Украина хочет участвовать в освоении российских залежей газа
Украинская газотранспортная система может не только прокачивать российский газ на Запад, но и приносить доход государству. Как передает корреспондент «Росбалта», такое заявление сделал спикер Верховной Рады Владимир Литвин на пресс-конференции.
«Я уверен – мы должны демонстрировать здоровый экономический и политический прагматизм и даже эгоизм, исходя из того, что Россия имеет газ, а Украина — трубу. Нам нужно сделать так, чтобы труба не просто прокачивала газ и обеспечивала Украину газом, а чтобы мы могли зарабатывать на трубе… Поэтому я уверен: рано или поздно мы вернемся к идее создания газового консорциума между Украиной, Россией и Европейским Союзом», — заявил Литвин.
Он добавил, что смотрит на эти инициативы «в комплексе». «У нас есть труба и транзитные возможности, а у России — газ. Газовый консорциум я вижу таким образом, чтобы Украина получила доступ к газовым месторождениям России, чтобы мы могли принимать участие в их освоении», — сказал он.
«И не нужно говорить, что у нас кто-то хочет забрать трубу. Нужно сделать так, чтобы труба работала, потому что если мы будем заниматься политиканством, то мы останемся сидеть на трубе без газа», — заключил спикер украинского парламента.
Как известно, еще в 2002 году появилась идея создания газотранспортного консорциума. Она возникла в ходе переговоров экс-президента Украины Леонида Кучмы, бывшего канцлера ФРГ Герхарда Шредера и экс-президента, бывшего президента России Владимира Путина. В 2003 году было создано ООО «Международный консорциум по управлению газотранспортной системой Украины», в котором по 50% принадлежало «Нафтогазу» и «Газпрому». Однако проект так и не был реализован из-за разного понимания акционерами функций данного предприятия. Тогда российская монополия настаивала на управлении всей украинской ГТС, а украинская сторона предлагала ограничиться строительством двух новых газопроводов: Богородчаны – Ужгород и Новопсковск – Александров Гай.
Лидер Партии Регионов Виктор Янукович считает, что от украинской газотранспортной системы можно получать выгоду, как это делает Белоруссия от своей трубы. Впрочем, по его словам, «у нас есть и свой ум».