Цена предпринимательской беззащитности
В адрес редакции «Новостей-N» пришла статья анонимного автора, подписанная стандартно-стереотипным псевдонимом «Константин Шувалов».
Автор пытается анализировать становление так называемого «третьего сектора» гражданского общества в Украине на примере деятельности профсоюза работников малого и среднего бизнеса «Єднання», возглавляемого Еленой Герасимчук.
Многие высказываемые тезисы и выводы анонимного автора носят, мягко говоря, спорный характер, однако редакция «Новостей-N» решила, что статья все же может представлять интерес для николаевского читателя — прежде всего, в полемическом плане.
Предлагаем вниманию наших читателей данный материал с незначительными редакционными купюрами.
Думаю, каждый хоть раз слышал из уст руководства нашей страны во все времена независимости Украины о том, что мы строим гражданское общество, которым так гордятся развитые демократические государства. Было время, когда с экранов телевизоров, страниц газет и университетских учебников отдельные институты гражданского общества, а именно так называемый «третий сектор», преподносились чуть ли не как панацея от всех бед. Что такое третий сектор гражданского общества, Вам сегодня скажет любой студент-третьекурсник гуманитарного вуза. «Третий сектор» - это некоммерческие организации. В теории «третий сектор» должен являться неподконтрольным государству и отдельным бизнес-структурам, так как множественность источников финансирования делает его относительно независимым как от государства, так и от бизнеса. Также бытует мнение, что некоммерческие организации лучшим образом выполняют социальные и общественные функции, чем само государство и структуры, управляемые им, так как самими организациями третьего сектора управляют их члены и только в рамках основной цели конкретной организации.
На волне подобного, но более широкого теоретического обоснования и примеров эффективного функционирования таких структур за рубежом, в Украине массово стали появляться всевозможные общества, объединения граждан, общественные, благотворительные и профсоюзные организации. Эти организации создавались и продолжают создаваться для достижения социальных целей, для защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Появилось даже такое понятие, как неправительственные организации. Это те же организации, но выполняющие функции регулирования каких-то социальных сфер жизни людей, не прибегая к помощи госорганов.
Особо заметно влияние подобных структур на процессы, происходящие в Украине, по мнению многих экспертов, стало ощущаться в 2000-х. Очередной толчок их развитию был дан в 2004 году, во время «оранжевой революции», и в 2010 – с началом внедрения реформ, заявленных президентом Виктором Януковичем.
Учитывая то, что нам всем с завидной периодичностью с разных сторон пытаются вбить в голову, что народные избранники и чиновники всех уровней - это нанятые нами «слуги народа», весьма сложно поверить в то, что они делают все, чтобы работать на благо нас же. Скорее наоборот, бытует мнение, что «слуги народа» совершенно не защищают интересы ни громады, ни граждан, ни предпринимателей, поэтому многие и вынуждены искать панацею от всех бед именно в организациях «третьего сектора». Но в этом плане в Украине и в Николаеве, в частности, мягко говоря, не все гладко.
Если говорить о предпринимательстве, то бюрократическая система, космические налоговые поборы, бесконечные проверки, коррупция – уж это все точно не способствует развитию бизнеса, а, как следствие, вынуждает его работать «втемную» и искать защиту где угодно. К примеру, новый Налоговый кодекс не решил существовавшие проблемы, а некоторые считают, что даже добавил новые, поэтому предприниматели бросились искать поддержки в первую очередь у власти. Но нужно понимать, что сколько бы во властных кругах любого уровня не заверяли, что нерадивых чиновников будут увольнять за бездействие в вопросах защиты интересов бизнеса, сколько бы не кричали «смотрящие от власти», что закон превыше всего, известно всем – без блата в этой стране никуда. Вот и вынуждены были предприниматели искать другие способы добиться справедливости, защитить свои законные права. Главное - они осознали, что нужно не молчать, а для большего эффекта еще и объединять свои усилия, дабы не остаться один на один со своей проблемой. В результате, после «налогового майдана», как грибы после дождя, начали появляться всевозможные профсоюзы, общественные организации, и множество других объединений, которые декларировали своей целью защиту предпринимательства. Не остались в стороне и уже существовавшие объединения, которые смекнули и переформатировали свою деятельность в «популярное в наше время» русло.
Результативна ли деятельность оных? Некоторых, однозначно, да. А вот насколько отдельные из подобных объединений отвечают критериям организаций «третьего сектора», это уже большой вопрос. В Николаеве, например, уже достаточно давно функционирует профсоюзная организация работников малого и среднего бизнеса «Єднання» под чутким руководством Eлeны Гepacимчyк, позиционирующей себя как представителя именно «третьего сектора», и к этой организации, учитывая последние события, как мне кажется, нужно присмотреться более внимательно.
Если существует целая профсоюзная организация, которая призвана защищать малый и средний бизнес, да еще и с таким активным лидером, как Елена Герасимчук, можно ли говорить о том, что николаевские предприниматели защищены? Наверное, да, скажите вы, ведь эта женщина грудью идет на амбразуру, защищая «своих» (в данном случае, ключевое слово именно своих) бизнесменов! Но все ли золото, что блестит?
Еще несколько лет назад о профсоюзной организации «Єднання», как, в принципе, и ее руководителе, никто ничего особо не слышал, несмотря на то, что существует она с 1997 года, а Герасимчук пришла к руководству в 2005.
И все бы шло своим чередом: семинары, дружественные встречи с чиновниками, выезды в районы… В общем, все в обычном режиме, ведь на Николаевщине профсоюзные организации, входящие в областную федерацию профсоюзов, никогда не славились конфликтностью и были максимально лояльны к власти. Но вдруг на голову свалился нежеланный Налоговый кодекс. Конечно, как любой общественный лидер, Елена Герасимчук не могла пропустить такой повод и встала на защиту бизнеса.
Многие помнят, как ее резкое словцо в адрес власти и призывы к предпринимателям защищать свои права собирали в Николаеве многотысячные площади против Налогового кодекса. Многие помнят, как негодовал губернатор Николаевской области, когда Елена Герасимчук подымала неудобные вопросы и как за ней готовы были идти предприниматели.
Ожидая предоставления компетентной правовой помощи, в профсоюз «Єднання» потянулись люди, и это несмотря на, мягко говоря, недетские вступительные взносы.
«Вот оно, «третий сектор» встал на защиту малого и среднего бизнеса. Наконец-то мы делаем шаги к построению настоящего гражданского общества», - думалось тогда, но, как оказалось, это была всего лишь иллюзия.
Власть в столице сделала несколько правильных стратегических шагов и страсти поутихли, а защитники общественных интересов еще больше, чем прежде стали «дружить» с властью, к которой еще недавно было много вопросов и которые так и остались нерешенными.
Что же произошло, что заставило такого радикального общественного лидера, как Елена Герасимчук, замолчать, а потом еще и до неприличия любезно кланяться представителям областной власти во время выступлений на Совете пpeдпpинимaтeлeй? Ведь, согласитесь, что негоже так себя вести перед теми, кто не смог создать условия для недопущения краха бизнеса многих. И это на глазах у людей, оказавших ей на тот момент уже двойное доверие.
Тогда еще можно было подумать, что Герасимчук, будучи в эйфории от неожиданно свалившейся на нее популярности, а затем и должности при Кабинете Министров (глава областного профсоюза предпринимателей вошла в Координационный совет при Кабмине), просто оказалась жертвой чиновничьей системы… Но, как показало время, подобные попытки оправдать действия профсоюзного лидера не имеют ничего общего с действительностью.
Сегодня, все чаще и чаще можно услышать мнение, что Елена Герасимчук просто принялась конвертировать свою общественную деятельность в финансовые ресурсы. Другими словами, просто зарабатывать деньги, прикрываясь темой зашиты прав предпринимателей.
Последний наиболее яркий случай, который может подтверждать вышесказанное, произошел совсем недавно.
Во время последнего совещания под председательством губернатора Николаевской области Николая Круглова, которое было посвящено уменьшению давления контролирующих органов на малый и средний бизнес, на котором присутствовали и предприниматели, и представители всех контролирующих органов, Елена Герасимчук просто не могла позволить себе не взять слово.
Откровенно говоря, ее выступление и реакция на это выступление губернатора Николаевской области Николая Круглова наталкивает на серьезные размышления.
Изначально Елена Герасимчук принялась жаловаться на то, что контролирующие органы просто парализуют работу ее «Центра поддержки предпринимательской деятельности». По словам профсоюзного лидера, разные там УБОПы и УБЭПы засыпали ее запросами на предоставление документов о работе организации и, мол, из-за этого не остается времени на борьбу за права обиженных предпринимателей. Помимо всего этого, в речи Елены Герасимчук прослеживался намек на то, что лично она видит в таком пристальном внимании к своей организации попытку «закрыть ей рот».
В принципе, со стороны лидера профсоюза «Єднання» все правильно – грех упускать возможность в очередной раз «засветиться» и показать своим «соратникам», что она с ними по одну сторону баррикад. Но вот реакция на эти жалобы со стороны губернатора, мягко говоря, удивила.
Прервав красочный рассказ Герасимчук о трудностях, с которыми ей приходится сталкиваться, Николай Круглов, которого трудно назвать человеком, не знающим законодательство, а тем более, человеком, который готов сознательно его нарушать, грозно обратился к контролерам и практически прямым текстом запретил правоохранителям «проверять» вышеуказанную организацию.
Больше всего вызвало недоумение обоснование такого требования со стороны губернатора, мол, вы что, не знаете, что это за человек и какие у нее заслуги перед… во время, так называемого «майдана». Но почему бы не проверить? Откуда, спрашивается, у нее появилась неприкосновенность?
Николай Круглов не стал конкретизировать заслуги Елены Андреевны, но такая «постановка вопроса» уже сама по себе сомнительна. Кто оценивает «заслуги» и перед кем они должны быть, чтобы вот так, в одночасье, оградить себя от проверок контролирующих органов? Это что значит - если человек установил памятник или помог отремонтировать детский сад за счет не совсем «чистых» денежных средств, то ему все должны простить? Согласитесь, ситуация не совсем приемлемая для правового государства…
Заручившись покровительством губернатора по своему личному вопросу, на том же совещании Елена Герасимчук принялась повествовать о том, что происходит в рекреационной зоне в Коблево: очень долго говорила о «беспределе», который, якобы, творят там отдельные бизнесмены, о бездействии представителей властей и правоохранителей по отношению все к тем же отдельным предпринимателям…
Многим сразу же бросилось в глаза, что профсоюзный лидер по какой-то известной только ей методике, делит предпринимателей на «правильных» и «неправильных», хотя, по логике вещей, должна защищать малый и средний бизнес в общем.
Отдадим должное, речь Герасимчук была запоминающейся. С надрывом в голосе эта женщина взывала к губернатору, но говорила она, как показалось, не о системных моментах, а о чьих-то частных.
- Начались шквальные проверки субъектов предпринимательской деятельности, но не там, где нужно, - заявляла оратор.
А где тогда нужно? Поневоле напрашивается вопрос: с каких это пор и на каком основании кто-либо, а в данном случае Елена Герасимчук, имеет право указывать контролирующим государственным органам, где нужно проводить проверки и кого из предпринимателей во что бы то ни стало необходимо поймать на горячем?
Озвучив конкретные требования, которые выдвигаются к «правильным», по мнению Герасимчук, предпринимателям (а это, в первую очередь, ночной клуб «Аква», жена владельца которого является представителем «Єднання» в Коблево), профсоюзный лидер «сорвала аплодисменты» у отдельных пользователей интернета и, вместе с тем, заставила заподозрить себя в игре на стороне власти.
Вот как о произошедшем написал один из старожилов «Живого журнала», отслеживающих политические процессы в регионе: «Ранее от Елены Андреевны таких адресных и серьезных обвинений не наблюдалось. Герасимчук уверена, что ее хранит статус члена Совета предпринимателей при КМУ? Ей обещали защиту "обиженные" курортники? Вряд ли. Возможно, по традиции, этот острый момент обсуждался в одном из кабинетов 4-го этажа "Белого дома" и на Герасимчук была возложена сия почетная миссия? Губернатору порой нужен публичный повод. чтобы задействовать свои рычаги, официальные и, как бы это ..., сумеречные».
А почему бы и не предположить такой вариант? Тогда просто интересно, как давно Герасимчук, которая еще вчера критиковала власть и того же Круглова, оказалась в фаворе у губернатора?
Ведь помнится, как еще в начале «налоговых майданов», когда Елена Андреевна во время своих выступлений в сессионном зале Николаевской облгосадминистрации открыто заявляла о недостатках Налогового кодекса, незаконном давлении на предпринимателей, массовых проверках, и срывала аплодисменты, в присутствии нардепа «регионала» Кинаха, Николай Круглов, совершенно не стесняясь, закрывал ей рот. Да, все это было до того, как глава николаевского профсоюза предпринимателей после акций протеста на Майдане вошла в состав Координационного совета при Кабмине, образованного с целью содействия развитию малого и среднего предпринимательства в Украине. Тогда, некоторые активисты движения «Спільна справа» свидетельствовали, что Герасимчук что-то пообещали, и за это она свернула свою активную деятельность. Кто знает, может, именно должность при Кабмине стала этим чем-то…
Кто бы что не говорил, но можно наблюдать, как резко поменяла свои приоритеты Елена Андреевна и теперь, вооружившись нехитрыми схемами, по утверждению ряда николаевских предпринимателей, она принялась отстаивать интересы конкретных предпринимателей и бороться не за соблюдение прав в конфликтах с контролирующими органами, а против конкурентов. Судя по всему, роли поменялись.
Многие согласятся, что на самом деле все в нашем мире имеет свою цену. Как утверждают отдельные предприниматели, имеет свою цену и так называемая «крыша» от профсоюза «Єднання», которую предусмотрительно назвали «членскими взносами».
Предприниматели, которые пока не хотят в открытую конфликтовать с Еленой Герасимчук, утверждают, что возглавляемая ею организация готова защищать их интересы, именно бизнес-интересы, на условиях вступления в профсоюз и оплаты членских взносов. Рассказывают предприниматели и о методах защиты этих самых интересов, мол, во всевозможные инстанции направляются письма с требованием проверить те или иные предприятия, которые являются конкурентами членов профсоюза.
Вы скажете, что верить на слово предпринимателям не стоит, так как каждый заботится о своих интересах, но фраза, прозвучавшая с уст Елены Герасимчук все на том же совещании – «начались шквальные проверки субъектов предпринимательской деятельности, но не там, где нужно», заставляет задуматься о том, что предприниматели говорят правду.
В этом контексте можно вспомнить и еще несколько конфликтных ситуаций, в которых активное участие принимала профсоюзная организация «Єднання». Некоторое время назад в Корабельном районе города Николаева разгорелся скандал вокруг установки комплекса киосков, которые, якобы, устанавливались с нарушением всех норм. Тогда сообщалось, что к строительству имеет отношение один из депутатов Николаевского городского совета и борец за права предпринимателей, подкрепившись поддержкой депутатов оппозиционеров от «Фронта Змін», сразу же выступила с критикой происходящего. Она пообещала, что в любом случае не даст жизни этим киоскам. Но как показало время – дала. Ведь киоски как стояли, так и стоят, а в кулуарах Николаевского городского совета утверждают, что чтобы Елена Герасимчук забыла о «киосках с нарушениями», предпринимателю пришлось вступить в ее профсоюз. Злые языки называют даже сумму первоначального взноса в именитую организацию – 5 000 $. Теперь на этом месте спокойно стоит группа киосков, и вы не увидите там ни демонстраций, ни самой главной защитницы бизнеса.
Вероятно именно из расчета «свой – чужой», по принципу «вступил или не вступил» в профсоюз, «Єднання» на что-то закрывает глаза, а с чем-то упорно борется ,рассылая письма во все инстанции и указывая, кого стоило бы проверить. Как пример, можно привести ночной клуб в том же Коблево под названием «Аква», в котором в прошлом году задержали наркоторговца, продававшего амфетамин. Неужели в этом ночном клубе ситуация кардинально отличается от той, которая есть в соседствующих с ним? Сомневаюсь. Но почему же к нему у профсоюзников нет вопросов, а к другим масса? Все дело, наверное, в том, что жена владельца этого ночного клуба является активистом профсоюза «Єднання»….
Примкнул ли к Елене Андреевне владелец чacтнoй фиpмы «Бocкo», которого она активно критиковала перед Кругловыым, неизвестно. Но, судя по отношению и действиям активистки, вряд ли.
Активная позиция даже заставила ее указать на свое место Одесскому губернатору, в обращении к которому она просит наказать неугодного ей предпринимателя, делая акцент на том, что территория, которую он арендует принадлежит Одесской области, тем самым разжигая конфликт между областями.
Можно вспомнить еще и ситуацию с проведением неудачной театрализованной акции с шезлонгами под стенами Николаевской ОГА. Поговаривают, что той акцией она отстаивала интересы влaдeльцa базы oтдыxa «Boлнa-Пpим» некого Бopиca Cвиpжeвcкoгo. Хотя официально организатором «флеш-моба» выступал и не профсоюз «Єднання», но все же, «пляжную акцию» связывают именно с именем Герасимчук. Ведь многие помнят, как за несколько дней до представления oбщecтвeнники и журналисты «coвepшeннo cлyчaйнo» cтaли cвидeтeлями «бecпpeдeлa» oдeccкoгo пpeдпpинимaтeля, кoгдa вмecтe c глaвoй пpoфcoюзa пpeдпpинимaтeлeй Eлeнoй Гepacимчyк oтпpaвилиcь в Koблeвo пoигpaть в вoлeйбoл и пoзaгopaть.
Все, что происходит вокруг профсоюзной организации, возглавляемой Еленой Герасимчук, - это повод задуматься о том, насколько честным является позиционирование этой организации, как структуры «третьего сектора» гражданского общества, ведь в большей мере данная организация напоминает классическую лоббистскую организацию. Но ведь в Украине не принят Закон о лоббизме…
Учитывая характер и все заслуги перед областью Николая Круглова, пытаешься всячески откинуть версию, что деятельность профсоюза «Єднання», происходит под его надзором, но вот после совещания это становится сделать все труднее и труднее…