«Ничье зерно» - как в Доманевке власть самовольно убирает чужой урожай
В Доманевском районе на Николаевщине по инициативе главы РГА, который ссылается на указание СБУ, и под присмотром начальника райотдела милиции частный комбайн скосил поле пшеницы. Затем более 100 тонн зерна вывезли на хранение в частное домовладение. Все бы хорошо, вот только у пшеницы этой есть хозяин...
В Украине всегда уважительно относились к людям, которые обрабатывают землю и выращивают хлеб. Чиновники тоже всегда делали вид, что хорошо относятся к фермерам и сельхозпроизводителям. Именно делали вид, потому как в конкретные действия это выливалось редко. Николаевская область не исключение — работающие на земле предприниматели жалуются на бумажную волокиту и бюрократию при оформлении наделов в аренду: складывается впечатление, будто государственным мужам выгоднее, чтобы поля пустовали, нежели чтобы обрабатывались и на них выращивали хлеб, собирали урожай, платили налоги и стоимость аренды земли. В любом случае фермеры пытаются найти выход из сложившейся ситуации.
В Доманевском районе как и в других по всей стране возникли сложности с оформлением документов на аренду земельных участков после того, как право утверждать техническую документацию передали из райадминистрации в областное отделение агентства земельных ресурсов. Многие предприниматели, находящиеся в стадии оформления документов, попали в затруднительную ситуацию: их документы повисли в воздухе. В такой ситуации оказалась и частный предприниматель из Доманевки Лариса Мирошникова. Еще два года назад распоряжением главы райгосадминистрации Ларисе Иосифовне из государственного резервного фонда был выделен земельный участок в 25 га под сельскохозяйственную деятельность. Чтобы отмести все недоговоренности, стоит сразу сказать, что Лариса Мирошникова - жена Зеленоярского сельского головы. Однако выделенный ей участок не принадлежал сельскому совету, это была именно государственная земля, которой распоряжается райадминистрация - предыдущий глава РГА удовлетворил просьбу предпринимателя о выделении пустующей земли в аренду под обработку.
Лариса Мирошникова начала процедуру оформления документов, которая, как и у всех других предпринимателей, растянулась почти на год. Осенью 2013 года техническая документация была готова, Мирошникова приняла решение: засеять еще не до конца оформленное поле озимой пшеницей, ведь до получения документов оставались считанные дни, а время для посева уходило. Но как раз в это время процедуру согласования изменили, и предпринимателю нужно было начинать собирать документы сначала. В такой ситуации она оказалась не одна — в бюрократической системе тогда «застряли» десятки предпринимателей, которые, чтобы не терять целый год, также решили начать обрабатывать землю, документы на которую находились только в стадии оформления. Всего в Доманевском районе около 1700 гектаров земли, которая выделена предпринимателям, но на которую не полностью оформлены документы. Вся эта земля обрабатывается открыто, информация о том, кто и какой участок поля обрабатывает, не секретная: предприниматели сообщили во все необходимые инстанции, начиная от сельсовета и заканчивая налоговой инспекцией о том, что приступили к обработке земельных наделов. Также поступила и Лариса Мирошникова. Параллельно она продолжила оформлять документы на землю.
С точки зрения буквы закона это, безусловно, является нарушением. Однако нарушение это порождено совсем не умыслом земледельцев, а постоянной сменой бюрократических правил. Проблема такой вот «недооформленной» земли приобрела столь большие масштабы, что при Зеленоярском сельсовете создали специальную комиссию, которая занимается решением таких неоднозначных вопросов. Комиссии изыскивали возможности, как взимать плату с предпринимателей за пользование землей, решали возникающие спорные вопросы.
И все было бы хорошо, вот только в субботу, 5 июля, на поле Ларисы Мирошниковой неожиданно появился комбайн, который начал уборку пшеницы. Его случайно увидели проезжающие мимо представители той самой комиссии сельского совета. Так как все знали, что данный земельный участок обрабатывает Мирошникова, то непонятная уборочная техника на поле вызвала недоумение. Еще большее недоумение вызвал тот факт, что на месте находился и начальник Доманевского РО УМВД Украины в Николаевской области подполковник Игорь Паламарчук. Увидев в поле две милицейские машины, да еще и самого руководителя районной милиции, представители сельсовета поинтересовались: что случилось? Оказалось, что ничего: идет уборка «ничейного поля». А милиция охраняет правопорядок. В чистом поле. На двух машинах.
На вопрос членов комиссии о документах на землю и на уборку урожая, водитель комбайна ответил, что выполняет указание главы Доманевской РГА Василия Иванченко. Посчитав происходящее обыкновенной кражей, глава сельского совета Сергей Мирошников вызвал наряд милиции. Приехавшие сотрудники милиции действовали также по закону — они попросили предоставить комбайнера документы на право сбора урожая. Выяснив, что никаких документов нет, правоохранители потребовали прекратить уборку, но в этом момент их подозвал начальник Доманевского РО. После разговора с подполковником Паламарчуком наряд уехал.
Представители сельсовета, видя, что помощи от правоохранителей ждать не приходится, и остановить уборку они не могут, начали составлять акты о количестве убранной пшеницы, так как до этого никто документы оформлять не собирался: убранное зерно из комбайна тут же перегружалось в частные грузовые автомобили и вывозилось на территорию частного фермерского хозяйства. В результате благодаря инициативе представителей комиссии уборка зерна была заактирована — было собрано 111 тонн пшеницы.
В общем картинка получается следующая. Чужие люди в выходной день на частном комбайне без каких-либо документов убирают и вывозят в частное домовладение пшеницу, не фиксируя, в каком количестве, не оформляя актов передачи и т. д. При этом комбайнер утверждает, что убирает зерно по просьбе главы РГА, а на поле происходящее контролирует начальник местной милиции. Как это выглядит со стороны, ничего не напоминает?
Частный предприниматель Мирошникова написала заявление в милицию о краже ее имущества.
Когда на следующий день информация о произошедшем на поле Мирошниковой стала известна, в районе разразился скандал. Стали появляться версии о причинах несанкционированной уборки урожая, потому как предприниматели потребовали объяснений. По их словам, сначала в РГА сообщили, что появилась информация о том, что данное поле... собираются сжечь. И именно «во спасение» ценного урожая и было решено убрать поле.
После этого в райадминистрации изменили версию и сообщили, что ими был выявлен самозахват земли, и, так как пшеница на самовольно захваченном участке никому не принадлежит, и было принято решение ее убрать. Если следовать этой версии, то по закону самозахват должна была выявить сельскохозяйственная инспекция, о чем составить соответствующий акт, подать его в правоохранительные органы. И только после того, как по факту самозахвата будет открыто уголовное производство, суд своим решением может арестовать или изъять имущество — в данном случае, урожай. Здесь же как-то не так все вышло. Уже после того, как поле было убрано, глава РГА Василий Иванченко подал заявление в милицию о том, что выявлен факт самозахвата.
Конечно же, мы не могли не обратиться за комментарием к главе РГА Василию Иванченко. По телефону корреспонденту «Новостей-N» Василий Михайлович сообщил следующее:
- Дело в том, что мы получили официальное письмо от начальника межрайонного управления СБУ в Николаевской области, и согласно данного письма мы и работали. В письме было указано, что на территории района был выявлен факт посева поля в 25 гектаров пшеницы. Согласно этого письма, мы действовали, по закону о государственных администрациях, - сообщил глава РГА.
Василий Михайлович также опроверг тот факт, что у предпринимателя Мирошниковой документы на землю находятся в стадии оформления.
- В комиссию, созданную по моему распоряжению, был включен исполняющий обязанности начальника земельного отдела, который подтвердил, что никаких документов она не делала.
Что касается собранного зерна, то Василий Иванченко и вовсе от него открестился, списав все на действия милиции.
- Это не наши функции, у райадминистрации нет таких полномочий. Мы собрали все материалы и передали в УМВД. Сбором урожая, передачей на хранение занимался районный отдел внутренних дел Украины. До выяснения по решению суда собственника урожая. В настоящее время в районе заявления Мирошниковой о том, что она является собственником, нет... Милиция забрала, сохранила его (урожай — прим. авт.), передала по сводкам «наверх», прошло это по их всем каналам, и передала на хранение фермерскому хозяйству или частному предприятию, - сказал Иванченко.
У начальникааДоманевского РОВД подполковника милиции Игоря Паламарчука, с которым мы связались по телефону, версия происходящего существенно отличается от того, что сообщил глава райадминистрации.
- Мне позвонил глава райадминистрации и попросил выставить милицейскую охрану на «ничейном» поле. Что я и сделал. Параллельно было открыто уголовное производство по ст. 197-1 УК Украины — по факту самозахвата земли. А в субботу он позвонил еще раз и сказал, что комиссией при РГА принято решение убрать урожай на этом поле и что я должен обеспечить при этом общественный порядок. Я и обеспечил — отправил туда милицейский наряд. Когда там начался конфликт, я приехал туда лично. Мирошникова поначалу не признавала, что это ее зерно, говорила, что не знает кто хозяин. Мы все сделали честь по чести — составили акт о количестве убранного зерна, записали номера автомобилей. Когда по вызову приехал следователь, все — и комбайнер, и водители КАМАЗов, и Мирошникова — отказались давать ему пояснения. Это их право по Конституции, я не могу их заставить. За всю эту технику — и комбайн, и КаМАЗы - договаривался глава райгосадминистрации, они прибыли по его поручению. Милиция же только охраняла общественный порядок.
Вот такая история произошла в Доманевском районе. В ней гораздо больше вопросов, чем ответов. На основании какого документа было убрано зерно? Чем руководствовались, передавая зерно на хранение частному лицу? А если бы представители сельского совета не застали бы момент сбора урожая, куда делось бы зерно? Если предприниматель Мирошникова действительно нарушила какие-либо нормы закона, то, означает ли это, что и государственные чиновники — глава райгосадминистрации, начальник милиции также должны идти на противозаконные действия? В конце концов, даже если имущество «ничейное», то сам факт того, что оно «принадлежит общине», должен устанавливать суд, никто другой, и только после этого можно предпринимать какие-либо действия.
Местные фермеры говорят о том, что в районе подобных прецедентов не было. Все они сейчас обеспокоены, и задают друг другу один и тот же вопрос: «А у нас тоже так будет? Нашу пшеницу тоже так будут убирать?».
- И так ситуация в стране нехорошая, люди и так взвинчены. Зачем еще больше подобными действиями накалять обстановку? - в сердцах сказал корреспонденту «Новостей-N» один из фермеров...