Как понимать помилование Михаила Ходорковского?
В редакционных статьях западных изданий заявление Путина о помиловании Ходорковского, а также амнистия в основном интерпретируются как попытка предотвратить бойкот Олимпиады в Сочи. Между тем здоровье российского общества и рост российской экономики зависят от того, сформируется ли верховенство закона.
"Россия: раздвоенный язык Путина" - так озаглавлена статья в The Guardian. Это общий обзор высказываний российского президента в четверг - на пресс-конференции и после нее.
"Лисья физиономия Путина в моменты, когда он доволен собой" вызывает крайнее раздражение, пишут авторы. "Специфический стиль российского президента состоит в том, чтобы разумным тоном говорить необоснованные, а порой невероятные вещи", - утверждает издание. Так, Путин отрицал российское давление на Украину и заявил, что Москва помогла Киеву из братской любви. Украина и Россия - также члены европейской семьи, говорится в статье.
Стратегия Путина в отношении противников и критиков хороша тем, что можно отделываться от неудобных людей, прикрываясь законом, а затем удостаиваться почестей за дозированное милосердие. "Бормотание, что Ходорковский отсидел 10 лет и его мать больна, создает впечатление гуманности Путина. Но сажать Ходорковского в тюрьму изначально было негуманно", - говорится в статье.
Заявление Путина, что Россия пока не решила разместить "Искандеры" в Калининградской области, газета сочла "одновременно смехотворным и глупым", так как полагает: "Вероятность обмена ядерными ударами между Россией и Западом теперь равна нулю". "Однако, говоря "Пусть успокоятся", он умудряется создать впечатление, будто пытается успокоить нервозный блок НАТО", - пишет газета. "Время успокоиться наступит, когда у Путина не будет два языка", - такова финальная фраза статьи.
"Путинская симуляция правосудия" - так называется статья Bloomberg. Заявление Путина о планах помиловать Ходорковского "всего лишь подтверждает произвольный характер российской судебной системы", пишет издание: освобождение Ходорковского зависит от каприза одного-единственнного человека - Путина, точно так же, как два обвинительных приговора ранее.
"Путин хитер", - пишет издание. Оно объясняет его действия желанием не допустить, чтобы Олимпиада в Сочи превратилась в трибуну для жалоб "правозащитников и других лобби".
Издание советует правозащитникам, которые уговаривают компании отказаться от спонсорства Олимпиады, не обращать внимания на "путинские демонстрации великодушия". Судебная система, позволяющая изловить в капкан любого неугодного властям, сохраняется. Закон против "пропаганды гомосексуализма" и тому подобные законы "сформулированы расплывчато именно для того, чтобы их можно было применять по прихоти прокурора".
Издание не надеется, что Путин изменит свою стратегию. И все же он должен знать, что здоровье российского общества и рост российской экономики зависят от того, сформируется ли верховенство закона, указывает Bloomberg.
The New York Times предпочла лаконичный заголовок - "Российские амнистии". Газета рада, что Ходорковский, участницы Pussy Riot и активисты Greenpeace будут отпущены на волю, но тут же замечает: помилование - "не то же самое, что признание, что эти люди изначально были заключены в тюрьму неправомерно".
Путин ничем не намекнул, что этих людей, возможно, судили и (или) приговорили несправедливо. Он также не давал понять, что в будущем с другими людьми не станут так обращаться.
"Если не последует укрепление верховенства закона, эти амнистии - преимущественно величественный жест, а не знак восстановления справедливости", - заключает издание.
"Год Путина" - так называется редакционная статья El Pais. По мнению издания, у российского президента были основания для жизнерадостности на пресс-конференции: год у него выдался хороший. Москва вернула себе свою роль на международной арене, амнистия - активная попытка противодействия бойкоту Олимпиады в Сочи. Путин договорился с Украиной, "потирал руки в связи с кризисом вокруг Сноудена". Тот факт, что Сноуден получил убежище в России, - неудача Обамы, зато в Сирии Путин спас репутацию Обамы, предложив выход из ситуации.
В то же самое время у России есть очевидные слабые места: так, экономика пребывает в стагнации. "Но главное слабое место - в политической сфере", - пишет газета. Решение освободить участниц Pussy Riot и Ходорковского "не может закамуфлировать реальную ситуацию - авторитаризм, коррупцию и злоупотребления".
"Путин пробует поменять имидж" - заключает The Wall Street Journal в заголовке статьи.
Легко расшифровать, по каким мотивам Путин собирается помиловать Ходорковского. "Накануне Олимпиады в Сочи он пытается улучшить глобальную репутацию своей страны", - пишет издание, напоминая об амнистировании "нескольких других политзаключенных".
WSJ также напоминает, что лидеры многих западных стран не приедут в Сочи, а в официальную делегацию США включена открытая лесбиянка. "Эти проявления пренебрежения болезненны. Жаль, что Белый дом потратил понапрасну годы, обхаживая Путина в ходе своей неудачной политики "перезагрузки", - говорится в статье.
Освобождение Ходорковского следует приветствовать, но оно объясняется не столько большей свободой в России, сколько сменой имиджа Путина, заключает газета.