Кремль использует шарм в противостоянии с Европой

06.08.2013 в 23:10

Когда в июле Президент России, Владимир Путин, посетил Украину, он подтвердил, что исторические связи между двумя странами имеют ту же важность, что и раньше. «Наши предки веками вместе жили, трудились и защищали свое отечество, - сказал Путин, выступая по случаю празднования Дня военно-морского флота России и Дня флота Украины в Севастополе. - Наши кровные и духовные узы поистине неразрывны». Он предложил начать процесс интеграции вооруженных сил обоих государств. Янукович в этот раз отвечал даже еще более уклончиво. Он заявил, что есть рамки сотрудничества при модернизации армии.

Заявления г-на Путина отражают все более настойчивые попытки охмурить Украину и завлечь ее в единое экономическое пространство с Россией - экономический блок -, к которому Белоруссия и Казахстан уже присоединились, и который Россия использует для укрепления своего влияния в регионе. Эти попытки пришлись на период острой конкуренции между Россией и Европейским Союзом за влияние над новыми странами Восточной Европе, как говорят аналитики, в том числе Белоруссией и Украиной, а также Молдовой, Грузией, Арменией и Азербайджаном.

Эти страны входят в созданный ЕС проект «Восточное партнерство» (ВП), целью которого является интеграция в рамках блока путем развития демократии и свободной рыночной экономики. В свою очередь, Европейский Союз будет расширять торговые связи, смягчит визовую систему и будет оказывать им финансовую помощь.

Россия, однако, выступает против сближения этих стран с Европейским Союзом. «Москва ясное дело боится потерять влияние над этим регионом. Но настолько ли важно Восточное партнерство, что стоит идти наперекор притязаниям Кремля?» - задается вопросом Евгений Смоляр, эксперт по этому региону Польского института международных дел в Варшаве.

До сих пор результаты деятельности Восточного партнерства в плане политической и экономической либерализации были неоднозначны. Молдова, Грузия, Украина и Армения полудемократические государства, а Белоруссия и Азербайджан - авторитарные, согласно аналитическому отделу британского журнала "Экономист".

«Восточное партнерство оказалось преимущественно бюрократическим инструментом с ограниченным политическим значением, - показывает в своем новом докладе Рафаль Садовский (Rafal Sadowski), эксперт Восточного партнерства в Центре восточных исследований в Варшаве. – Оно выявило ограниченность возможностей ЕС влиять на своих восточных соседей».

Несмотря на это, Литва, к которой в прошлом месяце перешло председательское кресло ЕС, делает все возможное, чтобы привлечь эти страны в Европу. Вильнюс пригласил шесть этих стран на саммит Восточного партнерства в ноябре. Для Литвы и ее соседки Польши, которая настойчиво подталкивает всех к более тесным отношениям между Европейским Союзом и странами Восточного партнерства, кульминационным моментом встречи на высшем уровне стало бы подписание соглашения об ассоциативном членстве между Европейским Союзом и Украиной, крупнейшим членом Восточного Партнерства.

Такое соглашение принесло бы экономические и политические дивиденды для обеих сторон. Оно бы также воодушевила украинских реформаторов и прозападные политические движения продолжить курс на модернизацию экономики страны и укрепление верховенства закона.

Соглашение об ассоциативном членстве с Украиной - «не просто технический процесс переговоров с еще одним партнером, это - геополитика», сказал министр иностранных дел Литвы, Линас Линкявичус (Linas A. Linkevicius). Европейский Союз и Украина парафировали соглашение более года назад, но он все еще не подписан. Украине еще только предстоит провести реформы.

Правительство Германии проявляло наибольшую активность, настаивая на освобождение из украинской тюрьмы бывшего премьер-министра, Юлии Тимошенко, которая больна. Она была приговорена к тюремному заключению в 2011 году за злоупотребление служебным положением. Во время визита на Украину в июне прошлого года, министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле (Guido Westerwelle) заявил, что г-же Тимошенко не было предоставлено справедливое судебное разбирательство. Он предложил передать ее Германии, где ей бы оказали медицинскую помощь.

«Г-жа Тимошенко, по нашему мнению, имеет право на справедливое судебное разбирательство и надлежащую медицинскую помощь», заявил г-н Вестервелле. Теперь Германия, как ожидается, наложит вето на подписание соглашения об ассоциативном членстве, если Украина не проведет реформы, в том числе будет справедливо относиться к политическим заключенным таким, как г-жа Тимошенко.

Отказ Януковича урегулировать статус Тимошенко не единственный камень преткновения между Европейским Союзом и Украиной. Другой – не соблюдение Украиной своих обязательств.

За последние несколько лет, г-н Янукович неоднократно сталкивал Европейский Союз и Россию друг против друга для того, чтобы добиться уступок от обеих сторон: привилегированное положение в торговле от Европейского Союза, а в случае с Россией - доступ к ее дешевой энергии.

Украинское общественное мнение с небольшим перевесом поддерживает стремление страны сблизиться с Европейским Союзом. Опрос, проведенный в мае прошлого года Международным республиканским институтом, американской некоммерческой организацией, которая способствует развитию демократии, показал, что 40 % украинских респондентов «за» "международный экономический союз" с Европейским Союзом, в то время как 37 процентов высказались за вхождение в благословляемый Россией Таможенный союз. При таком разделении мнений, Януковичу придется серьезно оценивать политические издержки выбора до 2015 года, когда планируется проводить президентскую избирательную кампанию.

Решение Украины - и то, что происходит в политике и экономике других стран Восточного партнерства – очень важно для Европы. Речь идет не только о противодействии влиянию России. Дело касается готовности этих стран принять демократию, в которой Россия мало заинтересована. Смоляр говорит, что предложение Европейского Союза установить привилегированные торговые отношения и более тесные политические контакты со странами Всточного партнерства очень ценно, но недостаточно.

В 1990-е страны Восточной Европы были заинтересованы проводить реформы, потому что у них были перспективы вступления в ЕС в качестве ее членов. Это было самым важным катализатором для проведения реформ. Странам Восточного партнерства, однако, такое обещание не дано. Из-за этого элиты региона и олигархи не видят необходимости в реформах, а реформаторы деморализованы, говорит г-н Садовский из Центра восточных исследований. Все это идет на укрепление позиций России в борьбе за страны Восточного партнерства. А также может привести к нестабильности в регионе, если Европейский Союз предоставит новым странам Восточной Европы самим выбираться из создавшегося положения.

ИноСМИ 

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив