скинхеды ни за что не боролись. Просто пили пиво, слушали ска – эклектичную музыку, смотрели футбол и устраивали уличные драки с инфантильными благополучными подростками. Скины коротко стриглись, чтобы в потасовке не схватили за волосы, носили тяжелые ботинки, военизированного покроя куртки и брюки.
В 1970-х в Великобритании начался экономический кризис. Правительство Тэтчер запустило в страну гастарбайтеров из своих бывших колоний. Пакистанцы и жители Ямайки стали демпинговать на рынке труда и обострили отношения с английскими безработными.
В тусовке скинхедов сразу появилось националистическое крыло, возродился древний лозунг «Власть белым!». В середине 80-х движение наци-скинов уже распространилось по всему миру.
В Николаеве «скиновское» движение началось в 1994 году, когда студенты НКИ создали панк-группу «Dachau». Позже, в 1997-м музыканты переименовали ее в рок-группу «Цирульня ім.Котовського». Лидером группы стал 31-летний Дмитрий Шевченко.
Местные скинхеды имеют размытую идеологию и позиционируют себя как праведники русского имперского шовинизма в украинском Причерноморье. Они претендуют на место русскоязычного националистического авангарда в Украине.
С 2005 года организация фактически превратилась в один из филиалов украинской секции международной скин-организации «Blood and Honour» («Кровь и честь»). Символика «корабельных скинхедов» - неонацистская. По данным правоохранителей общее количество скинов в Николаеве колеблется от 20 до 40 человек.
Они собираются на окраинах, в отдаленных пивных, помещениях для дискотек, а при хорошей погоде – в лесу. Иногда, чтобы быть в тонусе, беззлобно дерутся.
- … Скинхеды, по определению, не могут создать оригинальную субкультуру. – Мой собеседник ткнул в монитор. – Самураи? – Да! Здесь все честно, они и Deep Purple слабают, и арию из «Щелкунчика» споют. У наших бритоголовых этого всего нет. Я, кстати, был на концерте «Dachau». И что?! – Атональная музыка. Винегрет из металла, панк-рока с элементами регги. Жалкие потуги обрести гармонию. Собираются и орут как медведи в брачный период. Свастика, «зиг хайль» - все это уже было, ничего нового…
- Может быть, им это надо. В либеральном мире, где люди атомизированы, они не хотят чувствовать себя одинокими, брошенными… Плечо товарища рядом…
- Какое плечо товарища?! Они бьют нигерийцев и вьетнамцев не потому, что одиноки. Глубинная мотивация – мужское начало, избыток тестостерона. Африканцы, в основном, подвергаются нападению тогда, когда идут в компании с нашими барышнями. Тут начинает работать древний инстинкт - не дать своей самке совокупиться с особью другого вида или просто чужим самцом. Никакой идеи и близко нет. Обладание женщиной, еда и примитивные зрелища – вот основа этой культуры. Зайди к ним на сайт и почитай, что они на форуме пишут. Все вертится вокруг жратвы, «телок» и вокруг того, как грамотно «оттянуться в тусне». Тупая прямая кишка. Есть еще, к сожалению, и сопутствующее обстоятельство…
- Какое?
- Над этими бритоголовыми давлеет двухвековой менталитет закрытого города. Они создают свой примитивный мирок и пытаются защитить его всеми доступными способами. Почему в соседней Одессе никогда не было такого ажиотажа со скинхедами?
- …?
- Здесь у народа толерантность в крови. Здесь люди готовы к культурному диалогу, а значит, готовы к совместной экономике и политике. Тут никто не боится утратить свою самобытность. В Одессе можно спеть «Хава нагилу» на мотив «Правь Британия…» и все это спокойно воспримут.
Сегодня о скинхедах в Николаеве забыли. Тема «мертвая», но они еще проклюнуться. Вот посмотришь…
В ожидании пивного путча
Самураи закончили петь. Последние аккорды, взмах дирижерской палочки, аплодисменты.
- В Николаеве сегодня есть питательная среда для того, чтобы скинхеды начали дрейфовать от биологического расизма к просвещенному национализму. – Мой собеседник выключил монитор и вернулся к разговору. – Вот, смотри. – Протянул старую газету.
М-да, интересная статейка.
«В городе Николаеве был найден избитым гражданин Нигерии, проходящий обучение в Николаевском кораблестроительном университете им. адмирала Макарова. Утром молодого темнокожего человека с разбитой головой и в бессознательном состоянии нашли под стенами институтского общежития. Пострадавший сразу же был доставлен в БСМП, где медики констатировали у пациента сильнейшее алкогольное опьянение.
Стоит отметить, что это уже третье подобное происшествие с этим студентом, который в университете «славится» своим скверным характером. В конце прошлого года он, опять-таки, будучи пьяным, назвал коменданта общежития «белой обезьяной», после этого такие же определения полетели в адрес украинских студентов. Расплата последовала незамедлительно…
Кроме этого имели место еще несколько инцидентов, в частности, в одном из баров Николаева, где подвыпивший нигериец со спущенными штанами отборным матом крыл посетителей…».
- Журналист врет, - забрал газету и опять закурил, - этого африканца просто заклевали местные скинхеды, а информацию газета перепечатала с их сайта. Такой расистский фон культивируется в местных СМИ давно. Во всех бедах винят азербайджанцев, негров, евреев, армян и вьетнамцев. Город уже ментально готов к восприятию идей просвещенного национализма.
- Что такое «просвещенный» национализм?
- Это четко оформленная программа с ближайшими, промежуточными и конечными целями. Все очень скрупулезно прописано в манифестах Олега Тягнибока.
Современные власть и оппозиция давно перестали быть противовесами во внутренней политике. Теперь это бизнес со своими правилами игры. Проигравшие депутаты мигрируют в лагерь победителей, победители делят добычу побежденных. Украинская элита поражена глубокой эрозией и не хочет обновляться эволюционным путем.
На этом фоне Тягнибок со своей «Свободой» смотрится для некоторых привлекательно. Он не торговал своими убеждениями и не менял их в угоду того или иного олигархического клана.
Вчерашние николаевские скинхеды сегодня пополняют партийные ряды националистов. Сюда же подтягиваются активисты других неформальных молодежных организаций с размытой идеологией («Корсары» - футбольные фанаты, «черное» крыло ГК «Пора!», «Братство» и проч.).
- Следует ожидать пивных путчей?
- Все может быть в этом закрытом городе. Николаевские скинхеды – вчерашний день корабельного края. Сегодня «мертвая» тема наполняется опасным смыслом для живых людей. Если власть или оппозиционеры не дадут людям альтернативной перспективы, то у нас может запросто повториться мюнхенский путч…
Ладно, не будем о плохом, давай, еще раз послушаем самураев. Корабельному краю встреча культурных цивилизаций не грозит.