Названа очередная новая дата созыва международной конференции по Сирии

20.10.2013 в 23:25

Конференция по мирному урегулированию сирийского конфликта «Женева-2» состоится 23 ноября. Об этом заявил генсек Лиги арабских государств Набиль аль-Араби, ссылаясь на слова спецпредставителя ООН Брахими. Последний раз стороны собирались в таком формате более года назад. О необходимости проведения «Женевы-2» говорится с мая, но ее сроки неоднократно переносились.


В воскресенье генсек Лиги арабских государств (ЛАГ) Набиль аль-Араби заявил, что международная конференция в Женеве по мирному урегулированию сирийского конфликта – «Женева-2» – состоится 23 ноября. По его словам, о дате он узнал от спецпредставителя ООН и ЛАГ Лахдара Брахими. «Я обсудил сирийскую тему с Брахими, и было решено, что женевская встреча намечена на 23 ноября, и были сделаны подготовительные мероприятия для этой конференции», – цитирует AFP слова аль-Араби.


О том, что конференция может пройти 23–24 ноября, в четверг говорил и вице-премьер Сирии Кадри Джамиль. Однако официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич заявил, что определять дату проведения конференции может только генсек ООН.

Напомним, инициаторами созыва конференции «Женева-2» были Россия и США. Она должна стать продолжением встречи в Женеве 30 июня 2012 года. Впервые о договоренности провести повторную конференцию сообщил в начале мая министр иностранных дел России Сергей Лавров, который выражал надежду на то, что созвать ее удастся в конце того же месяца. Его позицию поддержал госсекретарь США Джон Керри. «Мы признаем, что это требует взаимного согласия сирийских сторон, и мы обязуемся использовать имеющиеся у России и США возможности для того, чтобы усадить и правительство, и оппозицию за переговорный стол», – говорил Лавров.

В конце мая заинтересованность в участии в конференции подтвердил официальный Дамаск, который назвал ее «хорошей возможностью для разрешения конфликта». Тогда же появились новые сроки проведения мероприятия – 14–15 июня. В то же время было названо условие участия в конференции стран из «Группы друзей Сирии». Например, Великобритания и Иордания главным условием урегулирования назвали уход в отставку президента Сирии Башара Асада. Кроме Великобритании и Иордании в группу входят Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Катар, США, Франция, Турция, Германия и Италия.

Первая реакция сирийской оппозиции появилась в конце мая. Национальная коалиция назвала главным условием установку конкретных временных рамок разрешения конфликта под гарантии международного сообщества. На это заявление отреагировал Лавров, который увидел попытки сорвать «Женеву-2» и призвал США и Евросоюз «приструнить» противников Асада. «Создается впечатление, что Национальная коалиция и ее прежде всего региональные спонсоры делают все, чтобы не допустить начала политического процесса и... добиться военной интервенции в Сирию», – говорил Лавров.


В ответ оппозиционеры отказались от участия в конференции, потребовав вывода иранских формирований и отрядов «Хезболлы» из города Эль-Кусейр и блокады других городов. На Смоленской площади не скрывали разочарования. «Непонятно, кто реально определяет подходы этих оппозиционеров, называющих себя «силами сирийской революции и оппозиции», а фактически – работающими против диалога и прекращения насилия в Сирии и, соответственно, интересов сирийского народа», – говорил в конце мая официальный представитель МИДа Александр Лукашевич.

Однако на следующий день Керри выразил уверенность в том, что Национальная коалиция оппозиционных сил сядет за стол переговоров.

В начале июня сроки проведения конференции были вновь отодвинуты. Как говорил министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус, «Женева-2» может быть проведена в июле и станет «последней надеждой по прекращению кровопролития». При этом в России констатировали, что не смогли договориться с США и ООН по срокам. Одновременно сирийские оппозиционеры выдвинули очередное условие, потребовав новую партию оружия и боеприпасов. К тому времени истекли санкции ЕС в отношении Сирии, налагающие запрет на подобные поставки.

В середине июня на конференцию пригласили Иран, участие которого для Москвы было принципиальным, «потому что вся композиция конференции должна быть сбалансированной». Иран остается одним из самых близких союзников Сирии в регионе.

Чуть позже по поводу шансов на проведение «Женевы-2» высказался президент России Владимир Путин, который не согласился с мнением, что «эта конференция окончательно похоронена». Он назвал ее наиболее вероятным способом «решения сирийской проблемы». Затем источники, близкие к переговорам лидеров G8 Ирландии, сообщали, что «Женева-2» может состояться в августе. А Лавров в интервью американскому агентству «Блумберг» в конце июня заявил, что США надо выбрать между поддержкой идеи проведения «Женевы-2» и односторонними шагами по поддержке сирийской оппозиции. В итоге представители России, США и ООН смогли к концу июня согласовать формат конференции, но без указания сроков. В начале июля Керри заявил, что «Женеву-2» удастся провести не ранее сентября. А в конце июля Лавров заявил, что ни одна из групп оппозиции не должна оказаться за рамками конференции.


В начале августа по поводу конференции высказался генсек ООН Пан Ги Мун, который попросил Россию ускорить созыв «Женевы-2». Но в МИДе указали, что главная проблема заключается в том, что предварительные условия выдвигают сирийские оппозиционеры. Так МИД ответил на позицию Вашингтона, согласно которой трудности были связаны с позицией официального Дамаска. В середине августа вероятные сроки «Женевы-2» вновь были скорректированы и сдвинуты на октябрь. Однако Лавров отмечал, что проведение «Женевы-2» «осенью нереально».

В конце августа в Сирии было применено химическое оружие. В результате, по различным данным, погибло более тысячи человек. Ряд западных стран возложили ответственность за химатаку на Дамаск. В результате перспективы проведения конференции стали более туманными. Оппозиция тут же отказалась от участия в переговорах, отмечая, что «мы должны наказать диктатора... и после этого мы сможем обсуждать женевскую конференцию». А США отложили переговоры с Россией о подготовке конференции.

На фоне вероятного военного удара США по Сирии Пан Ги Мун во время саммита G20 в Санкт-Петербурге призвал активизировать скорейший созыв «Женевы-2». В свою очередь Лавров заверил, что Москва будет «продвигать» инициативу по созыву конференции. Однако советник президента США по национальной безопасности Сьюзан Райс указала, что «Женева-2» «должна проводиться после военного удара».

Но идея нанести военный удар была перечеркнута предложением Владимира Путина передать все химическое оружие Сирии под международный контроль. В середине сентября Лавров согласился прилететь в Нью-Йорк на переговоры с Керри по поводу подготовки «Женевы-2». А Пан Ги Мун предположил, что конференция, вероятнее всего, пройдет в октябре. Но Лавров подчеркнул, что необходимо заставить участвовать в конференции сирийскую оппозицию.

В эти же дни выступил Башар Асад, который обвинил США в срыве сроков. «Мы поддерживали женевский процесс с самого начала, когда посланники ООН приезжали в Сирию. Ставили препятствия этому не Россия и не Китай, а США», – сказал Асад.


А вице-премьер Сирии Кадри Джамиль в середине сентября пообещал, что власти предложат оппозиции перемирие на конференции. Через пару дней представители оппозиции заявили о намерении присутствовать в Женеве, о чем говорилось в письме в Совбез ООН. В свою очередь недавно избранный президентом Ирана Хасан Роухани в конце сентября согласился принять участие в конференции без всяких предварительных условий.

Вскоре Пан Ги Мун назвал новую вероятную дату ее проведения – середину ноября. Его заявление прозвучало после принятия Совбезом резолюции, согласно которой Сирия должна передать все свое химоружие под международный контроль. Но в конце сентября Брахими признал, что проведение конференции остается под вопросом. А Лавров, подчеркивая необходимость в этом мероприятии, призвал как можно скорее усадить за стол переговоров «вменяемых представителей» сирийской оппозиции.

Но 13 октября Сирийский национальный совет (СНС), являющийся основной политической силой сирийской оппозиции, отказался участвовать в «Женеве-2». В свою очередь представитель Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС) Халед Ходжа заявил, что организация еще не приняла окончательное решение.

Заявление СНС Лавров назвал свидетельством неспособности Запада выполнить договоренности с Россией по Сирии. В то же время Лавров отметил, что «главным препятствием на этом пути сейчас остается неспособность наших партнеров все-таки заставить сирийскую оппозицию, которую они опекают, приехать в Женеву и сесть за стол переговоров». На следующий день Керри призвал побыстрее определиться с датой проведения конференции. 

Взгляд 

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив