Американское ядерное топливо на Южно-Украинской АЭС: диверсификация или угроза безопасности?

22.04.2008 в 11:11
Две недели назад Национальная энергогенерирующая компания (НАЭК) «Энергоатом» подписала контракт с американской фирмой «Вестингаус» о поставках в 2011-2015 годах ядерного топлива для Южно-Украинской АЭС. После чего сразу последовали комментарии в прессе - как с российской стороны (монопольном поставщике ядерного топлива в Украину), так и со стороны наших политиков.

В частности, народный депутат, бывший вице-премьер по вопросам ТЭК Андрей Клюев назвал этот контракт «опасным экспериментом». По его словам, пока нет подтверждения безопасности использования американских ТВС (тепловыделяющих сборок) на наших реакторах. Более того, Чехия и Финляндия, где также работают реакторы типа ВВЭР, пробовали перейти на топливо компании «Вестингаус», однако опыт «оказался неудачным». Поэтому было принято решение вернуться к российскому топливу. Клюев отметил, что в Чехии на станции «Темелин» были зафиксированы отказы 51 из 61 стержней управления.

Контракт, подписанный накануне визита в Украину Джорджа Буша, по мнению Клюева, - скорее «политическая акция». «Но ведь нельзя в такой сложной отрасли, как атомная энергетика, играть в политические игры - они могут закончиться очень плачевно», - подчеркнул бывший вице-премьер-министр Украины.

Что же ожидает Южно-Украинскую АЭС в плане экспериментов с американским топливом? Почему для этих экспериментов выбрана именно ЮУ АЭС? Насколько безопасны эти испытания нового топлива? Нужно ли вообще нам американское топливо?

«НовостиN» попытались получить более основательные ответы на эти вопросы.

Андрей Клюев в эксклюзивном комментарии нашему изданию объяснил, что блоки ВВЭР, которые стоят на наших атомных станциях, рассчитаны только на российское топливо. Что же касается американского ядерного топлива, то его адаптация  еще не закончена, поэтому покупать его сейчас нельзя. Только после того, считает Клюев, как закончится адаптация этого топлива, после того, как пройдут эксперименты, после того, как комиссия подтвердит, что это топливо можно использовать на наших блоках, и будет получена лицензия на него, - только тогда можно подписывать контракт.

На вопрос: «Так может, именно это и предполагалось, когда заключался контракт с 2011 года?» - Андрей Клюев ответил:

- Я удивляюсь, почему, не закончив адаптацию ядерного топлива, заключается наперед контракт.

Клюев подтвердил, что в Чехии имел место инцидент, проиллюстрировавший  несоответствие американского ядерного топлива атомным реакторам ВВЭР российского производства.  Поэтому сегодня, по словам Клюева, в Чехии атомные станции работают «в основном» на российском топливе.

Есть и другое мнение

Учитывая, что Андрей Клюев - один из лидеров Партии регионов, которая сегодня в оппозиции, мы решили выслушать другую сторону. Один из ярких представителей этой самой «другой стороны» - народный депутат от БЮТ Александр ГУДЫМА, известный специалист в области энергетики, который в 1998-2002 годах был председателем парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса.

Начал свой комментарий господин Гудыма с категорического заявления, что Украине позарез нужен свой завод ядерного топлива.

«Это записано в Программе создания неполного ядерного цикла, составленной еще в 2001 году, когда Юля была вице-премьером по вопросам ТЭК, а я был председателем комитета по вопросам ТЭК. Пока мы не будем иметь своего завода ядерного топлива - будем зависеть от России. На 100%! Задача очень простая - построить завод. Неважно, кто нам его построит, русские или американцы, важно, чтобы он был построен», - заявил Александр Гудыма.

Допустим - есть в Программе завод. Но речь-то сейчас идет о другом - об американском ядерном топливе, которое пока не адаптировано к нашим реакторам. Нужно ли оно Украине? Стоит ли экспериментировать?

На эти вопросы Александр Гудыма ответил так:

- Россияне 6 лет водили Украину за нос. Мы хотели через совместное российско-украинско-казахстанское предприятие построить на нашей территории завод. Если бы он по российским технологиям был построен, то мы вырабатывали бы сегодня из своего урана, из своего циркония свои ядерные сборки. Завод не построен по одной причине: Россия думала, что будет нас держать до конца. А мы оказались мудрее. Мы сказали: если Россия не хочет - мы сделаем заказ американской фирме «Вестинхаус», которая начала разрабатывать то самое ядерное топливо. Она это делала в Чехословакии - вот перед вами бывший советский специалист, который работал на атомных электростанциях в Чехословакии. Они, чтобы уменьшить свою зависимость от России, уже в 1985-95 годах имели ядерное топливо фирмы «Вестинхаус» на своих ядерных реакторах ВВЭР-1000. То есть Украина не является пионером. Она повторяет то, что уже сделала Чехия.

На вопрос, а как расценивать заявления Клюева и многих российских СМИ об инциденте на чешской атомной станции «Темелин», Александр Николаевич ответил коротко и безапелляционно:

- Врут! Это они врут! (По-украински это прозвучало еще более веско: «Брешуть!»). Я говорю - врут! Точка!

Что ж, давайте пока поставим на этом вопросе не точку, а запятую. Но есть и другие вопросы - например, цены. В отличие от газовой сферы (хотя там тоже много закулисного), о ядерной энергетике вообще мало пишут, и почти совсем ничего - о ценах: сколько стоит для Украины ядерное топливо? Во сколько обходится вывоз в Россию отработанного топлива, ядерных отходов и т.д.? Это почему-то коммерческая тайна.

В публикациях по поводу контракта «Энергоатома» с компанией «Вестингаус» сообщалось, что американское ядерное топливо обойдется Украине, как минимум, на одну треть, дороже, чем российское. А сколько же стоит российское? Например - годовой запас?

«Несколько сот миллионов долларов», - ответил Александр Гудыма. «А сколько стоит построить завод?» «Миллиард долларов» - спокойно сказал близкий к нынешнему правительству специалист по энергетике. И добавил: «Но он себя окупит. Хранилище отработанного ядерного топлива тоже необходимо построить. Потому что россияне каждый год увеличивают цену как на само топливо, так и на вывоз радиоактивных отходов, - они являются монополистами. И они эту удавку затягивают на шее Украины...»

В ответ на вопрос: «Правда ли, что американское ядерное топливо стоит дороже?», Александр Гудыма заявил:

- Некорректно сравнивать! Речь идет об экономической независимости! Причем здесь, сколько оно стоит? Если мы будем и дальше полностью зависеть от России, то до лампочки наша условная независимость. Свобода, энергетическая безопасность не измеряется в миллионах. Она измеряется в процентах зависимости или независимости. Мы на 100% зависим от России. О чем еще говорить? О каких сотнях миллионов, о каких миллиардах?..

Александр Гудыма утверждает, что для строительства в Украине завода по производству ядерного топлива - после чего мы станем в этом сегменте энергетического рынка стопроцентно независимы от России - требуется всего два года. По его словам, проект уже есть.

Почему для экспериментов с американским ядерным топливом выбрали именно Южно-Украинскую АЭС? На этот вопрос Гудыма ответить не смог: «Выбрали, потому что с чего-то надо начинать». Правда, успокоил: американское топливо будут распространять на все украинские атомные станции, где работают реакторы типа ВВЭР.

Зато Александр Гудыма предельно ясно выразил позицию и цели нынешнего правительства в вопросе поставок ядерного топлива: это диверсификация, экономическая (а значит, и политическая) независимость от России.

Кто отвечает за безопасность?

«НовостиN» решили обратиться еще к одному компетентному человеку - бывшему президенту НАЭК «Энергоатом», народному депутату от Партии регионов Андрею ДЕРКАЧУ.

По его мнению, подписание контракта с «Вестингаус» - это диверсификация ради самой диверсификации. Он вспомнил другой проект, созданный якобы тоже для обеспечения экономической безопасности,  - по его выражению, «замечательный памятник диверсификации» - трубу «Одесса-Броды», которую невозможно загрузить. Та же история, по словам Андрея Деркача, была у компании «Вестингаус» - от их топлива отказалась Европа, в частности, Чехия и Финляндия. «Теперь мы спасли американцев, поскольку у них есть гарантия по загрузке их топливом украинских блоков».

Что же касается самого топлива, то, по словам Деркача, фирма «Вестингаус» только еще создает новое ядерное топливо для наших реакторов. Эта работа будет закончена, по прогнозам Андрея Деркача, «в оптимистическом варианте - в 2011 году, в пессимистическом - в 2013-м». Но уже в 2009 году на Южно-Украинской АЭС будет загружено 49 сборок нового топлива с усиленной конструкцией. Как оно себя поведет? «Обычно проблемным топливо бывает в конце пути своей эксплуатации», - говорит экс-президент НАЭК «Энергоатом». То есть, если загрузить в 2009-м, то все выяснится «приблизительно в 2011-м».

Дабы приблизиться к истине, задаю Андрею Деркачу те же вопросы, что и Гудыме.

- Правда ли, что в Чехии были проблемы с американским ядерным топливом?

- Да. Потому там от него отказались. Сейчас в Европе осуществляют перезагрузки, и все тендеры по поставкам ядерного топлива выиграли россияне, компания «ТВЭЛ».

- Нужен ли нам завод по производству ядерного топлива, и сколько он будет стоить?

- А что дает завод по фабрикации? Он стоит от 250 до 500 млн. долларов. Срок окупаемости этого предприятия - порядка 20 лет. Каждые 5 лет производитель меняет конфигурацию топлива. Кроме этого, надо содержать инфраструктуру, прежде всего - научную, которая будет работать с этим топливом. К тому же, все равно на обогащение надо куда-то отправлять.

- Уточните, пожалуйста, из каких этапов состоит процесс создания топлива?

- Это обогащение, конверсия и собственно фабрикация. Так вот, возникает вопрос: если речь идет о минимизации политических рисков и диверсификации, то мы выдвигали свои предложения. Первое - создание резерва, годового запаса топлива. Второе - вхождение в банк топлива под эгидой МАГАТЭ, который предложил конгресс США. Дальше: существует вариант с нашим вхождением в НЗХК (ОАО «Новосибирский завод химических концентратов» - ред.) Кроме того, диверсификация может быть и по методике ценообразования, то есть в методику могут быть введены ценовые коридоры. В общем - это достаточно профессиональная, экономическая и технологическая дискуссия, а ее пытаются ввести в политическое русло, например, приурочит подписание документов к приезду какого-то большого руководителя, пусть даже это будет Буш.

- Кстати, о цене. Сколько стоит Украине закупка годового объема топлива в России?

- Не хотелось бы переносить эту дискуссию в плоскость средств массовой информации, именно ценовые параметры. Скажу лишь, что пока удавалось спокойно договариваться о цене. Но самое главное другое: топливо, которое поставляет «ТВЭЛ», - качественное. Россия уже имеет новый вид топлива, модифицированный, который по экономическим параметрам и параметрам безопасности будет гораздо выше, чем американское топливо.

- Почему же для первых экспериментов с американским топливом выбрана Южно-Украинская атомная станция?

- Не могу сказать, это решение было принято еще в 2000 году.  Но здесь проблема в другом: раз в одну активную зону  загружено топливо разных производителей, то есть американское и российское, то никто из производителей не несет ответственности за безопасную эксплуатацию. Россияне отказались от ответственности, поскольку загружено американское топливо, а американцы, согласно соглашению, и не брали на себя эту ответственность, поскольку она лежит на эксплуатирующей организации.

Все же вопросов больше, чем ответов

По словам Андрея Деркача, в Украине сегодня не только не создается резерв ядерного топлива, но до сих пор не подписаны договоры с Россией как на поставку, так и на вывоз отработанного топлива. И это, по мнению Деркача, реакция России «на наши переговорные процессы».  «Ядерная энергетика - узкокорпоративный сектор, его старались никогда не включать в политические дискуссии. В данном случае, не Россия включила...»

Бывший глава «Энергоатома прогнозирует, что ответной реакцией России на наш контракт с фирмой «Вестингаус» будет повышение цен на российское ядерное топливо, в конечном итоге это скажется на простых украинских потребителях.

Итак, какой же главный вывод из всех этих комментариев? Главный вывод такой: нам все время чего-то недоговаривают по данной теме. Если что-то и выбрасывают в прессу - то очень дозировано и, скорее всего, из политических соображений. А нам хочется знать не политический подтекст проблем ядерной энергетики, а житейский. Стоит ли жителям Украины опасаться за свое здоровье или нет? Ответ на этот вопрос пока отсутствует.

Что же касается непосредственно жителей Николаевской области, то хотелось бы знать ответы на несколько конкретных вопросов:

  1. Загружено ли уже топливо фирмы «Вестингаус» в энергоблоки Южно-Украинской АЭС?
  2. Если да - то когда? Если нет - когда будет загружено?
  3. Что такое собственно адаптация непредназначенного для наших реакторов топлива? Насколько безопасен этот процесс?
  4. Когда станет окончательно ясно, годится ли американское ядерное топливо для наших станций или нет?
  5. Правда ли, что на ЮУ АЭС готовится загрузка двух видов топлива -американского и российского - в пропорции 50х50?
  6. Что уже сегодня известно о несовместимости (или совместимости) заморского топлива с нашими реакторами?
  7. Что может произойти с энергоблоком в случае несовместимости? Чем это грозит станции и окружающей среде?
  8. Был ли инцидент с ядерным топливом фирмы «Вестингаус» в Чехии, и может ли это повториться на ЮУ АЭС?
  9. Что повлечет за собой такой сбой в работе реактора? Это просто внештатная ситуация или это связано с опасностью для людей?
  10.  Кто на самом деле несет ответственность, когда на одной станции загружено топливо разных производителей?

Этот ряд вопросов можно продолжить. Но если хотя бы на поставленные вопросы николаевцы получат ответы, то уже будут спокойнее спать. Или, наоборот - не спать. Все зависит от ответов.

На Южно-Украинской АЭС существует отдел по работе со СМИ, который, как следует понимать, специально создан для того, чтобы информировать общественность о том, что происходит на станции.  Поэтому - есть основания ждать ответов.

И еще одно.

Буквально несколько дней назад Кабинет Министров ликвидировал государственный концерн «Укратомпром» и создал концерн «Ядерное топливо Украины». Как сообщил  министр топлива и энергетики Юрий Продан, концерн создается на базе предприятий «Укратомпрома», исключая «Энергоатом» и «Турбоатом».

Продан рассказал, что в концерн войдут госпредприятия «Восточный ГОК», «Дирекция предприятия, создаваемого на базе Новоконстантиновского месторождения урановых руд», «Смолы», «Днепропетровский завод прецизионных труб», «Украинский научно-исследовательский и проектно-разведочный институт промышленных технологий».

Министр добавил, что в концерн может войти также госпредприятие «Цирконий» после того, как завершится процедура его санации.

Минтопэнерго допускает, что украинская доля в «Совместном украино-казахстанско-российское предприятии по производству ядерного топлива» («УкрТВС», Киев) будет передана в уставный фонд создаваемого государственного концерна «Ядерное топливо Украины».

Может, отдел по работе со СМИ ЮУ АЭС заодно объяснит нам, непосвященным, что стоит за этим правительственным решением? Здесь тоже много вопросов. Не завод ли собрались строить по производству своего ядерного топлива? Тогда интересно, во сколько он обойдется нам, налогоплательщикам?

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив