Россия навсегда лишилась статуса экспортера энергоресурсов номер один в мире
Россия навсегда лишилась статуса экспортера энергоресурсов номер один в мире
Из-за энергетического кризиса эта зима будет трудной, однако следующая окажется еще тяжелее. Об этом предупредил директор Международного энергетического агентства Фатих Бирол на мероприятии, организованном Politico, в четверг, 30 ноября.
По словам Бирола, в 2023 году в эксплуатацию будет введено наименьшее количество мощностей по производству СПГ за многие годы – всего 20 миллиардов кубических метров. Это станет тяжелым ударом по Евросоюзу, который все больше нуждается в СПГ. Это топливо необходимо Европе, чтобы она могла избавиться от зависимости от природного газа из России, которая до начала войны в Украине поставляла блоку около 40% потребляемого им газа.
"Готовьтесь к следующей зиме. Следующая зима будет гораздо более тяжелой, чем нынешняя", – сказал Бирол на мероприятии под названием Sustainable Future Week.
Евросоюз продолжает получать небольшие объемы российского газа, однако в 2023 году этого, скорее всего, уже не будет. Также существует риск, что руководство Китая откажется от своей политики локдаунов, которые оно вводит в связи с распространением COVID, и потребности этой страны в газе возрастут. В результате Евросоюзу придется соперничать с Китаем за ограниченные поставки СПГ.
Кроме того, Бирол призвал Евросоюз проявить осмотрительность в вопросе введения ценового ограничения на импортируемый природный газ. Некоторые страны блока активно настаивают на необходимости этой меры. Прозвучавшее на прошлой неделе предложение Еврокомиссии по введению ограничения на стоимость топлива на хабе TTF в Нидерландах подверглось резкой критике, потому что ценовой потолок оказался настолько высоким, что активировать его попросту не получится. В результате Брюссель продолжил обсуждать варианты. Между тем некоторые страны, в частности Германия и Нидерланды, очень скептически относятся к этому шагу. Они предупреждают, что он может дестабилизировать рынки и спровоцировать сокращение поставок СПГ.
Бирола это тоже беспокоит.
"Введение ценового ограничения на газ может ослабить позиции Европы в условиях соперничества между странами за поставки газа", – сказал он в интервью изданию Politico.
Он также подчеркнул, что ограничение цен на российскую нефть – план "Большой семерки", который в настоящее время активно обсуждается странами Евросоюза, – должно быть направлено на оказание "максимального давления на российскую экономику и не провоцировать при этом сбои в поставках на нефтяных рынках".
Эмбарго Евросоюза на покупку российской нефти, поставляемой по морю, вступает в силу пятого декабря. Разработанный "Большой семеркой" план по ограничению цен на нефть является частью более масштабных усилий, которые направлены на то, чтобы российское топливо по-прежнему было доступно на мировых рынках, но чтобы его цена позволяла Москве получать как можно меньше доходов от продажи.
Еврокомиссия предлагает ввести ограничение на уровне 62 доллара за баррель – почти столько сейчас и стоит российская нефть марки Urals. Польша, Литва и Эстония настаивают на гораздо более низком ценовом потолке, а украинский президент Владимир Зеленский хочет, чтобы ограничение было установлено в диапазоне от 30 до 40 долларов за баррель.
Бирол призывает ввести "динамическое" ценовое ограничение, которое можно будет корректировать с учетом рыночной ситуации. Он настаивает на таком подходе, будучи главой агентства, которое было создано после нефтяного кризиса 1973 года и одной из задач которого является предоставлять потребителям энергоносителей рекомендации по выработке курса.
Хотя Евросоюзу предстоит пережить несколько трудных лет, а мировые энергетические рынки дестабилизированы, по словам Бирола, больше всех проиграет Россия. До начала войны в Украине 24 февраля она была экспортером энергоресурсов номер один в мире. Теперь Россия навсегда лишилась этого статуса.
"Выигрывает ли Россия в энергетической борьбе? Ответ – однозначно нет. Россия не сможет запросто заменить Европу, на это уйдут годы. Роль России в международной энергетической системе сильно уменьшится", – сказал Бирол.
Он пояснил, что зрелые и сложные для разработки нефтяные и газовые месторождения России, а также ее зависимость от западных инвестиций и технологий повышают вероятность того, что объемы добычи и дальше будут снижаться. По его оценкам, к 2030 году Россия может потерять один триллион долларов по сравнению со сценарием, в котором она не начинала войны в Украине.
"Прежде Россия играла в Лиге чемпионов, а теперь ей придется играть в гораздо более низком дивизионе", – сказал Бирол.
В условиях энергетического кризиса, спровоцированного войной, все же есть один победитель, и это возобновляемые источники энергии, такие как ветер и солнце.
"Этот энергетический кризис, как ни странно, служит толчком к переходу на экологически чистую энергию", – сказал Бирол. Он отметил, что всплеск инвестиций вызван не столько проблемами климата, сколько тревогами по поводу энергетической безопасности.
Хотя мотивы немного изменились, конечный результат все же оказывается положительным. Он позволит приблизиться к достижению целей, прописанных в Парижском соглашении по климату, и ограничить глобальное потепление 1,5 градуса Цельсия. По мнению Бирола, пока еще рано отказываться от этой цели.
"Я считаю, что прежде мы никогда не были так близки к нашему климатическому курсу", – добавил он.
Politico, США