Мобилизация привела к острому дефициту рабочей силы в Украине
Мобилизация привела к острому дефициту рабочей силы в Украине
В Украине начинает ощущаться нехватка рабочей силы.
Тот же кадровый голод, который ослабил украинские войска, отражающие российский натиск на поле боя, снижает и производительность заводов, строительных площадок, шахт и ресторанов разоренной страны.
Дефицит людских ресурсов стал едва ли не главной проблемой украинских компаний. Работа кадровиков заметна осложнилась: поиск сотрудников отнимает все больше энергии. И это при том, что на фоне боевых действий зарплата превысила прежний уровень, зафиксированный до февраля 2022 года.
Вступивший в силу в прошлом месяце закон о мобилизации призван пополнить ряды ВСУ сотнями тысяч военнослужащих. Однако нехватка трудоспособных мужчин и женщин ложится тяжким бременем на большие и малые предприятия, составляющие основу военной экономики.
Это головная боль для Зеленского, который отчаянно пытается пополнить войска так, чтобы кадровый голод при этом не навредил ключевым предприятиям, которые удерживают экономику на плаву.
“Сейчас у нас идет противостояние на истощение, — заявил заместитель председателя Центробанка Украины Сергей Николайчук в интервью из Киева. — Очень тяжело выбирать между маслом и пушками”.
В дальнейшем проблема будет лишь усугубляться: война длится уже третий год, и Киеву придется как-то заполнять бреши, оставленные миллионами сограждан, которые либо бежали из страны, либо ушли на фронт, либо пали в боях. Пока ВСУ держат оборону под натиском нового российского наступления, экономика страны, уже сократившаяся на четверть с начала войны, грозит ослабнуть еще больше из-за нехватки рабочей силы.
Николайчук заявил, что обвал экономического производства по сравнению с 2021 годом связан с сокращением доступной рабочей силы примерно на 27% по сравнению с прежним уровнем. Трудовой вакуум, оставленный почти 6 миллионами беженцев, усугубляется уклонистами, растворившимися в теневой экономике.
Эту политическую проблему невозможно решить с помощью союзников, которые поставляют Украине боеприпасы и средства противовоздушной обороны. Живая сила — конечный ресурс, и у огромной России в этом отношении большое преимущество.
Кто будет работать?
На украинском металлургическом горнодобывающем концерне “Метинвест” со штатом почти в 60 тысяч человек пустует почти четыре тысячи вакансий. Компания отчаянно ищет рабочих на мартеновскую сталеплавильную печь на заводе в Запорожье на юго-востоке страны.
Директор по устойчивому развитию “Метинвеста” Татьяна Петрук рассказала, что на отбор 89 рабочих ушло три месяца непрестанных поисков. Для сравнения, по ее словам, раньше на это потребовался бы всего месяц. Прежде чем начать восстанавливать поврежденные мощности, компания должна сначала набрать сотрудников.
“Это не сырье, не оборудование и не техника. Приоритетный вопрос —кто будет работать и сможем ли мы вообще набрать людей", — сказала Петрук.
Найм осложняется тем, что мужчины неохотно идут работать в крупные компании, которые “на карандаше” у военкоматов. “Как-то раз военные комиссары вручали повестки прямо на входе — в том числе нашим соискателям”, — рассказала Петрук. По ее словам, около 15% работников “Метинвеста” ушли на фронт.
В опросе киевского Института экономических исследований и политических консультаций, проведенном в начале года среди украинских компаний, эта проблема заняла второе место после скачка затрат. Около половины признались, что столкнулись с нехваткой рабочей силы.
Министерства экономики, финансов и обороны Украины от комментариев отказались.
Заработная плата выросла
Кадровый голод в военное время подстегнул рост зарплат: работодатели повышают выплаты, чтобы удержать оставшихся работников. Инфляция снизилась почти до 3% с пика в 27% после российского вторжения, и центральный банк Украины упомянул об этом явлении в докладе по инфляции: ожидается, что зарплаты с учетом роста цен в следующем году превысят “мирный” уровень.
Старший экономист киевского Центра экономических стратегий Владимир Ланда сказал, что правительство должно заботиться о потребностях бизнеса, даже наращивая вооруженные силы.
“Причина проста: у Украины недостаточно средств для значительного увеличения войск”, — сказал Ланда.
Закон о мобилизации дает жизненно важным предприятиям бронь от призыва, которой может воспользоваться до 50% сотрудников-мужчин.
Но проблема уже сказывается по всей Украине. В киевском метро скоро будет курсировать меньше поездов, поскольку бегство за рубеж и призыв на воинскую службу вызвали “значительный дефицит” рабочих рук, который будет лишь усугубляться по мере того, как мобилизация набирает обороты. А в Николаеве, южном городе близ линии фронта, из-за мобилизации водителей пришлось сократить автобусные маршруты, сообщил мэр Александр Сенкевич.
Для Илариона Саука, совладельца нескольких ресторанов в Киеве, кадровый вопрос стоит острее других проблем. Прежде всего, это нехватка персонала для приготовления пищи и уборки — раньше этим занимались покинувшие страну женщины.
Другой острый вопрос — это призыв на воинскую службу, который уже урезал штат примерно на десятую часть. По словам Саука, многие мужчины не решаются работать вдали от дома, поскольку по городу рыскают военные патрули, вылавливающие уклонистов.
“Иногда владельцам приходится самим мыть посуду”, — посетовал Саук в интервью.
“Серый” найм
Руководитель проектов киевского кадрового агентства Resorcer Юлия Кузенкова говорит, что фирмы все чаще нанимают мужчин на сдельную оплату, поскольку многие из них не хотят обновлять резюме, чтобы не привлечь внимание военкоматов.
По ее словам, многие также нанимают женщин на работу, которую прежде выполняли главным образом мужчины (в частности, в горнодобывающей промышленности). Кроме того, многие нанимают студентов или даже приглашают персонал из-за границы, в том числе мигрантов из Турции, сказала она.
"Компании делают упор либо на обучение и переподготовку уже имеющегося персонала, либо нанимают студентов, — сказала Кузенкова. — Они наращивают собственный кадровый резерв".
Петрук из “Метинвеста” не исключает, что дефицит приведет к эффекту домино, поскольку сбор налогов сократится и в итоге пострадает армия. В результате предприятиям придется сократить производство.
“Если призыв продолжится такими темпами, нам придется остановить часть производства, поскольку рабочих рук будет физически не хватать”, — заключила она.
Bloomberg, США