Почему больница скорой помощи в Николаеве оказалась под угрозой?

Вчера в 09:11
0
Почему больница скорой помощи в Николаеве оказалась под угрозой?

Почему больница скорой помощи в Николаеве оказалась под угрозой?

На минувшей неделе начальник управления здравоохранения Николаевского городского совета Ирина Шамрай совместно с профильным замом городского головы Анатолием Петровым провели брифинг для местных СМИ. Брифинг был посвящен актуальной теме: созданию так называемой «спроможной» сети медицинских учреждений в г. Николаеве. Слухи об очередном этапе медицинской реформы ходят уже давно и слухи эти, заметим, разные. Одни считают, что этот этап окончательно добьет украинское здравоохранение, другие – что на весь город останется только три больницы, а поликлиники вообще позакрывают и т. д.

Поэтому, для начала внесем ясность. 28 февраля 2023 года Кабинет министров Украины издал постановление № 174 - «Деякі питання організації спроможної мережі закладів охорони здоров'я». В соответствии с этим постановлением устанавливается порядок функционирования госпитальних округов и госпитальных кластеров, а также устанавливаются их границы.

Госпитальным округом, применительно к нашему региону, является Николаевская область. Все медучреждения в рамках госпитального округа делятся на три уровня:

- общие учреждения здравоохранения - оказывают первичную и неотложную медицинскую помощь: анестезиология, неврология, ортопедия и травматология, терапия;

- кластерные учреждения здравоохранения оказывают медпомощь более высокого уровня сложности с элементами уникальности (на этом уровне около 20 позиций, в том числе сосудистая хирургия, нейрохирургия, трансфузиология и т. д.);

- надкластерные учреждения здравоохранения – оказывают помощь еще более высокого уровня сложности (28 позиций, в том числе узкоспециализированная медицинская помощь: гематология, комбустиология, ревматология, торакальная хирургия, неонатология и т. д. )

На практике это выглядит так. Практически все бывшие ЦРБ (центральные районные больницы) попадают в первый уровень - общие учреждения здравоохранения.

Кластерные больницы появляются уже на уровне нынешних районных центров – как известно, в Николаевской области их всего 4. Что касается областного центра, то здесь вступает в силу еще одно положение, которым постановление было дополнено в ноябре 2024: в городах, с населением свыше 300 тыс. человек может быть несколько кластерных больниц из расчета 1 больница на 150 тысяч населения.

Надкластерный уровень создается только на уровне областного центра (по крайней мере, у нас, в Николаевской области). Надкластерными станут, например, Николаевская областная больница, областная детская больница, областной онкологический диспенсер и ряд других лечебных учреждений.

В постановлении есть еще много нюансов, но они скорее будут важны для специалистов в области организации здравоохранения, а не для широких читательских масс.

Один нюанс, впрочем, стоит того, чтобы о нем упомянули. В постановлении Кабмина четко определены сроки, отведенные на создание этой самой «состоятельной» сети медучреждений: все предложения должны быть поданы в Минздрав Украины до 1 мая 2023 года – то есть, более двух лет назад. Так что же, выходит, наши николаевские чиновники проспали столь важный момент и кинулись сегодня делать то, что все остальные сделали уже два года назад? Ничего подобного. Пунктом 5 постановления определяется особый порядок создания «спроможной» сети для 5 регионов: Автономной республики Крым, Луганской, Донецкой, Запорожской и Николаевской областей. Из перечня понятно, что речь идет о частично или полностью оккупированных регионах. Для этих областей предложения в Минздрав относительно создания «спроможной» сети учреждений здравоохранения должны быть поданы в течение шести месяцев после отмены военного положения.

Военное положение в нашей стране, как известно, никто не отменял, и особых перспектив по его отмене пока не видно. Отчего же вдруг засуетились николаевские медицинские чиновники? На уже упомянутом брифинге как-то невнятно прозвучало, что, якобы, сеть «спроможных» учреждений должна быть создана до 1 января 2026 года, однако такой даты в постановлении Кабмина № 174 нет.

Основная проблема в Николаеве возникла с формированием второго уровня – кластерных медучреждений. С учетом количества населения в областном центре, можно сформировать три кластерных медучреждения. Одно – 5-я городская больница в Корабельном районе, в основном, отвечает всем критериям и в объединение не нуждается. Два других кластерных учреждения планируется создать путем объединения:

-3-я городская больница в Дубках + 2-я детская больница + роддом № 3;

-1-я городская больница + 4-я городская больница + больница скорой медицинской помощи (БСМП).

Отметим, что в качестве одного из плюсов планируемого объединения Анатолий Петров радостно объявил перспективу сэкономить немало денег на административно-управленческом аппарате.

Почему больница скорой помощи в Николаеве оказалась под угрозой?

Больше всего проблем возникло с идеологией последнего объединения, там, где БСМП хотят «присоединить» к 1-й горбольнице.

На брифинге прозвучала следующая формула: к 1-й горбольнице присоединим БСМП, 4-ю больницу – и дело в шляпе. Именно так и было сказано: ПРИСОЕДИНИМ.

Подобная постановка вопроса вызывает не только большие сомнения, но и откровенное непонимание. Что значит – «присоединим»? Больница скорой медицинской помощи в Николаеве – уникальное лечебное учреждение и уникальность его определяется, прежде всего, ургентной направленностью. Идея создания больниц скорой помощи заключалась в том, чтобы собрать вместе все ургентные специальности: травматологов, хирургов, нейрохирургов и т.д. Идея оказалась плодотворной. Действительно, представьте человека, попавшего, например, в тяжелое ДТП: у него переломы рук и ног, сломаны ребра, тупая травма живота, пневмоторакс и серьезная черепно-мозговая травма. Соответственно, заниматься им должны травматолог, общий хирург, нейрохируг и торакальный хирург. Все вместе врачи этих специальностей есть только в БСМП. Соответственно, ни в одну другую больницу такого пациента не повезут – отправят в БСМП, где все эти врачи есть одновременно.

Ургентный характер лечебного учреждения определяет и высочайший профессионализм всего медперсонала, который здесь работает. Ведь решения здесь врач должен принимать быстро, точно и четко, средний медперсонал указания врача должен выполнять без промедления и беспрекословно. Все лучшие качества медработников БСМП в полной мере проявились в начале полномасштабного вторжения 2022 года. Например, после того, как ракета попала в здание облгосадминистрации, в больницу за короткий срок привезли несколько десятков раненых, причем, в основном, с тяжелыми ранениями. Такого количества врачей, которые бы справились с подобным потоком одномоментно поступивших тяжелых пациентов, в больнице просто нет. И, тем не менее, персонал БСМП отлично справился со своей задачей: своевременно оказали квалифицированную помощь всем – хотя казалось, что это невозможно. Все раненные были быстро отсортированы по допустимым срокам оказания медпомощи, обусловленной характером и степеню тяжести ранений. Не было никакой беготни, паники, обычной, в таких случаях, бестолковой суеты - все работали четко, быстро, слажено, хотя и с предельным напряжением сил. В результате, практически все раненные выжили.

Заметим, что данный пример является далеко не единственным.

И вот это уникальное медучреждение, со специалистами высочайшего уровня, хотят ПРИСОЕДИНИТЬ к первой горбольнице. Вновь акцентируем внимание на постановке вопроса: не первую горбольницу к БСМП, а БСМП к первой горбольнице. Это, как, например, если бы вдруг происходило объединение заводов, выпускающих «Месредес» и «Славуту» и было объявлено, что «Мерседес» присоединяют к «АвтоЗАЗ».

Автор ни в коей мере не пытается ставить под сомнение квалификацию врачей горбольницы № 1 – там тоже есть настоящие профессионалы. Хотя к лечебным практикам, применяемых в этом учреждении в период эпидемии коронавируса, когда практически всем ковидным больным назначали по два антибитотика, есть немало вопросов. Дело не в этом, а в том, что данная больница совсем другого профиля – достаточно сказать, что в ней нет даже своей хирургии. И как, интересно, директор 1-й горбольницы будет управлять «присоединнной» БСМП, в которой большинство отделений – хирургического профиля? Не понимая специфики, не имея соответствующей практики?

Скажем прямо: попытка «присоединить» БСМП к любой другой больнице означает тяжелый удар по всей николаевской медицине, последствия которого сегодня даже предположить сложно.

При этом, мы понимаем, что создание кластерных больниц в Николаеве неизбежно – такова политика государства в сфере здравоохранения. Однако создается впечатление, что идеологию такого объединения выбирали, руководствуясь не столько интересами дела, сколько конъюнктурными соображениями, желанием «убрать» тех, кто построптивее и поставить на их место угодливых да покладистых. Наверняка не последнюю роль в такой странной идеологии объединения сыграло то обстоятельство, что директор первой городской больницы Мария Грачева является депутатом горсовета от мэрской партии «Пропозиція».

Очевидно, что самым правильным будет осуществить создание кластерного медучреждения путем присоединения 1-й и 4-й горбольниц к БСМП, а никак не наоборот. То есть, изначально, уже на этапе объединения, ведущей должна быть именно БСМП. Только так удастся сохранить уникальность больницы скорой помощи в нашем городе.

Кстати, на нескрываемую радость Анатолия Петрова по поводу «экономии» на административно-управленческом аппарате, обратил внимание редактор «Новостей-N», присутствовавшая на брифинге, и задала вопрос: а что если попытаться сэкономить на самом городском управлении здравоохранения? Тем более, что такие идеи уже неоднократно высказывались в депутатском корпусе. По лицу Ирины Шамрай было видно, что вопрос ей не понравился, и сильно не понравился. На защиту Ирины Валентиновны тут же бросился Петров. Он рассказал, что в горздраве работают всего 11 человек и они выполняют очень большую работу, в частности, по привлечению грантов и т. д. На дополнительный вопрос о том, сколько, все-таки, стоит содержание городского управления здравоохранения, Ирина Шамрай ответила, что точно не помнит (что, согласитесь, странно: тут рассуждают об экономии – и тут же оказывается, что руководитель не знает бюджет собственного учреждения?), но обещала дополнительно сообщить. Дабы не утруждать Ирину Валентиновну, спешим уведомить ее, что бюджет городского управления здравоохранения составляет 6 миллионов 863 тысячи гривен. Штатное расписание горздрава составляет 15 человек. Можно неплохо сэкономить.

Что же касается утверждений о пользе, которую якобы приносит  горздрав… «Новости-N» провели своеобразный экспресс-опрос более тридцати николаевских врачей, среди которых три директора лечебных учреждений (по старому – главврачи) — анонимно, разумеется. Было задано всего два вопроса: «Насколько полезной для вас является деятельность Николаевского городского управления здравоохранения?». И «Насколько пострадает здравоохранение в Николаеве, если горздрав будет закрыт?». Практически все – за исключением одного(!) ответили, что никакой реальной пользы от этого управления нет, и его закрытие никак не повлияет на работу учреждений здравоохранения. Данный опрос, разумеется, ни в коей мере не претендует на репрезентативность, а все же повод для того, чтобы задуматься, дает немалый.

Впрочем, дело не в чиновниках – пусть себе занимают свои должности и дальше. А вот БСМП трогать не надо – последствия не заставят себя ждать и будут печальными для всех.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив