Кто отвечает за николаевские дороги?

10.08.2020 в 19:01

На вопрос, который наверняка хотя бы раз задавал каждый водитель Николаева: «Кто отвечает за городские дороги?» – оказывается, не так просто ответить. Есть в городе КП «ЭЛУ автодорог» (коммунальное предприятие «Эксплуатационно-линейное управление автодорог»). Казалось бы, само название этого КП говорит само за себя, оно и в ответе за состояние наших дорог. Но, выясняется, это не совсем так, а точнее – совсем не так. С актуальными «дорожными», и не только, вопросами «Новости-N» обратились к директору данного предприятия Виталию Шевченко.

Работа не для заработка

- Виталий Владимирович, когда Вы возглавили КП «ЭЛУ автодорог»?

- В апреле 2019 года.

- До этого кем работали?

- Мой трудовой стаж – 12 лет работы в банковской системе, 11 из них на руководящих должностях.

- Только в Николаеве?

- В Николаеве, в Херсоне, в Одессе, в Киеве.

- Как вы попали на должность директора «ЭЛУ автодорог»? Кто рекомендовал или предложил?

- Мне эту должность предложил Александр Федорович Сенкевич.

- Вы раньше были знакомы?

- Да. Я знаю его с 2007 года, знаю с хорошей стороны и как клиента банка, и просто как очень порядочного человека.

- Сомнения были, когда он вам предложил эту должность?

- Никаких. Понимая всю ответственность, я сказал: «Пойду и буду работать». Я вам больше скажу: я пошел на эту должность с большей долей социальной ответственности, чем кажется многим. Я прекрасно понимаю, что это не работа для заработка, это работа, которая больше накладывает социальный отпечаток. Вы сейчас можете мне не верить, но если придете сюда поработать хотя бы на полгода, ваше мнение поменяется.

- Какое у вас образование?

- Финансы и банковское дело.

- То есть, у вас нет специального образования по дорожному строительству?

- Нет.

- У Вас финансовое образование, и вдруг – дорожное строительство. Как это связано?

- А с чего вы взяли, что КП «ЭЛУ автодорог» занимается только дорожным строительством?

- Из самого названия предприятия. Разве оно не красноречиво говорит о дорогах?

- Люди считают, что если это «ЭЛУ автодорог», то оно должно заниматься ремонтом дорог…

- Разве не так?

- Мы делаем хозяйственную работу, не обязательно связанную с дорогами. Предприятие находится на полном хозрасчете. Департамент ЖКХ проводит тендеры, мы смотрим: если мы можем сделать эту работу, мы участвуем в тендере.

«Горожане неправильно понимают сферу нашей ответственности»

- Хорошо, давайте уточним: за что все-таки прямо отвечает возглавляемое Вами предприятие?

- На балансе предприятия сегодня находится часть – внимание! – часть городских дорог, часть «ливневок» и часть так называемых штучных сооружений, а именно – мостовых переходов, таких как Южно-Бугский, Ингульский, Ингульский понтонно-пешеходный, Аляудский и Широкобальский.

- Мы с Вами подробно говорили об Ингульском мосте в связи с недавней его самопроизвольной разводкой. Но это был экстренный случай. А что вы делаете на мостах постоянно? Известно, что Варваровский и Ингульский мосты находятся на балансе Службы автомобильных дорог (САД), и в то же время – на вашем балансе. Как это?

- Мы обслуживаем электротехническое оборудование, которое находится на разводной части мостов. Объясню на примере Варваровского моста: его центральная опора – это огромный редуктор, с большим количеством электромеханических частей, которые сделаны 60 лет назад. Все это надо грамотно эксплуатировать, своевременно обслуживать, ремонтировать. На балансе САД – только дорожное полотно, опоры моста – наши. Тоже самое на Ингульском мосту. Многие ошибочно связывают нас с дорожным покрытием, мол, на мосту плохое покрытие – значит, виновато «ЭЛУ». То же самое с остальными дорогами города. Все считают, что дороги – наши и мы за них ответственны. Я хочу, чтобы в этом вопросе была ясность.

- Вы говорили, что только часть городских дорог у вас на балансе. Какая это часть в процентном отношении? Если взять главные улицы города – какие ваши, какие не ваши?

- У нас около 40% всех городских дорог. В ведении Службы автомобильных дорог находятся те улицы, которые являются продолжением региональных трасс. Например, проспект Героев Украины, Никольская от Пушкинской в сторону выезда из города, старая очаковская трасса, въезд в город со стороны Херсона до улицы Новозаводской, Баштанское шоссе до улицы Космонавтов.

- А основные городские магистрали? Начнем с Центрального проспекта…

- Проспект Центральный (Ленина), проспект Богоявленский (Октябрьский), улицы Чкалова, Пограничная (Чигрина), Космонавтов, проспект Мира – это все наше.

- Значит, надо понимать, если водители, мягко скажем, недовольны состоянием этих улиц, то это недовольство они должны направлять в ваш адрес, то есть «ЭЛУ автодорог»?

- Нет, не в наш адрес.

- Вы же сказали – это ваши улицы?

- Мы являемся балансодержателями, но мы не являемся прямыми получателями или распорядителями бюджетных средств. Ответственность за дороги несет тот, кто платит. Это городской совет, депутаты, прежде всего, члены бюджетной комиссии – они решают, дать деньги на дороги или не дать. А уже когда они выделили деньги, департамент ЖКХ определяет, на какой улице более критичное состояние, а на какой менее. Он объявляет тендер, и если мы можем сделать ту или иную работу, если у нас имеются, к примеру, асфальтоукладчики соответствующие, катки и т.д. – мы участвуем в тендере, беремся и делаем конкретную работу.

- Вы хотите сказать, что «ЭЛУ автодорог» всего лишь один из исполнителей?

- Совершенно верно.

- Как тогда понимать термин «балансодержатель»? Что стоит за этим понятием в данном случае?

- В данном случае это клеймо козла отпущения. Знаете, сколько я заплатил в этом году штрафов?

- Нет.

- 39 тысяч гривен. Своих собственных.

- Это за что? За ненадлежащее содержание дорог?

- Считается так.

- А в каких случаях накладывается штраф?

- А это в тех случаях, когда хорошее или плохое настроение у господина Котенева Дениса Сергеевича.

- А кто это?

- Начальник отдела безопасности дорожного движения патрульной полиции Николаева.

- То есть, получается, денег на ремонт улиц вам не дают, а отвечать за отсутствие ремонта вы должны. Да еще и личным карманом?

- Да, штраф накладывается не на предприятие, а на директора лично. По одной только улице Новозаводской только в этом году Котенев выписал мне четыре штрафа.

- И какой выход? Вы пытались как-то найти с ним общий язык?

- Пытался. И по-человечески объяснял, что у меня тоже семья, и официально, с юристом к нему приходил. Но у него план по штрафам, этот план ему нужно выполнить. Когда я ему сказал, что это уже до маразма доходит, он ответил, что штрафует меня меньше, чем должен. Я пробовал с ним судиться, что-то выиграл, что-то проиграл, но ничего не остается, кроме как снова обращаться в суд в связи с неправомерностью его действий.

- Но если это так, как вы говорите, то получается, что город совершенно неправильно понимает ваши задачи и вашу ответственность?

- Да, город совершенно неправильно понимает наши функции, и все шишки сыпятся на «ЭЛУ», горожане считают, что ВСЯ ответственность за эти ямы на дорогах лежит на нас. Как я уже объяснил, это не так.

На городские дороги нужно полтора миллиарда в год


- Во время избирательной кампании в 2015 году Сенкевич много говорил о городских дорогах. Что их состояние ужасное, что нужно менять подходы к строительству и ремонту дорог, внедрять новые технологии и прочее. Прошло пять лет – а никаких изменений не видно. Как были плохими дороги, такими и остались. Отсюда два вопроса? Почему? И что нужно сделать, чтобы состояние дорог заметно улучшилось?

- С вашего позволения отвечу сразу на второй вопрос: «Что нужно сделать?» Ответ: нужно иметь деньги.

- Ну это понятно, так всегда говорят.

- А вы где-нибудь видели хорошие дороги без соответствующих вложений?

- Хорошо, деньги. Сколько? В 2018-м кто-то в горсовете посчитал, что на приведение всех дорог в надлежащее состояние нужно 3,7 миллиарда гривен

- Может быть. А теперь сравните цифры: до конца года мы планируем получить по тем тендерам, которые уже прошли и в которых мы еще будем участвовать, порядка 7,5 миллионов гривен.

- Это всего на ямочный ремонт?

- Всего. Что можно сделать за такие деньги?

- Этого, наверное, даже на зарплату не хватит вашим работникам…

- Совершенно верно, на зарплату требуется, с учетом всех выплат, 8,1 млн.

- Возьмем отдельно ямочный ремонт: в каком объеме вы его проводите в городе?

- В прошлом году из четырех районов города мы выполняли работы только в одном. И то – выиграл тендер другой участник, мы пошли к нему на поклон, просто просили «помогите» – и Сергей Владимирович Шульгач, спасибо ему, отдал нам на субподряд Центральный район. В этом году мы выиграли три тендера, это только Центральный район, да и то путем тотального демпинга, мы понимали, что будем делать только самый минимум, заделывать самые критические ямы.

- На чем же тогда зарабатывает предприятие? Чем вы вообще занимаетесь?

- Как я уже сказал, предприятие обслуживает электротехническое оборудование, которое установлено на Варваровском и Ингульском мостах, мы поддерживаем понтонные мосты…

- Кстати, пешеходный понтонный мост через Ингул тоже, как известно, аварийный. Что там делается? Он ваш?

- Полностью наш. Там два понтона проблемных, пятый и шестой. Мы поднимали вопрос их замены еще зимой. Пятый еще постоит, но лучше раньше заменить, а шестой уже не залатаешь, практически полностью прогнил. Тендер на закупку одного понтона уже объявлен, в нынешнем году он будет заменен. На днях мы были на мосту, в присутствии мэра, начальника департамента ЖКХ, я говорил: давайте заменим два понтона, чтобы в следующем году не пришлось менять снова. Сейчас в департаменте ищут возможность какие-то средства перераспределить, что-то ужать, возможно, будет объявлен тендер и на второй понтон.

- На двух пролетах моста нет никакого покрытия, голый металл, зимой скользко, люди падают, ломают руки-ноги. Разве так сложно привезти пару машин асфальта?

- Должен заметить, что там нужен асфальт повышенной прочности, который в Николаеве никто не делает. Но я прислушаюсь к вашим словам, мы подумаем, что там можно сделать.

- Итак - ваши мосты. Еще что?

- Ливневая канализация. Но опять же, мы ее обслуживаем в рамках тендеров: нам нарисовали техзадание, улица такая-то, делаем колодец. Еще в наши обязанности входит зимнее содержание дорог, в этом году его не было. Плюс уборка городских дорог, квартальных проездов, улицу Соборную, например, мы убираем.

- Мосты, ливневки, зимнее содержание, уборка и ямочный ремонт. Все?

- Еще, отдельно добавим, корчевание пней. У нас есть для этого трактор с пнекорчевателем.

- Но резать деревья – это же не ваша задача? Кто заказывает эту работу?

- Основными заказчиками являются департамент ЖКХ и администрации районов.

- Мы вспомнили улицу Новозаводскую, это давняя «незаживающая рана» на теле городской дорожной сети. В непогоду все фуры идут по улице Космонавтов. Что с ней делать, с ее ямами, ливневками?

- Ну, ливневки там в таком состоянии, что с ними что-то делать бесполезно. Мое мнение – улицы Новозаводскую, Турбинную, Железнодорожную надо капитально ремонтировать.

- Какая, на Ваш взгляд, нужна сумма, чтобы сделать Нозаводскую и Турбинную?

- По моей оценке – до ста миллионов гривен.

- Почему мэр до сих пор не обратил на эти улицы должного внимания?

- Не надо сюда вплетать мэра, он хочет, но деньги выделяет депутатский корпус. Из уст мэра Новозаводская звучит чуть ли не на каждом совещании.

- Давайте определим, какую часть вашего бюджета занимает ямочный ремонт?

- В прошлом году мы заработали 30 миллионов гривен, из них ямочный ремонт стоил 6 миллионов, то есть это всего лишь пятая часть.

-Тогда снова возникает вопрос: кому горожане должны предъявлять претензии за плохое качество дорог?

- Ответ прост: тому, кто распределяет бюджетные деньги. Наверное, не только члены бюджетной комиссии горсовета, а каждый депутат каким-то образом на это влияет.

- В таком случае ответственность какая-то размытая получается, не видно конкретного ответственного.

- Вы намекаете, что я, не имея средств из бюджета, должен отвечать за городские дороги только потому, что в названии предприятия есть слово «дороги»?

- Нет, я все еще хочу увидеть ответственного за дороги в городе.

- Я думаю, должно быть так: депутаты решили, вот у нас бюджет – 5 миллиардов, наши инженерные сети и дороги пришли в негодность, давайте выделим половину бюджета на их восстановление. Тогда всем все будет ясно. Но сегодня есть программы, не буду их называть, на которые выделяется в десять раз больше, чем на сети и дороги. Возможно, кому-то это нужно, но правильно это или нет, пусть решают горожане. Если бы каждый год выделялось на дороги полтора миллиарда, через пять лет мы превратили бы их в европейские.

- Что ж, будем ждать это золотое время. И напоследок, чтобы яснее представить ваши возможности: какой у вас штат, сколько техники?

- У нас чуть более 50 единиц техники, работает на предприятии 90 человек, 11 из них – инженерно-технические работники, остальные – водители, дорожники, механизаторы. У нас 26 водителей и, как правило, за одним водителем закреплено две единицы техники. Зимой он работает на снегоуборочной машине, летом возит людей на «Газели». Нет смысла держать армию водителей, которые работали бы только зимой.

- Тем более, когда зимой зимы нет…

Беседовал Анатолий Росич

Заключительную часть интервью с Виталием Шевченко читайте в ближайшее время на нашем сайте.

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив