Пять главных непристойностей современного капитализма

15.07.2013 в 23:21

Кажется, что убежденные капиталисты не хотят признавать тот факт, что люди зависят друг от друга, и что личный успех является результатом совместных усилий, предпринимаемых, как правило, в течение продолжительного периода времени. Чем меньше норм и регулирующих правил существует для мыслителей свободного рынка, тем меньше их волнуют окружающие. Они не принимают во внимание тот факт, что расцвета производства в США удалось достичь благодаря прогрессивному налогообложению, за счет которого обеспечивалось финансирование предпринимателей из среднего класса. Кроме того, они не видят перекосов в системе, которая ориентируется исключительно на извлечение прибыли, не беря во внимание социальную ответственность.

Как и снимки ужасной болезни, их убеждения можно назвать непристойными.

1. Рынок заработает. Надо лишь дать ему время.
Капиталистов отличает удивительная и беспочвенная уверенность в эффективности и эгалитаризме свободного рынка. Все началось с утверждения Милтона Фридмана (Milton Friedman) о том, что «в системе свободной рыночной экономики все блага экономического прогресса распределяются между всеми». Затем в 1998 году в газете New York Times появилась статья, в которой положительно оценивалась отмена закона Гласса-Стиголла и говорилось, что тем самым «были временно снесены уже не столь необходимые стены, возведенные в эпоху Великой депрессии для того, чтобы отделить коммерческие банки от инвестиционных банков и страховых компаний». В последовавший за экономическим кризисом период, а именно в 2009 году и после него, капиталисты заметили трещины в фундаменте, однако ориентировались при этом на саморегулирование. Генеральный директор Goldman Sachs Ллойд Бланкфейн (Lloyd Blankfein) заверял нас в том, что «возможно, финансовая система завела нас в кризис, но она же нас из него и выведет». Газета Chicago Tribune вторила его высказыванию: «Западный вариант частного предпринимательства, несмотря на его склонность к взлетам и падениям, выведет мир из хаоса, в который он его вверг».

По прошествии 30 с лишним лет с того момента, как свободный рынок оказался провальным для большинства американцев, представители бизнеса все еще не желают сдаваться. Однако советник Goldman Sachs Брайан Гриффитс (Brian Griffiths) объяснил: «Нам нужно смириться с тем фактом, что неравенство является способом достижения дальнейшего процветания и расширения возможностей для всех».

2. Налоги: кому они нужны?

«Нулевой!» - таким был ответ генерального директора Honeywell Дэвида Коута (David Cote), когда ему задали вопрос о том, какой должна быть ставка налога на корпорации. Вероятно, дезинформация относительно налогов началась с рисунков Артура Лаффера (Arthur Laffer) на салфетке, которые более чем на 40 лет убедили представителей Республиканской партии в том, что снижение налогов волшебным образом приведет к росту доходов. Состоятельные капиталисты уже давно поняли, что все получают выгоду от уклонения от уплаты налогов. Вот что сказал Чарльз Кох (Charles Koch): «Я думаю, что повысить общественное благосостояние лучше за счет моего бизнеса и моих некоммерческих вложений, нежели за счет направления в Вашингтон дополнительных средств».

Даже самого крупного «уклониста» от налогов — компанию Apple, которую, по словам ее генерального директора Тима Кука (Tim Cook) «отличают высокие моральные принципы», фанатично защищают от обвинений в уклонении от уплаты налогов. И это несмотря на то, что деньги налогоплательщиков, направляемые на разработку транзисторов, интегральных схем, аппаратного и программного оборудования, позволяют компании существовать. Рэнд Пол (Rand Paul) с возмущением заявлял: «Меня оскорбляет попытка опорочить сотрудников Apple. Нам нужно извиниться перед Apple и похвалить их за те рабочие места, которые они создают».

Скорее всего, Рэнд Пол имел в виду озвученное компанией Apple в качестве хвалы самой себе заявление о создании 500 тысяч дополнительных рабочих мест для американской экономики. Однако в Apple работают лишь 43 тысячи американских работников. Подсчитано, что прибыль компании составляет 400 тысяч долларов на одного работника, тогда как сотрудникам своих розничных магазинов Apple платит в среднем по 12 долларов в час.

3. Глобальное потепление – это обман



Как утверждает сенатор-республиканец Джеймс Инхоуф (James Inhofe), это является «самым большим обманом американцев». Далее он рассуждает так: «Я считаю, что Господь существует. Надменное суждение людей о том, что мы, человеческие создания, способны изменить то, что сделал с климатом Он, для меня звучит возмутительно». Рик Санторум (Rick Santorum) назвал движение в защиту окружающей среды «одним из любимых инструментов левых», а на канале Fox News сообщили, что «глобальное потребление остановилось 16 лет назад».

Те, кто не является абсолютным противником этой идеи, предлагают решения, ориентированные на извлечение прибыли. Генеральный директор Exxon Рекс Тиллерсон (Rex Tillerson) считает глобальное потепление «технической проблемой», имеющей «технические решения», а в Торговой палате США настаивают на том, что «человек способен привыкнуть к более теплому климату за счет набора поведенческих, физиологических и технологических инструментов адаптации». В жизнерадостной Торговой палате утверждают даже, что потепление может быть «выгодно для человечества», поскольку оно позволит снизить смертность в холодное время года.

Другие проблемы окружающей среды отражаются в глазах бизнесменов еще более крупными символами доллара. Ларри Саммерс (Larry Summers) порекомендовал решать проблему ядовитых отходов за счет других стран: «Я думаю, что с экономической точки зрения логика захоронения большого количества ядовитых отходов в стране с самым низким уровнем дохода является неоспоримой, и нам следует ориентироваться на это». Говоря о дефиците воды, в Energy&Capital пришли к выводу о том, что «если все сделать правильно, последствия грядущего кризиса водных ресурсов будут весьма неплохими».

Компания Monsanto в своем отчете для Комиссии США по ценным бумагам проявила себя как белая ворона, заявив: «Мы решительно настроены на мероприятия по защите природы на долгосрочную перспективу».

4. Наш лучший продукт – это студенты

Большие люди иногда говорят совершенно абсурдные вещи. Исходя из добрых намерений, Билл Гейтс (Bill Gates) предлагает ввести контроль качества в процесс «изготовления» студентов путем ведения видеозаписи из аудиторий. Эти записи будут просматривать проверяющие, контролируя уровень преподавания.

Как сказал Майкл Ри (Michael Rhee), «я думаю, что мы делаем неверный шаг, поощряя в нашем обществе посредственность и участие». Разумеется, студенты должны стремиться быть выше среднего уровня. Однако образование никогда не было индивидуальным достижением. Наоборот, талантливые личности являются продуктом работающих совместно людей, которые обмениваются идеями и заполняют пустоты в работе других.

Однако мы слышим лишь звон денег, но не видим стремления общества к совместной работе. Как сказал директор финансируемого Кохом Института Хартленда (Heartland Institute) Джозеф Баст (Joseph Bast), «в ваучерах мы видим главный инструмент полной приватизации системы образования... Это единственный способ свергнуть действующий социалистический режим».

5. За деньги пост не купишь



Разочарование, заблуждение, отрицание. Капиталисты прошли все этапы своей программы свободного рынка. Миллиардер Кеннет Гриффин (Kenneth Griffin) считает, что богатые люди «имеют недостаточно влияния» на современную политику. В Chicago Tribune соглашаются с этим: «А чего ужасного в выделении огромных денежных средств на финансирование президентской кампании? Это не изъян, а характерная черта, это элемент демократии».

Все это чем-то напоминает непристойный жест средним пальцем, который суют вам в лицо.

ИноСМИ

Добавить комментарий
Комментарии доступны в наших Telegram и instagram.
Новости
Архив
Новости Отовсюду
Архив