Френсис Фукуяма: разделение в Украине сменилось чувством национального единства
Френсис Фукуяма: разделение в Украине сменилось чувством национального единства
Известный американский философ Френсис Фукуяма дал обширное интервью британскому еженедельнику The Spectator. Интервью в целом касалось взгляда философа на судьбу западного либерализма и и его возможным альтернативам. Вместе с тем, значительное внимание Фукуяма уделил и сегодняшней ситуации в Украине. Предлагаем вниманию наших читателей «украинскую» часть интервью Фукуямы.
— Переходя к Украине. Во многих разговорах, которые ведутся сейчас вокруг этого в СМИ, говорится: "Это решающий момент — это линия фронта войны либерализма против тирании или автократии". И мне интересно, считаете ли вы это правильным? Вы считаете, что украинцы борются за идею, или они борются за тимос, или за свой национализм и чувство родины?
— И то, и другое понемногу. На самом деле в течение последних семи или восьми лет я проводил много времени на Украине, и у меня есть много украинских друзей. И никто не делает ни того, ни другого. Все они борются за свою независимость и суверенитет, даже если и не живут в демократическом государстве. Но я думаю, что в Украине люди оценили тот факт, что они живут в свободном обществе. Они могут критиковать правительство, они могут говорить, что хотят, и они хотят это защищать. И они не хотят, чтобы Путин это у них отнял. То, что они делают, — это сочетание патриотической защиты свой страны и ее суверенитета. Я думаю, что все мы заинтересованы в том, чтобы поддержать это, потому что на карту в нынешней спецоперации поставлено существование широкого либерально-демократического порядка. Это борьба не только за эту страну, Украину. На самом деле это попытка повернуть вспять всею экспансию царства либеральной демократии, имевшую место после 1991 года и распада бывшего Советского Союза.
— Украину вы упоминаете как бы в скобках в своей книге. Там, ссылаясь на то, что вы много работали в этой стране с учеными-исследователями либеральных идей, вы говорите еще и том, что еще до начала российской спецоперации на Украине был самый тоталитарный олигархический контроль над СМИ, самый жестокий во всем мире. Эти ваши слова меня очень удивляют, потому что, занявшись Украиной совсем недавно, я вынес впечатление, что это необычайно плюралистическая и либеральная демократия.
— Вплоть до самого начала российской военной операции самой большой проблемой на Украине была коррупция. А такой размах коррупции возник там из-за того, что большая часть экономики принадлежала шести или семи олигархам, которые были своего рода побочным продуктом распада Советского Союза. Примечательно, что сейчас эта структура разрушилась. Украина пережила рождение нации, которое действительно было бы невозможно без российской спецоперации. Так что все олигархи разбежались. Их имущество конфискуется или уничтожается.
— Конфискуется русскими?
- Конфисковано русскими. Например, у Рината Ахметова, крупного пророссийского олигарха на востоке Украины, русские только что разбомбили его крупнейший сталелитейный завод. До спецоперации он был настроен пророссийски. Но сейчас никто из русскоязычных, насколько я вижу, не испытывает симпатий к России.
Я думаю, что все прежнее разделение сменилось чувством национального единства вокруг идеи свободной Украины. Так что Владимира Путина будут помнить как одного из отцов украинской нации, когда все это закончится.
— А Зеленский, которого большинство из нас теперь воспринимает как президента-героя, как вы оценивали его до того, как все это произошло? Разве он не был глубоко замешан в связях с олигархами? Разве он не правил под их контролем?
— В гораздо меньшей степени, чем другие украинские политики. На момент своего избрания он был связан с Коломойским. И было много подозрений, что он действует от его имени. Я думаю, что после того, как его избрали, он доказал, что на самом деле это не так. Вы знаете, он сейчас действует даже против интересов Коломойского. Произошла большая отмена приватизации, которую олигархи пытались оспорить, но Коломойскому это не удалось. И я думаю, что в Зеленском примечательно то, что, будучи кандидатом-аутсайдером среди других кандидатов, которые гораздо больше представляли олигархические интересы, он победил. Это указывает на то, что украинский народ в целом действительно хотел аутсайдера, не связанного ни с одной из существующих коррумпированных элит. После его избрания те же самые олигархи попытались подкупить парламентариев из его президентской политической партии. Так что острая борьба здесь продолжается до сих пор, но я думаю, что Зеленский свободен от олигархического контроля в гораздо большей степени, чем предыдущие политики.
— Так что его избрание, по вашему мнению, могло бы быть примером либерализма?
— Безусловно. И демократии. То, что было бы невозможно, например, в России.
Ёсихиро Фрэнсис Фукуяма — американский философ, политолог, политический экономист и писатель японского происхождения. Старший научный сотрудник Центра по вопросам демократии, развития и верховенства права в Стэнфорде. До этого занимал должность профессора и руководителя программы международного развития в Школе перспективных международных исследований Университета Джонса Хопкинса. С февраля 2012 года — ведущий научный сотрудник Института международных исследований Фримена Спольи при Стэнфордском университете.
Фукуяма стал известен благодаря книге «Конец истории и последний человек» (1992), в которой провозгласил, что распространение либеральных демократий во всём мире может свидетельствовать о конечной точке социокультурной эволюции человечества и стать окончательной формой человеческого правительства. Его работа была переведена более чем на 20 языков и вызвала широчайший резонанс в научной среде и средствах массовой информации.
В статье, опубликованной в начале марта 2022 года в американском журнал "American Purpose" Фукуяма предсказал полное поражение России в войне с Украиной.