«Хотелось бы, чтобы русские просто ушли», - американский астронавт впервые в Николаеве
«Хотелось бы, чтобы русские просто ушли», - американский астронавт впервые в Николаеве
Война в Украине принесла немало тягот и лишений ее жителям и стала своеобразным «холодным душем» для всего мирового сообщества, изрядно расслабившегося за последние десятилетия, и явно не ожидавшего в самом сердце Европы возникновения конфликта такого масштаба, с таким количеством жертв и разрушений. К ходу войны и ее развитию приковано внимание мировых лидеров и общественных деятелей в разных точках мира, и многие из них стараются помочь не только своей благотворительностью, но и своим трудом непосредственно здесь, на месте.
В настоящее время в Николаевской области находится астронавт НАСА Дейвид Карл Хилмерс, совершивший четыре космических полета на шаттлах: STS-51J (1985, «Атлантис»), STS-26 (1988, «Дискавери»), STS-36 (1990, «Атлантис»), STS-42 (1992, «Дискавери»). Несмотря на свой солидный возраст – 73 года – он сохраняет бодрость, находится здесь и помогает местным жителям – консультирует их, в частности, в вопросах здоровья. Последние дни он провел в Снигиревке, находившейся, как известно, восемь месяцев под оккупацией.
В своем довольно плотном графике доктор Хилмерс выделил двадцать минут на интервью с корреспондентами «Новостей-N» и ответил на наши вопросы.
Нападение РФ на Украину неожиданным не стало
- Наш интерес к Вам обусловлен в первую очередь тем, что Вы первый американский астронавт, который приехал в наш город. Раньше у нас бывали только советские космонавты. Поэтому Ваш приезд – это событие для Николаева. Вы впервые приехали в Украину?
- Да, раньше я никогда здесь еще не был.
- Вы приехали в очень трудное время для нашей страны. Каковы Ваши первые впечатления об Украине?
- Для многих из нас, живущих в Америке, события в Украине стали шоком. Мы видим, как разрушаются города, все перевернуто с ног на голову. И когда я сюда приехал, я увидел, что люди продолжают жить, продолжают выполнять свои обязанности. На меня это произвело очень хорошее впечатление. Когда мы ехали из Киева сюда, я видел поля, засеянные пшеницей, и для меня это показатель того, что жизнь продолжается, несмотря на войну. Я увидел, что украинцы – очень отважные, храбрые люди, которые могут противостоять всем опасностям и всем сложностям в жизни.
- Понравился ли Вам Николаев?
- Во-первых, он расположен в красивейшем месте. Во-вторых, здесь потрясающая архитектура. В-третьих, здесь живут и работают замечательные люди. Красивый город, и я благодарен всем, кто помогает восстанавливать его.
- Вы два дня работали в составе медицинской миссии в районе, который длительное время находился под российской оккупацией. Каковы ваши впечатления о психологическом состоянии людей, которые приходили на прием?
- Когда я разговаривал со своими пациентами, у многих из них были не только физические проблемы, но также психологические. Потому что, как они мне рассказывали, после пережитой оккупации многие из них до сих пор остаются без дома, без крыши над головой. Но я был поражен тому, как люди настроены на противостояние, на выживание. И еще я был поражен тем количеством отстроенных домов, которые уже есть на это время, после того, как они были разрушены.
- Когда Вы впервые услышали о нападении России на Украину, каким было Ваше первое впечатление?
- Я еще за месяц до начала войны, до начала нападения следил за периодикой, за сообщениями разведки. И я был подготовлен к тому, что будет нападение. Не скажу, что нападение стало таким уж неожиданным. Все к этому шло.
- Как рядовой человек, как житель планеты Земля – как Вы можете охарактеризовать действия большой страны, которая без всякого повода, без причины нападает на гораздо более слабого и меньшего по размерам соседа?
- Можно много чего сказать по этому поводу. Но одно из первых слов, которое приходит на ум, когда я начинаю думать об этих событиях, – это буллинг. Второе слово, которое напрашивается, – эгоист. Эгоист, который хочет забрать себе все, в том числе и то, что ему не принадлежит. И он это делает, не особо задумываясь о последствиях.
- Как Вы считаете, чем закончится эта война?
- Моя надежда, как и надежда, наверное, и украинцев тоже – что война закончится восстановлением границ Украины вместе с Донбассом, Луганском, Крымом. Хотелось бы, чтобы русские просто ушли. Но надежды на это мало.
- Вы достаточно много времени посвятили службе в армии, имеете звание полковника корпуса морской пехоты США. Вы летали на боевых самолетах. По Вашему мнению, если Соединенные Штаты примут решение о поставке Украине истребителей F-16, сможет ли это существенно повлиять на военную ситуацию?
- Думаю, что поможет. Не столько сам самолет, хотя это очень хорошая боевая машина, а та технология, которая в нем воплощена, компьютерные системы, установленные в этом самолете. Они, конечно же, дадут свой результат и могли бы помочь Украине. Есть еще более совершенные самолеты. Но я не думаю, что США сейчас рассматривает вопрос передачи этих самолетов.
«Надеемся, что астронавты снова высадятся на Луне»
- И, наконец, вопрос по поводу астронавтики, так как к этой отрасли вы имеете самое прямое отношение. Вы четырежды летали на космических челноках. Наверное, это была самая амбициозная программа НАСА после «лунной» программы. Тем не менее, Соединенным Штатам пришлось эту программу закрыть. Было потеряно два корабля и погибли 14 астронавтов. С вашей точки зрения, программа “Space Shuttle” была ошибкой НАСА, или это был шаг вперед в освоении космического пространства?
- Не знаю, можно ли назвать эту программу амбициозной. Но она действительно одна из самых масштабных и очень важных из всех, которые были и есть. Но амбиции наши все-таки выше – мы хотим еще раз полететь на Луну, освоить Марс и т.д. После потери двух шаттлов, последний был в 2003 году, мы летали в космос еще восемь лет. Программа “Space Shuttle” скорее всего, закрылась не потому, что она не была успешной. Просто шаттл уже устарел, и развивались уже новые корабли, переходили уже к новым программам.
- Тем не менее, после закрытия этой программы уже много лет Соединенные Штаты не имеют своего корабля.
- Да, мы рассчитывали, что мы быстро сможем заменить шаттлы на что-то другое. Но только недавно появились Space X, которые очень удачно выступают в этой программе. Разрабатываются новые программы, в том числе и относительно космической станции. И мы надеемся, что в течение ближайших двух лет наши астронавты снова высадятся на Луне.
- Спасибо за интервью и удачи Вам в Вашей деятельности.