У Путина нет волшебной палочки: российская экономика не поднимается
Россия нуждается в реформах для возобновления инвестиций и усиления конкурентоспособности, пишет Антонелла Скотт в статье, опубликованной газете Il Sole 24 Ore.
В России немного людей, способных противоречить Путину, говорится в статье. К их числу относится бывший министр финансов Алексей Кудрин: он опроверг слова президента о том, что торможение национальной экономики является следствием глобального кризиса. "Истинные причины, - заявил бывший министр, - имеют внутренний характер".
Россия, отметил Кудрин, нуждается в реформах, чтобы возобновить инвестиции и усилить конкурентоспособность; предприниматели должны быть уверены в политическом будущем страны. С первых дней пребывания в Кремле Путин отдавал приоритет стабильности государства и своего царствования: доходы семей, вовремя выплаченные пенсии, повышение зарплаты - все ставилось выше, чем производительность. Но теперь, когда эра доходов от нефти уступает место кризисным временам, Путин говорит: "Нет волшебной палочки, которая могла бы разом изменить положение дел". Однако диагноз экономистов предельно четок и полностью соответствует словам Кудрина: против стагнации помогут только реформы. "Есть у него волшебная палочка или нет, но российский президент намерен идти не в этом направлении", - полагает журналистка.
"Сегодня перспективы энергетических рынков больше не позволяют России опираться только на эти ресурсы. Требуется иной импульс для новой модели экономики. По словам Ивана Шакарова, ведущего экономиста Renaissance Capital, чтобы избежать замедления роста в стране, необходимо быстро продвигаться по пути создания институтов, инфраструктур, технологий, дабы строить экономику на основе знаний", - пишет автор статьи.
У Путина нет недостатка в добрых советах, но президент, с недоверием относящийся к политической либерализации, обеспокоенный возможностью возникновения разногласий с элитой, которая его поддерживает, как кажется, не способен "преобразовать действия по модернизации экономики в политику, которая бы реально изменила ситуацию на месте", говорит Питер Рутланд, профессор политологии Уэслианского университета (США). Путин опирается на аппарат, запрограммированный на бюрократию и коррупцию: он предпочитает говорить о стимулировании экономики больше, чем о реформах и перераспределении ресурсов, об инвестициях, направляемых через государство своим олигархам, чем о свободе предпринимательства.