Откровения олигарха Онищенко: «Я хочу стать следующим президентом Украины»
«Нойе оснабрюкер цайтунг» (Neue Osnabrücker Zeitung): Г-н Онищенко, что из себя представляет ваша жизнь — жизнь украинского олигарха, преследуемого на родине, живущего в эмиграции вблизи Барселоны и владеющего конно-спортивным клубом в Эмсланде?
Александр Онищенко: Да, такое бывает. К сожалению, я сейчас не могу сам управлять своим клубом в Херцлаке. Я сделал огромную ошибку, пойдя десять лет назад в политику. Политика — грязное дело. Сначала я хотел просто защитить свой бизнес, ведь если ты на Украине добился успеха, то правительство тут же захочет разделить его с тобой. В результате мы сейчас имеем в лице Петра Порошенко президента, обещавшего множество реформ, но ничего не сделавшего. Напротив: Порошенко всех обманул и пытается обогатиться еще больше, чем его предшественники.
— Но вы же поддерживали его во время предвыборной кампании.
— Верно. Но он сам и его правительство горько меня разочаровали.
— А раньше вам это ясно не было?
— Раньше я Порошенко хорошо не знал. Кроме того, вначале он показывал всем, какой он умеренный, как жаждет реформ. Этим он хотел убедить Запад в том, что он человек на своем месте. Поэтому я помог ему перетянуть всю власть на свою сторону. Когда же он ее получил, то понял, что больше его ничего не ограничивает. И он стал избавляться от тех, кто его поддерживал, или разрушать их финансово.
— Но эта практика Украине не в новинку, вспомните бывшего президента Виктора Януковича…
— Да, но Янукович действовал другими методами. Он давал крупным предпринимателям больше свободы, но требовал от них за это 50% прибыли. Было такое правило, десять процентов шли на оплату налогов, остаток делили пополам. Такова была четкая договоренность в первые четыре года его президентства. Но затем он стал требовать и доли в предприятиях. Этого олигархи терпеть не захотели. В результате это и привело к восстанию на Майдане в конце 2013 года.
— Вы хотите сказать, что протесты на Майдане инициировали олигархи?
— Так оно и есть. Конечно, недовольство было и у населения, потому что люди не видели четкой перспективы на будущее. Янукович не подписал тогда соглашение об ассоциации с ЕС, которое сблизило бы Украину с Западом. Тогда партии Юлии Тимошенко, Виталия Кличко и «Свобода» организовали протесты. Но именно мы, олигархи, привели все в движение своими деньгами.
— А Запад, США или американский предприниматель Сорос тоже в этом участвовали?
— Нет. Сорос попытался лишь несколько позже, когда искра уже вылетела, поддержать одну из партий. Денег тогда Запад не давал, в принципе все оплатили четыре олигарха, и я в том числе.
— Разве не студенческие протесты, которые Янукович хотел жестоко подавить, стали причиной того, что массы людей присоединились к протестам?
— Да, но и это было инсценировано и подготовлено некоторыми политологами в студенческой среде. Все организовывалось из одного центра, иначе переворот совершить нельзя.
— Каковы сейчас настроения на Украине? Согласно опросам, более 60% населения не поддерживают теперешнее правительство.
— Порошенко, конечно, набрался опыта на Майдане и действует очень умно. Но в принципе ситуация сейчас намного хуже, чем четыре года назад, людям в финансовом отношении приходится туго. И они знают, что Порошенко — коррупционер.
— Его имя всплыло и в «панамских документах»…
— Верно. Ему удалось взять под свой контроль все крупные предприятия в стране. Он добился банкротства 150 банков и прибрал к рукам их деньги. Кроме того, Порошенко ведет изощренную игру, натравливая одного олигарха на другого. Так, например, в начале года Дмитрий Фирташ заблокировал на Кипре около 800 миллионов долларов Рината Ахметова. Официально окружной суд Никосии заморозил эти деньги. Порошенко действует как когда-то Юлий Цезарь: он освобождается от конкурентов, побуждая их уничтожать самих себя.
— Поэтому вы называете его диктатором?
— Да. Но еще и потому, что он теперь контролирует и запугивает СМИ. Многие критически настроенные журналисты при Порошенко уже арестованы. Некоторых заставили исчезнуть.
— Тем не менее удивительно, что валюта и экономика все еще относительно стабильны. Это результат программ помощи Международного валютного фонда (МВФ)?
— Так и есть. Порошенко получает слишком много денег от Запада. У Украины за последние годы накопилось долгов на 100 миллиардов долларов.
— Но ведь деньги даются для осуществления реформ, о которых только что говорил и председатель бундестага Франк-Вальтер Штайнмайер (Frank-Walter Steinmeier) во время своего визита?
— Я думаю, Запад использует Порошенко только для войны с Россией на востоке Украины. Иначе он бы уже наверняка сидел в тюрьме. Только потому, что он готов продолжать игру и выступать против президента Владимира Путина, Америка его не бросает. Порошенко — марионетка. Перед тем как был избран Дональд Трамп, он был однозначно за Хиллари Клинтон (Hillary Clinton), теперь же он поет другую песню. Но Трамп ведет себя последовательно, он не хочет встречаться с Порошенко.
— А какой может быть интерес у Запада раздувать конфликт в Донбассе? До сих пор он был на пользу только России…
— Запад, прежде всего США, хотят сохранять санкции против России, потому что Путин стал слишком сильным. Это единственное средство воздействия, которое у них есть. А вот европейцы охотно бы стали вновь сотрудничать с Россией, но они подчиняются Америке. Германия только из-за поставок газа сильно заинтересована в хороших отношениях с Путиным.
— Вы все еще планируете выставить свою кандидатуру на президентских выборах 2019 года?
— Да. Президентские выборы состоятся 31 марта, точно в мой 50-ый день рождения. Я хочу, чтобы меня выбрали президентом.
— Почему?
— Украина заслуживает лучшего правительства. За последние годы я набрался большого политического опыта. Я намереваюсь стать президентом только на один срок, чтобы навести в стране порядок. Я вообще за то, чтобы каждый президент оставался на своем посту только один срок, чтобы он в середине срока не думал о следующих выборах, а решал бы свои задачи до конца.
— Вас должны включить в список кандидатов…
— Тут нет проблем. Согласно украинскому закону, я должен быть зарегистрированным на Украине в течение десяти лет, но не обязан там жить. Этот как раз мой случай, у меня украинский паспорт, я там прописан вот уже 48 лет, при том 25 лет по одному и тому же адресу. Я дольше живу на Украине, чем Порошенко, который приехал из Молдавии.
— Может ли Порошенко лишить вас паспорта, если вы долгое время проживали за границей?
— Нет, это было бы незаконно. Он не найдет для этого причины.
— Вы хотите организовать свою предвыборную кампанию из эмиграции?
— У меня своя собственная партии, «5.10», которая все для меня организует.
— Вы потому опубликовали книгу, в которой разоблачаете Порошенко как коррумпированного политика, чтобы потом самому вернуться в страну в качестве спасителя?
— Да, именно таков мой план. Книга уже пользуется огромным спросом на Украине. Ее, правда, нельзя купить в магазинах, но зато в интернете она идет нарасхват. Один из самых богатых украинцев сфотографировался с моей книгой — олигарх Игорь Коломойский. Он рекламирует меня, как и многие другие политики. Получился своего рода флэшмоб.
— Если в конце вам все-таки не удастся попасть в президентскую гонку, кого вы тогда поддержите?
— Я бы поддержал Юлию Тимошенко. Я уже и раньше это делал. В 2015 году она выиграла региональные выборы. Тогда Порошенко понял, что у него есть крупный конкурент. Прямо после этих выборов он стал меня преследовать юридическими средствами.
— Вы будете финансировать свою предвыборную борьбу из собственных средств?
— Да, полностью.
— И вас не в чем упрекнуть?
— Нет, я приобрел свои предприятия и управлял ими легально. Только в политике я выполнял грязные поручения. Но как раз такие методы я осуждаю теперь в моей книге.
— С какой стратегией вы начнете предвыборную борьбу?
— Я бы сделал олигархам на Украине следующее предложение: если раньше вы были готовы платить 50% прямо в кассу Януковича, то платите теперь 50% ваших прибылей государству и людям, на инфраструктуру и социальные проекты. Остаток вы можете вкладывать, куда хотите. Я дам гарантии экономической свободы. Крупные предприниматели охотно на это пойдут. Спецслужбы, таможню и финансовые органы я посажу на цепь, чтобы они работали в рамках закона, а не инсценировали и не придумывали уголовные дела, чтобы навредить бизнесменами.
— Чтобы убедить народ, вам понадобятся также СМИ…
— Я уже дал массу интервью на украинском телевидении перед миллионами зрителей. Долгое время я ждал подходящего момента, чтобы обратиться к общественности. Я тайно записывал разговоры с Порошенко, собирал доказательства для обвинений его в коррупции и, наконец, написал книгу, которая вышла и на немецком языке. И вдруг Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ) предлагает мне сделку, чтобы я больше публично не выступал против Порошенко. И этот разговор я тоже записал. Они предложили мне замолчать, и тогда они якобы прекратят дело против меня. Но теперь уже поздно.
— Побороть коррупцию, возвратить чувство безопасности предпринимателям и дать импульс экономике. Этого будет достаточно?
— Это самое главное. Экономика сейчас в плачевном состоянии. Все крупные предприятия, например, химический завод в Одессе, не работают. На экспорте на Украине ничего не делается. У нас много угольных шахт на Донбассе, но мы покупает уголь в Америке. Это разве не безумие? Правительство США знает, что Порошенко — коррупционер, но закрывает на это глаза, пока он сотрудничает с США. Сегодня он подписывает один миллиардный контракт о поставке угля, завтра еще один миллиардный контракт — на закупку новых поездов. Газ из России идет по нашим газопроводам в Словакию, и там мы его покупаем по двойной цене. Разве это не безумие?
— Но во время предвыборной кампании вам придется заниматься также проблемами Донбасса и Крыма. Каково ваше видение?
— Мое видение — это федерация, как в Германии. Донбасс получит автономное правительство, которое многое сможет решать самостоятельно. Но тем не менее регион останется в составе украинского государства. Другими способами разобщенность в стране не преодолеть.
— А что с Крымом?
— Я могу себе представить компромисс с Россией. Крым останется русским, Донбасс вернется назад в Украину.
— Вы верите, что сможете привлечь этой идеей избирателей?
— Да. Как нам вернуть Крым, если люди там этого не хотят? В Крыму живут в основном русские люди. Думаю, нам на Украине нужно быть реалистами и смириться с тем, что Крым нас покинул надолго. Но только не Донбасс.
— Порошенко уже заявил, что недавно открытый Керченский мост понадобится русским для отступления…
— Именно это я и имею в виду. Вместо того чтобы стараться реализовать минские соглашения и покончить с распрями, Порошенко все время подогревает конфликт и ругает Путина. Нам нужно быть готовыми сесть с Путиным за стол переговоров и найти дипломатическое решение проблемы. Иначе Украина не восстановит хороших отношений с Москвой. Порошенко же не посылает своих собственных детей на войну, а ведь уже сколько украинцев там погибли. Все предприниматели теряют на этом, только Порошенко становится все богаче и богаче.
Как вообще президент может быть олигархом? Вначале он же говорил, что оставит свой бизнес. Но это была ложь. Он как имел фабрику «Рошен» в России, так и сейчас имеет, он делает деньги на угольных шахтах Донбасса и в Крыму. А в это время пенсионеры получают в месяц 3000 гривен, в пересчете 100 евро. И из этих денег они должны платить за электричество и газ.
— Вы можете себе представить, что в будущем между Украиной и Россией будут хорошие отношения?
— Да, хотя бы потому что у нас общая культура и история. 30% населения Украины — русские. Мы всегда были одним народом, особенно после Второй мировой войны. Как Россия может быть нашим врагом? А как раз это сейчас — стратегия украинского правительства. Русские видят в нас братьев, многие украинские артисты выступают по российскому телевидению. С другой стороны, если россияне хотят приехать на Украину, то они часами стоят на границе. Многие украинцы уже эмигрировали, прежде всего, в Россию и Польшу.
— Вы знакомы с Путиным лично?
— Нет.
— Вы попытаетесь познакомиться с Путиным и Меркель, когда станете кандидатом в президенты?
— Нет, да и зачем мне это? Я сконцентрируюсь на своей программе и буду действовать просто и открыто, насколько это возможно.
Neue Osnabrucker Zeitung, Германия
Перевод: ИноСМИ