Памятник коммунальному хозяйству, или Как живут в центре Николаева в ХХI веке
Можно ли поверить в то, что в XXI веке, в центре полумиллионного областного центра люди могут жить в квартирах без туалетов и душевых? Причем, санузлов нет не то что в жилых помещениях, а в принципе в доме! А может ли жилой дом на центральной улице Николаева 71 год стоять без ремонта? Это при том, что стены покрыты плесенью и глубокими трещинами, крыша течет, балконы потихоньку разваливаются, а само здание постепенно оседает в наполненный водой подвал? Как оказалось, в Николаеве все вышеперечисленное вполне реально.
Глядя на новенькие девятиэтажки, стоящие вдоль ул. Садовой на квартале от ул. Скороходова до ул. Чигрина, и в голову не придет, что всего в 50 метрах за ними, в глубине дворов взору открывается совсем другая картина.
Пять корпусов дома № 46 по улице Садовой, построенных в 1939 году, похожи друг на друга, как близнецы — трехэтажные здания с облупленной штукатуркой, загаженными подъездами, перекошенными окнами и покрытыми плесенью сине-зелеными стенами. Но наиболее заброшенным выглядит самый отдаленный корпус №4. Здесь два подъезда, по восемь квартир на каждом этаже. Хотя квартирами называть жилые комнаты площадью по 16 метров и общие коридор и кухню, даже язык не поворачивается.Валентина Вельчинская живет в квартире №27 с двумя сыновьями и невесткой. По поводу состояния здания дома обращалась и в ЖЭК, и в горисполком — результата никакого.
- Просили рассмотреть хотя бы вопрос туалета! Как же так — ни в доме, ни на улице нет ни туалета, ни душевых! - говорит Валентина Николаевна. - У нас тут в каждой комнате ведерочко, выносим в старый заброшенный туалет, что за домом. Моемся в тазиках, по очереди...
Уличный туалет, которым пользуются жители, уже давно не числится на балансе ЖЭКа, там нет дверей, его не чистят.
В доме постоянно замыкает проводка, перегорает бытовая техника.
В квартире № 29 живет Галина Николаевна Прудник с дочкой и внучкой. Галина Николаевна парализована, нуждается в постоянном уходе и элементарных санитарно-гигиенических условиях обитания. Но в маленькой комнатке, где живут еще два человека, оборудовать хотя бы туалет возможности нет. Как и нет возможности сделать хоть какой-нибудь ремонт — на стенах трещины, окно заложено тряпками, потому как рама из-за треснутой стены вываливается на улицу. Прошлой зимой дочь Галины Николаевны Светлана получила обморожение ног, находясь в собственном жилище!
- Я не могу даже обмыть маму нормально, она ведь вообще не встает. Это не просто нарушение санитарных норм, а вообще, общечеловеческих, - говорит Светлана Васильевна. - Я приглашаю мэра нашего, Владимира Чайку, на «экстрим-шоу» — пожить в моей квартире вместе с парализованной мамой, без туалета, без условий — хотя бы на один день! Кстати, сам Владимир Дмитриевич недавно заезжал сюда — в рамках предвыборного турне. Парадного посещения с музыкой да танцами не вышло. Мэр, после долгих уговоров, с недовольным видом зашел в несколько квартир, покивал головой, поцокал языком — и уехал. Спешил на следующую встречу, более парадную.
Идти смотреть туалет он отказался — ну к лицу ли мэру в белой рубашке, дорогих туфлях и часах за двадцать тысяч долларов ходить по всяким там грязным уличным туалетам? На прощание пообещал жителям «направить письменный ответ по вашему вопросу». А проблем у жителей стареньких трехэтажек — только успевай перечислять. И так дышащую на ладан крышу «добивают» ветки разросшихся деревьев — жители уверены, что в ближайшее время просто произойдет трагедия: или дом рухнет из-за треснувших стен, или им на головы просто упадет крыша. Нина Захаровна Смирнова как раз живет на третьем этаже.
- Прошлой зимой из-за потекшей крыши в комнате у нас обои поотваливались, штукатурка посыпалась, стены в плесени, - рассказывает пенсионерка, живущая здесь с 1962 года. - Дом пришел в такое состояние за последние годы — раньше такого не было. Сейчас же его просто забросили, никто не следит.
Вместе с Ниной Захаровной в одной комнате живут дочь с зятем, внучка с мужем и грудной ребенок. Страшно даже представить, как в таких условиях люди выживают. И так — в каждой квартире, в каждой комнате. И никому нет дела — жители говорят, что на них обратят внимание, только когда что-то случится, произойдет трагедия. Не дай Бог, чтобы они оказались правы, но пока - за 70 лет! - руки у городской власти до этих нескольких домов в центре города так и не дошли, и, судя по отношению нынешнего руководства города, вряд ли дойдут. И так у нас везде и всюду в жилищно-коммунальном хозяйстве — крыши текут, стены валятся, балконы падают на голову, а к устам градоначальников будто прилипла отговорка «нет денег». Потому дом по ул.Садовой 46/4 можно смело считать позорным памятником жилищно-коммунальному хозяйству Николаева и десятилетнему правлению мэра Владимира Чайки.