Побережье Черного моря усеяно трупами дельфинов
В Черном море массово гибнут дельфины. И гибнут не по своей воле: угодив в расставленные рыбацкие сети, животные запутываются в них и тщетно пытаясь подняться с этим грузом на поверхность, задыхаются в морских глубинах. На днях на протяжении 20-километровой зоны побережья от мыса Опук до села Южное в восточной части Крыма пограничники обнаружили трупы 31 дельфина. В этом году — это первый случай такого массового мора млекопитающих. По описанию очевидцев ЧП, все они относятся к одному из трех видов черноморских дельфинов — азовкам.
— Скорее всего, эти дельфины погибли в камбальных или катральных сетях, — рассказал «Комсомолке» директор коллективного предприятия «Лаборатория Брэма», старший научный сотрудник Карадагского природного заповедника Сергей Кривохижин. — И хотя промысел камбалы называется прибрежным, он ведется на глубине от 30 до 100 метров. Азовка — маленький дельфин, погибающий в сетях очень быстро. Сети длинные и очень тяжелые, и азовки, будучи не в силах поднять их на поверхность, задыхаются. Чтобы запутавшихся в сетях мертвых дельфинов было легче вытащить из сетей, рыбаки часто отрезают им хвостовые плавники.
По словам эксперта, иногда в рыболовецкие сети поневоле угождают и афалины — самый крупный вид дельфинов Черного моря. Но так как эти животные сильные и выносливые, шанс высвободиться из опасной ловушки и выжить у них более велик. Вероятность гибели в сетях среди них составляет 1%. Кстати, один из спасенных рыбаками дельфинов-афалин до сих пор живет на Донузлавской базе близ Евпатории.
В целом морские биологи неустанно бьют тревогу: каждый год в масштабах Черного моря гибнут тысячи дельфинов. И это притом, что все дельфины занесены в Международную Красную Книгу, а азовка является самым охраняемым видом. По закону рыбаки должны сообщать в соответствующие органы о фактах гибели дельфинов и менять район промысла, но в реальности, не желая заполучить лишнюю головную боль с бумажной волокитой, все закрывают на это глаза.
— Если рыбаки ведут законный промысел согласно полученным квотам, то прилов считается случайным, — продолжает Сергей Кривохижин. — Однако рыбаки скрывают такие вещи и просто выбрасывают дельфинов за борт за ненадобностью. С браконьерами же все понятно, их нужно наказывать. Причем за незаконно добытые объекты животного мира они обязаны возместить денежную компенсацию за каждую особь, штрафы там большие. Но и сам контроль в рыбной отрасли Украины оставляет желать лучшего. Время от времени пограничники ловят турецких браконьеров, зато есть большие организационные проблемы в работе рыбинспекции. Вон в Азовском море браконьеры выгребли самые ценные промысловые виды рыб.
Отталкивать дельфинов от сетей могли бы отпугивающие электронные устройства — «пингеры», издающие неприятный для дельфинов ультразвук. Однако нести затраты на закупку и установку этих приборов на сетях, по-видимому, желающие найдутся не скоро.