Бюджетная кухня
Бюджетная кухня
«Кухни» бывают разные. В той или иной степени мы их знаем. Есть кухня украинская, с галушками и пампушками, есть восточная, с её «лепёшками», есть грузинская, с шашлыком и хачапури:)), есть японская, с роллами и суши, есть и десяток других… А какая она, «бюджетная кухня», попробуем разобраться.
Часть 1. БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
Подходит к концу бюджетный год. Впереди самый напряжённый и ответственный период депутатской деятельности – рассмотрение и утверждение бюджета Николаевской территориальной общины на 2022 год (далее – бюджет-2022).
Сам термин «бюджет» происходит от старонормандского bougette – кошелек, сумка, кожаный мешок с деньгами.
Для городской общины – это план доходов и расходов, необходимых для исполнения её функций и полномочий, предусмотренных Конституцией и законами Украины.
В ситуации, когда в городе отсутствует стратегия развития, когда целевые программы социально-экономического развития принимаются «для галочки», именно бюджет является важнейшим документом, определяющим возможности его жизнедеятельности. Все, что связано с его составлением, принятием и исполнением, и не только, объединено понятием «бюджетный процесс».
Несмотря на достаточную жёсткую формализацию, бюджетный процесс один из самых политизированных.
В «битве за бюджет» пересекаются интересы многих: городского головы, руководителей местной власти, политических партий, отдельных депутатов, местных «авторитетов». Здесь и намерение показать «кто в доме хозяин», и благородное желание «натянуть» на свои округа как можно больше материальных благ, конечно же, «во благо горожан». Не обходится и без попыток «направить» часть финансовых потоков городского бюджета в…, дальше, у кого на что хватит «фантазии». Печально, но интересы города при этом – не основной приоритет.
Главный субъект в бюджетном процессе, конечно же, городской голова. Он делит «бюджетный пирог» между его участниками. Фактически мэр решает, кому «дать», а кому «отказать»! Именно он, городской голова, корректирует и утверждает перечень объектов, которые будут финансироваться, причём делает это каждый раз, исходя из сиюминутных интересов, часто идущих в разрез с реальными потребностями жителей города.
А делить в четырёхмиллиардном бюджете есть что. Часть текущих и капитальных расходов, как по мановению «волшебной палочки», может осчастливить как отдельных депутатов, так и исполнителей работ.
При этом злые языки нередко говорят и о некой «доле», заложенной «во всём» …
На этапе подготовки к принятию бюджета городской голова решает ряд других задач, одна из них – удовлетворить «хотелки» приближенных депутатов, без которых принятие любых решений в городском совете может стать проблематичным. Помните в «Свадьбе в Малиновке? «У пана атамана нема золотого запасу и хлопцы начинают разбегаться в разные стороны».
Бюджетная сессия для городского головы самая ответственная. Даже при стопроцентной поддержке «своих», мэр вынужден вступать в «коалицию» с «брыкающимися» фракциями и депутатами. В этом случае в ход идёт личное «обаяние», обещание всех благ в будущей жизни, на худой конец мэр делится одним-двумя «жирными» кусочками «пирога», отдавая их за лояльность.
В исключительных случаях городскому голове приходится жертвовать чем-то более существенным. Так было в прошлом созыве, когда пришлось отдать в «вотчину» «тему» энергосбережения и вместе с ней без малого 100 миллионов годового бюджета.
Эта «жертва» была для мэра вполне оправданной, деньги ведь не свои, да и четыре года практически спокойной жизни того стоили (импичмент не в счёт, это была чужая игра). Ситуативный союз, казалось бы, двух «антиподов», просуществовал до самого конца прошлой каденции.
Свои интересы в бюджетном процессе есть и у депутатов.
Кто-то мечтает ремонтировать крыши, кто-то – внутриквартальные проезды, кому-то по зубам ремонты городских дорог, а для кого-то даже ремонт освещения в подъездах жилого дома – предел мечтаний.
А капитальное строительство, реконструкция и реставрация объектов городской инфраструктуры – высший пилотаж, доступный только опытным, а главное, проверенным «пилотам».
Бюджетный процесс 2021 года начинался, как обычно. Бесконечно долго департамент финансов согласовывал объёмы и назначения финансирования. В итоге проект бюджета депутаты увидели за три дня до сессии, хотя по закону он должен быть обнародован на сайте городского совета за 10 дней до принятия.
Понятно, что для вновь избранных депутатов «возмущаться» нарушением сроков было не комильфо, а немногочисленные «старожилы» к такому уже привыкли.
Да и кому было возмущаться? Членам промэрской или провластной фракций?
Когда в распоряжении мэра 24 надёжных штыка, подобрать недостающее количество депутатов, готовых «подставить плечо» – дело техники.
Откуда, вы думаете, берутся тридцатилетние мальчики и девочки в красивых одеждах с дорогими смартфонами, которые на «общественных началах» дни напролёт «трудятся во благо горожан», при том что их годовой задекларированный доход не превышает 100 тысяч гривен.
Не первое, но и не второе место в бюджетном процессе занимает губернатор.
Для любой власти принятие государственного и местных бюджетов – признак политической стабильности не только в государстве, но и в регионе. Это один из показателей эффективности и влиятельности губернатора. Кому нужен руководитель, который не может обеспечить принятие местных бюджетов.
Инструментарий влияния губернатора на бюджетный процесс не меняется много лет.
Помнится, как упирались депутаты одной из фракций в седьмом созыве, не желая голосовать за бюджет-2020, но после настойчивых «уговоров», непримиримые со словами «бюджет плохой, но не принимать его нельзя», проголосовали «ЗА». Аргументы мэра, а скорее всего, первого лица области, оказались убедительными.
Следует отметить и то, что ни один бюджетный процесс последних лет не обходился и без просьб губернатора. Вспомним хотя бы 24 миллиона на реконструкцию Николаевского аэропорта и 40 миллионов – на завершение строительства спортивного комплекса в Соляных, который так и не передан городу. Не раз приходилось «скидываться» на приобретение медицинской техники и оборудования для областных больниц, часть которого до сих пор не установлена.
Были и просьбы, связанные с передачей в областную собственность объектов городской инфраструктуры: так был передан кинотеатр «Искра» и сеть городских аптек. Были мы свидетелями и обратных процессов, когда по просьбе «сверху» городу было передано областное коммунальное предприятие «Николаевоблтеплоэнерго», правда, с весомым «приданым» – двухсотмиллионными долгами! Наш бюджет ещё долго будет закрывать эту «бездонную дыру» за счёт своих финансовых ресурсов. А ведь эти деньги могли бы пойти на приведение в порядок городских школ, садиков и объектов спортивной инфраструктуры.
Не изменились эти «традиции» и в новой каденции. Думаю, бюджет-2022 не будет исключением. Уже заговорили об очередной помощи аэропорту…
Бюджетный процесс 2022 стартовал. Перед тем, как обсудить его продвижение и содержание, самое время детально разобраться в его сути, проанализировать, что из запланированного на 2021 год удалось, а что нет и почему.
Этому и будут посвящены последующие публикации.